На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Сюрпризы израильского кино


Отшумела 37-я "Молодость" - уникальный в мировом кинопространстве международный кинофестиваль дебютных фильмов. Уникальный как по масштабам, так и по особенностям регламента. В этом году в рамках конкурсной и внеконкурсной программ фестиваля было показано 400 фильмов из 20 стран. По числу фильмов - это вдвое больше, чем в предыдущие годы. Но главное - не количество, а качество. Отборочная комиссия МКФ "Молодость" всегда отличалась взыскательностью.
Я не могу вспомнить ни одного фильма за последние пять лет, который вызвал бы, скажем так, недоумение по поводу его включения в программу. Какие-то фильмы нравились больше, какие-то меньше, какие-то вызывали восторг, какие-то оставляли равнодушным, но неприятия не вызвал ни один.
Фестиваль такого масштаба, как МКФ "Молодость", в какой-то мере можно назвать зеркалом мировых кинопроцессов. Если в предыдущие годы на фестивале, в основном, лидировали скандинавы, то с прошлого фестиваля ситуация изменилась.
Во-первых, начало пока еще робко поднимать голову украинское кино. Украинские студенческие и короткометражные фильмы не остались незамеченными - если не жюри, то публикой.
В этом году немалый интерес вызвал короткометражный анимационный фильм А. Сухарева и Н. Ратникова "На грани", интересно задуманный и мастерски выполненный (диплом главного жюри в конкурсе "короткого метра"). Публика с симпатией восприняла также короткометражку "Приблуда". Это очаровательная история, рассказанная одесситом В. Ямбурским, о двух стариках-соседях, к одному из которых приблудился шкодливый песик. И наконец, в конкурсе полнометражных фильмов участвовал фильм "У реки" молодого режиссера Евы Нейман, поставленный на Одесской киностудии. О картине уже было написано немало, немало было сломано полемических копий. Но должна сказать, что и успех у фестивальной публики фильм имел, и даже на жюри киноклубов FICC стоял вопрос, какой из двух лент отдать предпочтение: "У реки" Евы Нейман или "Монотонности" Юриса Поскуса (Латвия). Победила "Монотонность".
Во-вторых, громко заявило о себе кино Румынии. Год назад в Румынию ушли три приза фестиваля: Гран-при ("12.08. На восток от Бухареста" К. Порумбою), приз за лучший фильм в "коротком метре" ("Марилена из Р7" К. Нимеску) и приз за лучшую женскую роль (М. Гитеску-Марилена). В 2007-м картина "Калифорнийская мечта" Кристиана Нимеску была отмечена Специальным призом, учрежденным на нынешнем фестивале.
(К сожалению, 27-летний режиссер Кристиан Нимеску погиб более года назад в автокатастрофе.) И еще во внеконкурсном показе (в рубрике "Фестиваль фестивалей") демонстрировался призер Каннского фестиваля ("Золотая пальмовая ветвь") фильм Кристиана Мунгиу "4 месяца, 3 недели и 2 дня".
Третий сюрприз фестивальной публике преподнесло кино Израиля. Снова вернемся в 2006 год. Конкурсная программа студенческих фильмов. Отборочная комиссия, взыскательно рассмотрев огромное число заявок на участие в конкурсе, сочла достойными ленты 26 студентов из 12 стран. В их числе была и картина израильтянки Тальи Лави "Сменщица". Надо сказать, что постоянная фестивальная публика свой вердикт выносит сразу. Нельзя сказать, что этот вердикт всегда полностью совпадает с решением жюри, но в отношении фильма Лави счастливое совпадение состоялось. "Лучшая студенческая работа" - так говорили в кулуарах фестиваля, так решило и жюри. И приз в 2 с половиной тысячи долларов, а также диплом за лучшую студенческую работу увезла в Израиль Талья Лави. Чем привлек внимание и симпатии фильм израильской студентки? Тем, что в нем была рассказана история.
Умение рассказать некую историю - это то, что высоко ценится и далеко не всем дается.
А история, рассказанная в фильме "Сменщица", такова. Девушка, служащая в Израильской армии, рвется домой. Чтобы вернуться к обычной жизни, ей нужно подготовить себе замену. Но ее сменщица оказывается склонной к суициду. Желание вырваться из армии оказывается сильнее чувства ответственности и приводит к трагедии.
Умение интересно выстроить и рассказать историю оказалось присуще и израильским документалистам. Весной 2007 года в Киеве проходил Третий международный фестиваль документальных фильмов "Контакт". В число фильмов-фаворитов входили две израильские ленты: "Мост через Вади" Барака и Тойман Хейманн (Первая премия международного жюри в номинации "Полный метр") и конкурирующий с ним теплый, лиричный, даже мелодраматичный и вместе с тем не лишенный юмора фильм Шагира Коена "Сувениры".
Фильмы, которые мне довелось увидеть в рамках МКФ "Контакт", еще раз убедили меня, что разделение картин на д/ф и х/ф, принятое в телепрограммах, неверно. Правильнее фильмы делить на документальные и игровые, потому что художественным может и должно быть и документальное кино. Израильские документальные фильмы отличала высокая художественность. "Мост через Вади" - это мост, не только соединяющий два поселка - израильский и арабский, - это мост между двумя народами. Чтобы построить его, создается смешанная израильско-арабская школа, в которой дети должны узнавать жизнь и обычаи тех, с кем приходится жить бок о бок. Естественно, возникает много проблем, которые, казалось бы, неразрешимы. Но по примеру этой первой школы уже начинают множиться и другие школы со смешанным обучением. Кстати, проблема толерантности так или иначе прозвучала во многих документальных фильмах, показанных на фестивале "Контакт".
Фильм Шагира Коена "Сувениры" оказался просто подарком для зрителей, доставившим публике огромное удовольствие. Коен снял картину о своем отце, который в годы второй мировой войны был молоденьким бойцом знаменитого Еврейского батальона, входившего в состав британской армии. Шагир вместе с отцом отправляются из Израиля в Европу, чтобы пройти по следам боевых действий этого батальона, побывать на могилах боевых товарищей и попытаться разыскать в Голландии, где стоял батальон, подружек отца. Отец не исключает, что у кого-то из этих подружек от пребывания молоденького еврейского солдатика остался "сувенир". Хотя картина и мелодраматична, и не лишена юмора, но ее хребтом все же стали жесткие хроникальные архивные кадры, запечатлевшие боевые подвиги бойцов еврейского батальона.
Я позволю себе отступление от темы "кино Израиля", потому что не могу не назвать несколько документальных фильмов, так или иначе посвященных трагедии Холокоста. Созданы они режиссерами разных стран, в том числе и Украины. К последним относится короткометражный притчевый фильм Александра Шнайдера "Третий исход" и полнометражная лента Дмитрия Захаревича "Кирилiвський гай" - об огромном, практически диком, запущенном, замусоренном, как людская память, киевском лесопарке, смыкающимся с Бабьим Яром. (Оба фильма входили в конкурсную программу.)
Кстати, о человеческой памяти. Во внеконкурсной программе был показан короткометражный фильм режиссера из Великобритании Джеса Бенстока "Холокост-турист", ставший особым событием фестиваля "Контакт". Туристы посещают лагерь массового уничтожения евреев в Освенциме. Их впечатления от увиденного, их разговоры сводятся к обсуждению качества хот-догов, съеденных ими в лагере. То же повторяется и при посещении Краковского гетто.
И еще два фильма коснулись трагедии еврейского народа во время второй мировой войны. Это конкурсная картина австрийского режиссера Петера Форгаша "Мисс Вселенная - 1929" об исковерканной судьбе необыкновенной красавицы Лисл Голдбайтер и внеконкурсный польский фильм Малгожаты Имельской "Скажи, почему?", - в котором героев на долгие годы разлучает война (он попадает в Освенцим, она - на работы в Германию).
Но вернемся к израильскому кинематографу. До нынешнего года единичные израильские фильмы (я сужу по последним пяти фестивалям) встречались лишь в студенческой конкурсной программе и практически проходили незамеченными. Лента Тальи Лави оказалось первой ласточкой и, как говорят в Одессе, таки сделала весну. Не говоря уже об упомянутых документальных фильмах, прошедших на фестивале "Контакт", на 37-м МКФ "Молодость" в конкурсную программу вошло две израильских картины: трогательный человечный короткометражный фильм "Смерть Шулы" Асафа Кормана и полнометражный фильм "Визит оркестра" ("Путешествия оркестра") Эрана Колирина.
Что сказать о фильме Кормана? Старики и животные - тема, затрагивающая душу. В фильме, практически документальном, показан один день из жизни патриарха семьи Корманов - 73-летнего Йосе, усыпившем, чтобы избавить от мучительных страданий, тяжело больного пса Шулу. Старику нужно решить дилемму: похоронить ли преданного пса на собачьем кладбище и поставить ему хороший дорогой памятник, или оставить в руках работников санитарной службы.
О картине "Визит оркестра" следует рассказать отдельно. Хотя бы потому, что первая же израильская полнометражная лента, попавшая на МКФ "Молодость", ко всеобщему одобрению была признана международным жюри достойной главной награды фестиваля - Гран-при. Эрану Колирину была вручена статуэтка "Скифского золотого оленя" и 10 тысяч долларов.
В картине в хорошей мягкой манере рассказана комическая история путешествия небольшого оркестрика полицейского управления Александрии (Египет), приехавшего в Израиль, чтобы выступить с концертом на открытии арабского культурного центра в одном небольшом израильском городке. Из-за бюрократических проволочек оркестр никто не встречает, и его руководитель решает отправиться к месту назначения своим ходом. Одна буква, неправильно произнесенная в названии городка, приводит к тому, что оркестр попадает в другой, совсем уж захолустный городок, затерянный где-то в пустыне, где "вообще нет никакой культуры, ни арабской, ни израильской". Там музыкантам оказывают гостеприимство местные жители. Ситуация, прямо скажем, не оригинальная, и снова, как в других израильских фильмах, направленная на решение вопросов межнациональной толерантности.
Число сюжетов в мире ограничено (кто-то называет 20, кто-то считает, что можно насчитать 25 сюжетов), но пути их воплощения бесчисленны. С самого начала понятно, что смотришь комедию. И действительно, смех то и дело вспыхивает в зале. Но я поймала себя на том, что кроме откровенного смеха реакцией на фильм была не сходящая с моего лица улыбка. Восхищение вызывали и режиссерская, и операторская, и актерские работы. Трудно забыть кадр, в котором главный герой фильма вслушивается в музыку, а на втором плане, как размытый диск луны в тумане, светится лицо героини.
В оркестре восемь музыкантов. У некоторых нет даже текста, но зритель о характере каждого может узнать практически все - настолько выразительны их лица. То же можно сказать и о жителях городка. Поговорка: что ни человек, то характер, - действует воочию.
Конечно, на фестивали попадают лучшие фильмы, но не стоит забывать, что "Молодость" потому и "Молодость", что на этом фестивале рассматривают фильмы режиссеров-дебютантов.
А любой дебют - это заявка на будущее. Судя по дебютам израильских режиссеров, будущее израильского кинематографа обещает быть интересным.

Елена КОЛТУНОВА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.