На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИЗ ХАНУКАЛЬНОГО СЛОВАРЯ


АМЕН. Когда человек слышит, что кто-то рядом произносит благословение - скажем, на зажигание ханукальных свечей, - надо отвечать: "Амен". Слово это означает: "согласен со сказанным; считаю это правдой". Основу такого поведения находят в Торе, в книге Дварим, где сказано: "Когда я обращусь к Всевышнему, воздайте Ему честь" (32:3). То есть один человек обращается к Всевышнему, произносит браху (благословение), а все присутствующие говорят: "Амен".

БРАХА (благословение). Это особая фраза (или несколько фраз), в которой человек выражает признательность Творцу за что-либо, о чем сказано в данном благословении.
В брахе, которую мы произносим перед зажиганием ханукальных свечей, говорится: "Мы преклоняемся перед Тобой и признательны Тебе, Всевышний, за то, что Ты дал нам Свои Заповеди и (среди них) - заповедь зажигания свечей Хануки". Так мы благодарим Творца за то, что Он даровал нам, евреям, возможность соприкоснуться с Небесной Мудростью и Истиной, заключенных в сути нашего праздника.

ДРЕЙДЛ. На языке идиш так называется волчок (юла), игрушка, вращающаяся вокруг вертикальной оси. Традиционно имеет четыре грани, на каждой из которых - по одной букве. Вместе эти буквы составляют аббревиатуру фразы из четырех слов: "Великое чудо произошло там". Во времена, непосредственно предшествовавшие восстанию Маккавеев, греки запрещали евреям изучать Тору. Евреи не покорились, но занимались этим тайно. Чтобы сбить с толку секретную службу ("тайную полицию") греков, детей собирали будто бы для игр. Дети сидели за столом и играли, а в числе их игрушек был волчок - дрейдл. На самом деле они при этом изучали Тору.
В память об этом дрейдл (на иврите - севивон) и сегодня используется во время ханукальных празднований.

ИУДЕЯ. Слово Иудея происходит от русского варианта латинского искажения имени Иегуда - Иуда. Так иногда называлась вся Земля Израиля. После смерти царя Шломо (в IX веке до н. э.) в царстве Израиль произошел раскол. Страна разделилась на два государства: Северное, в котором жили 10 (из 12-ти) колен Израиля, и Южное, - где жили колена Иегуды и Биньямина. Поскольку к Северному относилось большинство евреев, оно получило название Исраэль (Израиль). Южное называлось Иегуда (Иудея), так как колено Иегуды занимало главенствующее положение по сравнению с коленом Биньямина.
Столица еврейского народа - Иерусалим - входила в состав государства Иегуда (Иудея). Когда Северное государство пало, Иудеей называли все еврейское царство. Это название закрепилось в последующих столетиях, когда евреи, вернувшись в IV веке из Вавилонского галута (изгнания), расселились по всей территории Эрец-Исраэль. Иудеей называлась страна и во времена ханукальных событий.

ЛАТКЕС. В Восточной Европе в XVIII-XIX веках сложилась традиция есть в Хануку картофельные оладьи (латкес). Вообще принято в память о чуде Хануки готовить специальные ханукальные блюда на оливковом масле. Там, где оливкового масла не было, использовали любое растительное. Восточноевропейские евреи готовили латкес именно из картофеля, потому что в зимние дни, на которые выпадает Ханука, во многих семьях именно картофель был основным "сырьем" для выпечки и жарки. В тех же странах, где он не был основным продуктом, на Хануку жарили в оливковом масле пончики (суфганиёт), которые и сегодня являются популярнейшим праздничным угощением.

МАОЗ ЦУР. Торжественная песня, гимн. Составлен в конце XII-го века - как духовный протест против погромов во время крестовых походов.
В тексте говорится о том, как пять великих империй мира (Египет, Вавилон, Персия, Греция и Рим) пытались уничтожить еврейский народ, но Всевышний всегда приходил на помощь. Империи возникали и исчезали, а еврейский народ продолжал существовать. Этот текст читают или поют сразу же после зажигания ханукальных свечей.

МЕАДРИН МИН А-МЕАДРИН. Способ исполнения заповеди в соответствии с самыми высокими требованиями. Объясним на примере зажигания ханукальных свечей. Принято зажигать их в каждом доме - по одной в день в течение всех восьми дней праздника. Можно повысить уровень соблюдения этой заповеди. Каждый член семьи будет зажигать свою свечу. Этот уровень называется на иврите - меадрин (усиление, улучшение). Есть и другой, более высокий уровень исполнения заповеди, когда каждый день каждый член семьи в своей ханукие зажигает на одну свечу больше. Этот уровень и называется меадрин мин а-меадрин (лучшее из лучших).

МЕНОРА. В буквальном переводе это слово значит "семисвечник". Чаще всего под этим словом понимают семисвечник, который стоял в Иерусалимском Храме. Его изображение - основной элемент государственного герба Израиля. Однако менорой принято называть и многосвечник, в который устанавливают в дни Хануки восемь ханукальных свечей. В центре такой меноры есть место и для дополнительной свечи, которая называется шамаш. Отметим: чтобы не путать ханукальную менору с Менорой, которая стояла в Иерусалимском Храме, в Израиле пользуются словом ханукия.

ХАНУКЕ ГЕЛТ. В переводе с языка идиш - ханукальные деньги (на иврите - дмей Ханука). В Восточной Европе сложился обычай в один из дней Хануки (иногда даже несколько дней) дарить своим детям деньги. Основная идея этого обычая - подчеркнуть, что отец и мать придают большое значение воспитанию и образованию детей.
В связи с этим, делая денежный подарок, детей приучают отдавать 10 процентов от полученной суммы на цдаку - благотворительные цели.
И еще, конечно, важно радовать детей - давать им возможность купить что-то самостоятельно, истратить деньги по своему усмотрению. Скромная сумма не повредит воспитательному процессу, но поможет воспитать в ребенке чувство ответственности и умение принимать решение.

ХРАМ. Место для молитв, а самое главное - для предписанной Торой деятельности - "работ в Храме". Комплекс этих работ называется служением. Следует отметить, что любое чистое место пригодно для молитвы. Однако особое значение имеет совместная молитва в обществе взрослых людей. Минимальное количество их, необходимое для такой молитвы, - десять евреев старше 13 лет. Чаще всего общественные молитвы читают в синагогах. Так было и в Древнем Израиле. Но Храм - это не только синагога.
В Храме, как предписано Торой, служили представители одного из 12-ти колен народа Израиля - колена Леви (названного по имени третьего сына Яакова). Они же обучали еврейский народ Законам Храма и Торы. Особую группу в колене Леви, согласно Торе, составляют потомки Аарона, брата Моше Рабейну, представителей которой называют коэнами (коэн в переводе на русский язык - служитель; множественное число - коаним, коэны). Именно коэны осуществляли непосредственное служение в Храме. По Законам Торы, после того как Храм построен и освящен, любые виды служения Творцу вне Храма запрещаются.
Первый Храм начал строить царь Давид. Это строительство завершил его сын - царь Шломо (Соломон) более 2800 лет назад (в IX веке до н. э.). Храм простоял 410 лет и был разрушен (как и весь Иерусалим) войсками империи Древнего Вавилона.
Через 70 лет под руководством Учителей народа и пророков Эзры, Нехемии и других в Иерусалиме построили Второй Храм. Он уже не имел таких необъяснимых с позиций физических законов существования материи свойств, которые могли наблюдать современники Первого Храма. Эти свойства возродятся только в Третьем Храме, который будет построен по Слову Всевышнего на последних этапах мировой истории (возможно, уже в наше время - Небесных сроков не знает никто). Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в тот же день 9-го ава, что и Первый Храм.
Чудо Хануки произошло именно во Втором Храме.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.