На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

МИКЕЦ


Наша глава рассказывает о двух снах фараона. В первом сне увидел фараон, что семь коров выходят из реки Нил - "хорошие видом и здоровые телом". И пасутся в тростниковых зарослях у воды. За ними выходят семь других коров - "плохие видом и худые телом". И становятся рядом, на берегу реки Нил. И съели "худые" коровы "хороших, здоровых" коров... И увидел фараон второй сон. На одном стебле выросли семь колосьев - "здоровых и хороших". Но вырастают за ними семь других - тощих, опаленных восточным ветром. И проглотили тощие колосья семь здоровых...
Мы знаем, как Йосеф расшифровал эти сны. Семь здоровых тучных коров и колосьев - семь урожайных лет. Семь тощих коров и колосьев - семь лет голодных... И вот дает Йосеф совет мудрецам: распорядиться урожаем хороших лет так, чтобы оставить запасы для Египта на голодные годы. Так он фактически стал правителем Египта (по сегодняшним меркам - премьер-министром страны). Но нам важнее узнать, что сны фараона сказали Йосефу...
Сразу отметим, что Йосеф не просто услышал пересказ снов от фараона. Пророческим образом он увидел их содержание в "оригинале". Ведь фараон, рассказывая, кое-что изменил. Не сообщил как раз то, что важно было знать Йосефу. Но Йосефа это не смутило.
Кстати сказать, как свидетельствует Устная Тора, в историях и с Йосефом, и с Моше - более чем через 200 лет - в высоких мирах фигурирует один и тот же фараон. Так вот, он вел себя в каком-то смысле "по-боевому", упорно гнул свою линию, пытаясь доказать, что духовных миров не много (1-2, кроме уровня снов), что эти миры - тоже материальны, но просто они - "тоньше" нашего мира. Фараон не признавал Всевышнего, Творца и Абсолютного Хозяина мира. Хозяином, вершителем судеб, он считал самого себя.
При этом фараон был человеком совсем не простым. Его характеризовала двойственность натуры, в духовном смысле - любознательность. В его душе было что-то возвышенное. Отсюда, с одной стороны - проявление его упорного демонстративного презрения к словам Моше Рабейну; до этого - настойчивое "нежелание слышать" слова Йосефа о Всевышнем; потом - зверское, жесточайшее обращение с потомками Йосефа и его братьев. С другой - его неподдельный интерес к истинно духовному. И Йосефу, и Моше он предоставил возможность доказывать свою правоту перед жрецами Египта - великими манипуляторами духовными явлениями. Только потом, уже в момент погружения в пучины Красного моря, в последний момент его жизни, фараону было дано постичь Присутствие Творца...
Но вернемся к снам фараона и посмотрим, что Йосеф смог прочесть в них для себя (и для нас).
Уже в самом начале во сне фараона Йосеф увидел неожиданный момент. В тексте Торы река Нил называется словом йеор. Оно означает - канал, по которому течет вода для орошения. Отметим важную деталь: из всех рек только Нил называется так, да еще - с определенным артиклем (при переводе на русский язык в этом случае мы написали бы слово с большой буквы). То есть речь идет об исключительном канале, который питает отдельные, частные каналы.
Однако в Торе для обозначения древней реки Нил есть еще одно название. В начале книги Берешит в описании процесса Творения мира, точнее - в описании появления структур единого духовного мира, сказано: "И река выходит из (особого этажа духовных миров, называемого) Эден, с тем чтобы дать воду, оросить (пространство на этом этаже, называемом) Ган, и оттуда (спускаясь на более низкий этаж), разделяется на четыре главные реки... Имя одной из них - "Пишон" (2:10-11). Устная Тора сообщает, что Пишон - это Небесное, сущностное имя реки Нил.
Что же увидел Йосеф? Прежде скажем, что смысл слова "фараон" (на иврите) раскрывается, если прочесть его наоборот. И следовательно, для него естественно стремление прочесть наоборот и слово йеор. Получается - реийа, что означает - постижение (Присутствия Творца при посещении Храма). Фараон хочет постичь Высшую Суть, но - боится. Боится, что уже не сможет считать себя хозяином мира. Его трусость выражена в пересказе сна. Написано в Торе: "И вот, стоит фараон рядом с Йеором...". Так сказано о его сне. Но Йосефу фараон говорит: "И вот, стою я у берега Йеора..." (41:17).
Во сне - совсем рядом (постигая, в контакте), а в пересказе - у берега. Близко, но все же - на некотором расстоянии. Так фараон проявляет осторожность. Йосеф увидел все так, как "показывали" во сне. И еще открылось ему, что речь пойдет о духовных усилиях на том этаже, где произошло разделение рек (на четыре главных реки). Разделение - корень зла, беды. И Йосефу придется это преодолеть. Объединить братьев - вот что станет его задачей. Об этом скажет и второй сон фараона...
Теперь - о коровах. В Торе сказано, что они были "красивые на вид и здоровые телом". Факт, что коровы - красивы, понятен и вполне обычен. Но почему написано здесь - здоровые?.. Так в большинстве случаев не говорят. Скорее отметили бы - тучные. На иврите здоровый - бари. В женском роде - берия. Как и слово Творение. Речь, следовательно, идет о Космическом Плане, о Творении, где все красиво. Число семь (коров) означает, как всегда, - цель. Стало быть, Йосеф - на верном пути. Как и хотел его отец Яаков, Йосеф движется по пути реализации космического Плана.
Но что это за "семь коров, плохих видом и худых телом", как сказано в Торе? О них, как можно было бы ожидать, не говорится - "нездоровые телом". И об их "некрасивости" упоминания нет. Главное, что они - "плохие". На иврите плохие - раот (мн. число от слова ра - зло). То есть плохие потому, что Великая река, разделившись на четыре реки, перешла на этаж ниже, где нет той красоты, что сопутствует процессу Творения. На этом, более низком этаже выстраивается наш мир. И это называется - переход из мира берия в мир йецира. И здесь, соответственно, появляется зло.
Йосеф увидел, что конкретно его работа будет состоять в том, чтобы нейтрализовать "плохих" коров, не дать им съесть "хороших". Ему предначертано заложить основы исправления мира (на иврите - тикун олам); объединить братьев, исправить их и довести до совершенства. И тогда в наших душах, в душах их потомков, на все времена останется потенциал совершенства и гармонии, что означает, что в любом поколении в любой момент теоретически мы будем готовы к его реализации (есть что реализовать!).
А теперь - о втором сне фараона. В нем тоже фигурирует цифра семь. И мы уже знаем, почему. Только речь идет о колосьях. Но что означает эта аллегория: семь колосьев, здоровых (опять - здоровых!) и хороших, вырастают на одном стебле (41:5)? Йосеф прочел здесь подтверждение расшифровки первого сна: семь колосьев на одном стебле символизируют цель, проистекающую от одного корня - символа Воли "Одного" - Всевышнего. Однако возникает вопрос: почему Йосефу (и нам) было так важно понять, что "плохие" колосья появились тоже по Его Воле? Ведь в окружающем нас мире бытует представление, что есть некая "автономная сила", "подкачивающая" зло в наш мир...
"Плохие" колосья обозначены в Торе (в описании сна фараона) как "тощие и опаленные восточным ветром". Почему тощие - понятно.
В мире йецира нет ощущения абсолютного добра, оно уменьшается, становится "тощим". И это - результат воздействия "восточного ветра". На иврите он называется кадим (от ивритского слова кедем - раньше, до этого). Мир йецира не стал плохим, потому что есть автономный источник зла. Так было задумано раньше, "до этого". Такова необходимость, предусмотренная космическим Планом. Это - прозрачно и ясно (кстати, так перевел Онкелос слово "опаленные").
А фараон, как всегда, - выдерживает стиль. Пересказывая Йосефу свой второй сон, он говорит, что колосья "засохли, как безжизненные деревья, без коры" (41:23; в переводе учтен комментарий Раши). Как и раньше, фараон не желает допустить надежду в наш мир. Недаром появилось выражение: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Ассоциативно это - о нашем мире. Толкуя сон фараону, Йосеф проигнорировал изменения, которые тот внес в свой пересказ. И этим продемонстрировал фараону его слабость.
И подчеркнул - для фараона, для себя, для нас: "у обоих снов - одна и та же суть" (41:25-27).
И вот начался процесс реализации Плана. На уровне египтян это выразилось в сборе и экономии богатства. Чтобы увидели они - от Всевышнего, через Йосефа, приходит им это: "То, что Всевышний делает - показал фараону" (41:28). То есть попытался доказать: все, что произойдет, - от Всевышнего. И никакие другие силы - скажем, боги добра и зла, - тут ни при чем.
На уровне еврейского строительства - Йосефу предстоит жесткими мерами "свести братьев в один сноп". Не "раздавить" их, но показать, что они - "звезды", однако должны склониться перед Волей Всевышнего. Это разъясняет дальнейшее содержание главы. Объясняет, почему Йосеф, увидев братьев, усилием сдержал себя и не раскрылся. Мы понимаем, почему он оставил заложником одного из братьев (Шимона) - чтобы посмотреть, придут ли остальные за ним, несмотря на то, что их подстерегала, как им казалось, опасность.
Понятно и то, почему и как Йосеф помогает Иегуде, которому необходимо было выпестовать в себе качества царя. Йосеф подталкивает его к решительным действиям. И Иегуда говорит отцу: "Я собой гарантирую (возвращение брата). С меня ты взыщешь" (43:9). Только так еврейский царь может предстать перед Всевышним: собой он отвечает за все и за всех. За каждого брата (а не "подданного"). Завершение описания процесса формирования личности Иегуды (глобально - каждого еврея; недаром еврей называется иегуди) мы найдем в следующей главе. А сейчас нам остается лишь добавить несколько слов о "хороших видом и здоровых телом" коровах. Они паслись, как уже сказано, в "тростниковых зарослях у воды". На иврите это длинное выражение обозначается одним словом - аху.
И у этого слова тот же корень, что и у слова ахва - братство. В мире брия нет разделения. Туда, в этот мир, поднимает Йосеф и себя и своих братьев.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.