На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Фрагменты беседы

Фрагменты беседы драматурга Йошуа Соболя, автора пьесы "Гетто", с режиссером театра Вильнюсского гетто Израэлем Сегалем.

— Помните ли свой последний спектакль в гетто?
— Это был "Потоп", который мы играли за три недели до ликвидации гетто. Мы поставили его из-за названия.
— Вы чувствовали, что близится конец?
— Да.
— Первая постановка в театре состоялась 18 января 1942 года?
— Да, примерно тогда.
— Спустя месяц после первой "акции"?
— Нет, мы приступили к работе несколько раньше. В гетто мы пришли в сентябре. Сразу после Йом-Кипура немцы провели первую "акцию". Они так много людей вывезли в Понары!
— Кто создавал театр?
— Сами актеры... Они убедили меня, что хотят создать театр не ради развлечения, а для того, чтобы актеры были обеспечены работой — физически они были слабее других и не могли заниматься другим трудом.
В зале было 340 мест. Когда мы играли, зал был полон. Скамейки, на которых сидели, были неудобные — без спинок. Однажды нам было разрешено взять скамьи из синагоги.
Мы решили... вернее, это я решил, что каждый спектакль мы будем начинать чтением Библии на идиш.
Люди шли не только из любви к театру. Дома они жили в тесноте, ютясь в одной комнатке, иногда совсем не имея свободного места. У нас не было отопительной системы, но в театре было тепло, так как там собиралось много народу. Одинокие люди, не имеющие куда пойти вечером, люди, спящие по двое в кровати или просто на полу, охотнее проводили вечера в театре...
— Где вы брали костюмы?
— После каждой "акции" оставалась одежда тех, кого вывезли. Мы собирали ее и раздавали тем, кто нуждался.
У нас не было занавеса, и мы пытались что-то придумать. Тогда один из актеров сказал: "Попрошу портного Вайскопфа. Он сделает нам занавес". И он сделал. На нем даже было написано "театр Вильнюсского гетто". В самом низу.
— Каким был ваш репертуар?
— Ставили все, что могли получить.
— Что Вы имеете в виду?
— Что только было в библиотеке. Я не мог получить пьесы, какие хотел. Поэтому мы играли то, что было. Но это были не случайные вещи. Играли по возможности.
— По какой возможности?
— В зависимости от того, кто из актеров оставался в живых.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.