На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ПОМОЩЬ И ВНИМАНИЕ

В еврейской традиции заповедь делать хесед (совершать добрые дела, поступать милосердно) - главное предписание в отношениях между людьми (Ваикра, 25:17). Само выживание мира зависит от хесед (Авот, 1:2). Это не просто рекомендуемое качество - но обязанность (Тосефта Пеа 4, 18-19). Как говорит пророк: "Что от вас требует Б-г, только поступать справедливо, любить хесед и смиренно идти с Б-гом" (Миха, 6:8). Человек должен стремиться делать добро, когда это только возможно, и радоваться каждой такой возможности (Раби Исраэль Меир Каган (Хафец Хаим), Агават хесед, ч. 1, 1 и 2).
У хесед есть активный и пассивный аспекты. Первый - это помощь и готовность помочь, стремление принести другим счастье, обеспечить их благополучие; а второй - внимание к другим людям, чтобы не причинить ущерб - ни моральный, ни материальный (Бава мециа, 58б). Талмуд рассматривает этот пассивный аспект как центральный для еврейской традиции ("То, что ненавистно тебе, не делай ближнему. В этом вся Тора; остальное - комментарий" (Шабат, 31а)). Помощь и бережное внимание к людям составляют саму основу нашего общества. Как написано в Теилим: "Мир построен на хесед" (Теилим, 89:3; Авот, 1:2).
Эти качества, хотя и лежат в основе еврейской традиции, не приобретаются автоматически; на родителях лежит ответственность воспитать их в своих детях. Лучше всего это достичь двумя путями. Прежде всего, сами родители должны подавать пример помощи и внимательного, бережного отношения друг к другу, к своим детям и другим людям. Но этого недостаточно. Родители должны также предоставлять детям возможность поступать таким образом; и дом - идеальное место для такой практики. Настраивая детей помогать по дому и обучая их стараться не ранить, не обижать других людей, родители с ранних лет обеспечивают закладку неоценимого опыта помощи и внимания.
Кроме того, детям нужно говорить о мицве хесед - о том, что Всевышний хочет, чтобы мы сочувствовали людям и помогали им при каждой возможности, а помощь родителям - это особая форма заповеди хесед. Такое обучение, подкрепленное рассказами о наших праотцах и мудрецах, поможет создать в личности ребенка прочное основание для хесед.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОМОЩИ

Требуя помощи от детей, родители не должны чувствовать, что поступают эгоистично или обременяют детей. Хотя верно, что помощь детей облегчает нам жизнь, но в то же время мы предоставляем им возможность выполнить заповедь уважения к родителям. Кроме того, так они могут выразить свою благодарность за все, что родители для них делают.
И наконец, любовь процветает, когда выражается действием; и детям, которых приучают помогать родителям, открывается возможность развить к ним любовь. Это широко обсуждает в своих письмах раби Десслер (Раби Элиягу Десслер, Михлав Меэлиягу, т. 1).
Родители обязаны помочь детям обратить свою эгоцентрическую ориентацию в альтруизм - помочь им научиться любить своего ближнего, как себя. Личность формируется действиями (Сефер гахинух, 16); и лучший способ развить в детях альтруизм - побуждать их что-то делать для других. Первый этап этого процесса обучения, естественно, должен проходить в семье, когда родители приучают детей делать что-то для отца с матерью и друг для друга.
Помогая другим, дети получают еще и то преимущество, что обретают уверенность в себе и стремление совершать что-то полезное для других людей. Вот как об этом пишет психолог Рудольф Дрейкурс:
С раннего возраста детей следует привлекать к участию в жизни дома. Это пробуждает в них общественный интерес и способность к сотрудничеству. Более того, это усиливает их уверенность в себе и ставит их на путь совершенствования (Рудольф Дрейкурс, Задача воспитания, Нью-Йорк, 1948, с. 156).

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ ДЕТЕЙ ПОМОГАТЬ

Обычно маленькие дети стремятся помогать родителям. Когда им позволяют помочь, они чувствуют себя "большими", взрослыми. Естественно, они все делают медленно и неаккуратно, и их помощь иногда может быть даже помехой. Кроме того, маленькие дети не заботятся о том, чтобы все делать в точности как взрослые. Поскольку дети рассматривают работу как игру, они не торопятся ее закончить. Но родители, которым не хватает терпения, когда дети им пытаются помогать, могут совсем погасить детский энтузиазм. Некоторые родители вообще не позволяют детям помогать. Одна мать объясняет это так: "Они делают это бесконечно. Я лучше все быстренько сделаю сама". Иногда ребенку, который хочет помочь, говорят "Нет, ты не будешь это делать. От тебя один беспорядок". Такое отношение прискорбно, потому что лишает детей многих преимуществ, которые дает им возможность помогать. А потом, когда они уже вырастут и могли бы действительно оказать серьезную помощь, окажется, что их трудно к этому приучить. Нетерпеливым родителям нужно научиться переносить изменение привычного хода дел, чтобы с течением времени это пошло на пользу и им, и детям.
Даже очень маленькому ребенку можно позволить помогать, - например, относить в мойку посуду или вытирать со стола. В возрасте пяти-шести лет дети уже обычно могут мыть посуду - и хотят это делать. Нужен только высокий стул - или ребенок может встать на колени на кресло. Стоит дать детям потренироваться таким образом, пока они маленькие. Позже воспитать у них эти привычки будет намного тяжелее.
Одну молодую мать спросили, почему ее дети так радуются, когда им разрешают помогать ей готовить. Она ответила: "Мои дети всегда воспринимают работу на кухне как игру. С самого раннего возраста я позволяла им быть с собой на кухне, чтобы участвовать в "маминой игре". Я давала им делать разные вещи - все, что они хотели, - даже резать помидоры. И они любят готовить до сих пор".
Как уже говорилось, дети по природе своей любят помогать по дому; но они могут потом начать воспринимать это как бремя - часто из-за негативного влияния окружающих взрослых. Согласно взгляду Торы, работа принципиально важна (Авот де раби Натан, 11. см. также Йегуда Леви, Шаарей Талмуд Тора. Иерусалим, изд. Фельдхайм, 1981, с. 195-199); она воспринимается как наше завершение Б-жественного Творения (Нецив, Гаэмек давар, Брейшит, 2:4). Шмайя, учитель известного мудреца Гилеля, учит, что нужно любить труд (Авот, 1:101). Это обязывает нас взрастить такую любовь и в наших детях, личным примером демонстрируя им радостное, бодрое отношение к работе. Родители, которые часто не хотят просить детей помочь им, так объясняют свою позицию: "Пусть радуются жизни, пока молодые; у них будет достаточно обязанностей, когда они вырастут". Такая позиция служит отрицательным примером и не способствует развитию трудолюбия, которое является идеалом Торы.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.