На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

Как это делается в Одессе


Если в Одесской области что и развивается опережающими темпами, так это банковская система. По данным регионального Управления Нацбанка Украины, за девять месяцев прибыль банковских учреждений области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в три раза. Начальник управления Михаил Азаров отмечает, что развитие банков в регионе происходит на фоне успешного роста экономики Одесской области в целом. По его данным, оборот розничной торговли за первые три квартала этого года возрос на 21,5 процента, объемы строительства - на 18,8 процента, промышленного производства - на 12,5 процента.
Если попробовать проанализировать данные, приведенные главным банкиром региона, то картина открывается парадоксальная. Так, уровень инфляции в Одесской области достиг 11,1 процента. Это больше среднеукраинского показателя - 8,6 процента. В большинстве регионов Украины жизнь дешевле, чем в Одессе. Вместе с тем объем депозитных вкладов населения с начала года вырос на 37,5 процента, до 8,2 миллиарда гривен. Это более половины всех депозитных вкладов в банках региона и четвертый показатель в Украине.
Ипотека (кредиты на приобретение недвижимости и земли) из-за дороговизны жилья остается недоступной большинству населения, но по количеству и объемам выданных ипотечных кредитов Одесская область обошла даже такой промышленно развитый регион, как Донецкий... за счет небольшой части населения, все-таки способной кредит взять. Задолженность же в банках области по ипотечным кредитам на 1 октября составила 5,8 миллиарда гривен, что на 85 процентов больше, чем на аналогичную дату 2006 года.
М. Азаров прогнозирует, что ипотечное кредитование в Одесской области достигнет максимума к концу этого года - и затем пойдет на спад. Банкир отметил, что ипотека остается рискованным рынком. Это связано с тем, что реальной стоимости недвижимости "никто не знает", а высокие цены на жилье в Одессе поддерживаются искусственно, считает он.
Поневоле вспоминаешь старый анекдот: "О чем думает одесская хозяйка? - Где взять продукты и как похудеть". Перефразировать его можно так: в Одессе две главные проблемы - где взять деньги и куда их вложить.
Но отвлечемся от банков и посмотрим, что происходит в других отраслях экономики региона.

* * *
У тех, кто имеет отношение к портам большой Одессы или просто следит за происходящим в этих крупнейших предприятиях региона, начинается дежавю (психическое состояние, в переводе с французского - уже видел).
Напомним, в начале года вышло постановление Кабмина о создании концерна "Укрморпорт" для управления морскими портами, а в августе Президент Украины Виктор Ющенко распорядился приостановить создание этой структуры. Но потом правительство и Президент отвлеклись на политическую борьбу, и ни одна сторона не довела свое решение до исполнения. Кабмин не настоял на том, чтобы окончательно легализовать "Укрморпорт" и передать под его юрисдикцию порты, а глава государства не проследил, чтобы эта структура была ликвидирована. Теперь руководитель недосозданного (или недоликвидированного) концерна пытается руководить портами. И использует для этого кадровую политику: издает приказы об увольнении начальников портов и ставит на их места своих людей. Правда, не всегда удачно.
Еще не успели южненские портовики опомниться после бурных событий сентября, когда за право назначать руководителя порта сражались два ведомства - легитимный Минтранс и не вполне легитимный "Укрморпорт", - как те же события с точностью повторяются в Ильичевском морском торговом порту. 2 ноября генеральный директор концерна "Укрморпорт" Сергей Климов издал приказ об отстранении от должности начальника Ильичевского порта Геннадия Скворцова и в тот же день назначил новым начальником порта харьковчанина Вадима Пархоменко.
Портовики с решением руководителя концерна не согласились, и мирная смена руководства не состоялась. В порту расценили действия концерна как попытку рейдерского захвата. 13 ноября на заседании профкома было принято решение о проведении митинга в знак протеста против смены руководства. Во время акции было решено подготовить текст обращения к Президенту и премьер-министру Украины, а также к руководству Генеральной прокуратуры с просьбой вмешаться в ситуацию. Кроме того, портовики объявили о своей готовности провести в знак протеста забастовку.
Министерство транспорта вполне согласно с ильичевцами в классификации событий. Пресс-секретарь министерства Виктория Бутенко заявила, что решение об увольнении и назначении руководителей портов может принимать только министр транспорта. "Минтранс настаивает на том, что... любые попытки смены руководства, инициированные другими субъектами, министерство считает незаконными и расценивает как рейдерский захват", - подчеркнула она.

* * *
Если порты только начали подвергаться рейдерским атакам и пока себя отстаивают, то некоторые промышленные предприятия Одессы уже давно стали жертвами недружественного поглощения. Среди них - "Краян" (бывший завод тяжелого краностроения им. Январского восстания).
Ну сколько бывших промышленных гигантов ныне обанкротилось? Кто сейчас проверит, какое количество дел о банкротстве было ловко сфабриковано? Долги "Январки" лет пять назад, на момент открытия первого дела о банкротстве (сейчас предприятие переживает третий процесс по банкротству), не были фиктивными. Они составляли порядка 20 миллионов гривен. Поэтому управляющему санацией В. Иванову удалось продать за бесценок основной цех завода и совершить сделку по закупке у ООО "Юг-Сервис-06" оборудования на 24 миллиона гривен. Правда, как уверяет и руководство "Краяна", и представитель владельца "Краяна", первый заместитель руководителя регионального отделения Фонда государственного имущества Сергей Гусаков (100 процентов акций предприятия принадлежит государству), "этого оборудования никто не видел". "Сейчас у завода даже нет производственных мощностей", - говорит он. А сумма задолженности перед "Юг-Сервисом", которая сейчас оспаривается в суде, повисла на предприятии еще одним долгом и сейчас составляет больше половины долгов "Краяна". "Войдя в состав комитета кредиторов, руководство "Юг-Сервис-06" протянет любое решение, которое ему выгодно. Результатом может быть ликвидация завода", - считает сотрудник ФГИ.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На прошлой неделе была предпринята попытка провести собрание кредиторов одесского ОАО "Холдинговая компания "Краян". Планировалось, что участники собрания отстранят председателя правления ОАО Николая Приступу и назначат арбитражного управляющего. С. Гусаков расценил это как один из этапов рейдерского захвата предприятия. Но собрание было сорвано - из-за сомнений в подлинности подписей директора одной из фирм-кредиторов.
Сейчас региональное отделение ФГИ намерено в суде отстаивать интересы государства, оспаривая все неправомерные действия лже-кредиторов.

* * *
Как оказывается, не все так плохо в Датском королевстве. Вот, например, жилищно-коммунальное хозяйство. Кабмин намерен использовать одесский опыт в реформировании ЖКХ страны.
Как сообщает газета "КоммерсантЪ-Украина", Кабинет министров подготовил законопроект, в котором предлагается передавать коммунальные объекты тепло- и водоснабжения в концессию (эксплуатацию, управление) частному бизнесу на срок до 50 лет или в аренду - до 10-ти. В качестве примера берется опыт Одессы, где в 2003 году украинская компания "Инфокс" получила в 49-летнюю аренду коммунальное предприятие "Одесводоканал".
В Министерстве по вопросам ЖКХ уверяют, что к 2010-2012 годам отрасль станет одной из самых привлекательных для инвестиций. По мнению ряда экспертов, следует ожидать вложений со стороны французских и немецких фирм, но первыми придут российские инвесторы. Авторы проекта рассчитывают, что средства окупятся уже через несколько лет, после чего концессионеры будут "работать на прибыль".
Правда, вложения "Инфокса" в одесский водопровод, по словам руководителей компании, еще не окупились. Инвестиции, сделанные в первые два года, утекли, как вода из дырявых труб под одесским асфальтом. Почему? Да потому, что делались они бестолково. Как признались сами авторы инвестиционного проекта, план мероприятий и их финансирования составлялся "с потолка", а горсовет подмахнул документ, не глядя.
Вряд ли этот одесский опыт стоит перенимать другим регионам.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.