На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МАРДАНЬ ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ


Одесситы снова заставляют о себе говорить… На днях были объявлены имена финалистов Всероссийского драматургического конкурса "Действующие лица — 2007". Из 540 пьес, поступивших в оргкомитет со всего русскоязычного постсоветского пространства, компетентное жюри отобрало семь. В их числе — произведение одессита. Речь идет о пьесе "Антракт (Неприличное название)", написанной Александром Марданем. Пьеса эта идет на сцене Одесской русской драмы в постановке Алексея Гирбы. А поначалу была маленькая одноактная пьеса "Раздевалка", из которой выросла очень грустная комедия, вызывающая ассоциации с чеховскими "Тремя сестрами", порою прямо цитируемыми. Закулисная жизнь провинциального театра, актрисы Маша, Ольга, Ирина играют на сцене роли своих тезок. Но как же они далеки в своей бездуховности от чеховских героинь! Хочется выделить очаровательно вульгарную Ирину (Татьяна Коновалова) и некогда эпатажного, но теперь явно растерявшего атрибуты успеха режиссера Павла (заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный). О спектакле, как и о пьесе, можно долго рассуждать. Но сейчас время поздравить автора с признанием, тем более что выносили вердикт люди, весьма и весьма разбирающиеся в качественной драматургии.
В числе членов жюри были критик Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь", художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз, доктор искусствоведения Анатолий Смелянский, режиссер Роман Козак, драматург Михаил Угаров, народный артист России Альберт Филозов, драматург Алексей Казанцев, театральный художник Дмитрий Крымов…
Сам Александр Евгеньевич гордится успехом своей пьесы, утверждая, что фактически он признан лучшим драматургом года, ведь остальные шесть авторов — не драматурги, а драматургессы… А если серьезно, потребность театров в современных пьесах, рассказывающих зрителю не о проблемах царя Эдипа или французских вельмож восемнадцатого столетия, а о злободневном, наболевшем, всегда была очень велика. Зачем лгать, почему не сказать правду: среди нас, по большому счету, нет героев, но есть интересные в чем-то люди. Эти люди способны стать персонажами не трагедий с их во многом надуманными, натужными страстями, а лирических драм, комедий. Как показывает опыт, пьесы Александра Марданя удаются не каждому режиссеру. Лучше получается у тех, кто простой и доступный текст драмы раскрывает экстравагантными приемами (например, у киевлянина Дмитрия Богомазова, поставившего пьесы нашего земляка "Очередь" и "Последний герой"). В начале прошлого века одесский драматург Семен Юшкевич прославился своими злободневными драмами на просторах всей Российской империи. Сегодня мы видим нечто подобное, но уже с участием другого одессита. Стоит заметить, что большой интерес представляют и прозаические опыты Александра Марданя, кстати, постоянного автора и члена редакционного совета альманаха "Дерибасовская — Ришельевская". Во всяком случае, рассказы "Меню" и "Разгрузочный день" заставляют опять-таки вспомнить об Антоне Павловиче Чехове с его интересом к "маленькому человеку"…

Раиса КРЕЙМЕРМАН.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.