На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

ВКЛАДЫ — НАРОДУ, «МАЛИНОВСКИЙ» — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ?


Кабинет Министров Украины намерен создать Государственное агентство по вопросам возобновления сбережений граждан. Речь идет об открытом акционерном обществе, которое будет заниматься организацией возврата вкладчикам Сбербанка СССР утраченных сбережений. В Министерстве финансов считают, что наличие такой структуры обеспечит прозрачность выплат гражданам, а также поможет уменьшить расходы на саму организацию такой работы.
Глава Совета Нацбанка Петр Порошенко заявил, что из Госбюджета-2008 должно быть выделено 100-120 миллионов гривен на инвентаризацию обесцененных вкладов граждан Украины в Сбербанке.

* * *
События 1991 года, после которых украинские вкладчики Сбербанка потеряли свои сбережения, многочисленные финансовые "пирамиды" и банкротство банка "Украина" значительно подорвали веру населения в надежность банковских вкладов. И несмотря на то, что в последнее время доверие к этим финансовым учреждениям возвращается, многие украинцы предпочитают хранить деньги не на банковских счетах, а дома. Причем в валюте. В последнее время немалое беспокойство им доставляют разговоры о том, что курс гривни сегодня занижен, и Нацбанк намерен ее "отпустить".
Нужно отметить, что повод для волнений есть — это горький опыт ревальвации гривни (роста курса по отношению к доллару) 2005 года. Тогда из-за резкого падения курса доллара "домашние" сбережения населения обесценились. Многие специалисты в то время отмечали ошибочность таких действий правительства — деньги не любят резких движений. Что же касается той цели, ради которой была проведена ревальвация, — снижение темпов инфляции — то она не была достигнута. Инфляция снизилась менее чем на один процент, а к концу года вернулась на прежний уровень.
Теперь, наученные горьким опытом, руководители Нацбанка считают, что либерализация курса гривни должна проходить очень постепенно — в течение двух-трех лет. При этом обещают, что любые действия госорганов в этом направлении будут тщательно взвешенными.
По мнению главы Совета Нацбанка Петра Порошенко, говорить об укреплении курса национальной валюты нельзя до тех пор, пока существует дефицит государственного бюджета.
А глава НБУ Владимир Стельмах подчеркивает важность обеспечения высокой покупательной способности гривни и достаточного предложения товаров и услуг на внутреннем рынке.

* * *
С 1 ноября "Укртелеком" начал оказывать услуги мобильной связи нового поколения под торговой маркой Utel. Сеть компании работает по технологии UMTS/WCDMA — одного из стандартов мобильной связи третьего поколения.
Раньше в Украине практически на равных выступали два крупных оператора мобильной связи — "Киевстар" и UMC (после покупки российскими инвесторами — МТС). Остальные — "Билайн", Life и другие — не могли ни составить им серьезную конкуренцию, ни как-то повлиять на ценовую политику, уровень сервиса и техническое развитие операторов мобильной связи.
Теперь на рынок выходит третий мощный игрок, которому под силу выйти в лидеры и начать диктовать свои условия на рынке, влиять на его развитие.
В пользу этого утверждения говорит то, что "Укртелеком" по-прежнему остается в госсобственности, и очевидно, что государство будет оказывать поддержку именно этой компании.
Как ранее отмечало руководство крупнейшего в Украине оператора связи, расширение спектра предоставляемых им услуг продиктовано желанием сделать компанию более привлекательной для потенциального инвестора при ее приватизации. Возможно, тут стоит и еще одна задача: сегодня практически все операторы мобильной связи в Украине контролируются российскими компаниями. Естественно стремление вывести на рынок национального оператора, работа которого не будет зависеть от внешнеполитических коллизий.

* * *
Если "Укртелеком" пользуется всемерной господдержкой, то другое крупное предприятие — Одесский порт — такой заботой похвалиться не может. По крайней мере, со стороны городских властей.
Продолжается конфликт между руководством Одессы и портом. Правда, по уверению мэра Эдуарда Гурвица, никакого конфликта нет — есть только отношения двух хозяйствующих субъектов. И нежелание руководства порта считаться с интересами города.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, у этого конфликта совершенно другая подоплека. Они считают, что тут не обошлось без группы "Приват", которая намерена строить контейнерный терминал, но не в рамках порта, а на собственной территории — на месте завода "Одессельмаш". Соответственно, "Приват" не заинтересован в развитии контейнерных мощностей у себя под боком.
Это предположение косвенно подтвердилось в интервью заместителя председателя правления ОАО "Одессельмаш" Андрея Кузьменко газете "Экономические известия". Он сообщил, что правление общества приняло решение полностью реконструировать предприятие, превратив его из завода в контейнерный терминал. "Сельхозоборудование сейчас не пользуется достаточным спросом. Кроме того, мы сочли, что территории у моря можно использовать более рационально, а производство перенести куда-то вглубь страны", — объясняет он. А. Кузьменко уверяет, что городские власти восприняли этот проект положительно.
Сумма инвестиций пока не разглашается, но по оценкам некоторых экспертов, строительство терминала обойдется в 400-600 миллионов долларов. Площадь застройки — 60 гектаров.

* * *
В Южном прошло заседание рабочей группы по созданию трубопроводного консорциума, которой будет реализовывать проект перекачки нефти по линии "Одесса — Броды — Плоцк". Отмечалось, что создание такого концерна — предприятия "Сарматия" — находится на финальном этапе. Его участниками стали пять нефтяных компаний из Азербайджана, Украины, Польши, Литвы и Грузии. По прогнозам, трубопровод заработает уже через 3 года. То есть появилась реальная надежда, что этот "долгоиграющий" проект, который затевался ради получения Украиной нефти независимо от поставок из России, наконец, запустится.
Члены рабочей группы особо подчеркивали важность участия в проекте Азербайджана, который несет ответственность за наполнение трубы. Однако все детали работы нефтепровода и маршрутов прохождения нефти специалисты пока не обнародуют.
"Технические вопросы будут решены только по выполнении технико-экономического обоснования. Это очень важный документ, который должна подготовить компания-консультант. Только после этого будет решено, какие порты и какие конкретные маршруты будут использованы", — пояснил начальник юридической службы нефтегазовой корпорации Грузии Каха Гвициани.
Нефтепровод Одесса — Броды, проходящий по территории Украины, построен в 2001 году по рекомендации международной консалтинговой компании "Прайс УотерхаузКуперс". Его мощность составляет 9 миллионов тонн нефти в год. Продление трубопровода до польских городов Плоцка и Гданьска, по мнению сторонников проекта, позволило бы поставлять в Восточную Европу нефть из Каспийского региона, минуя Россию. В 2004 году для достройки трубопровода нефтетранспортные компании "Укртранснафта" (Украина) и "ПЕРН Пшиязнь" (Польша) создали совместное предприятие "Сарматия".

* * *
Если контейнерные терминалы в Одессе строятся даже с опережением графика, то в развитии туристического бизнеса наши успехи значительно скромнее. Возможные пути развития туристической отрасли и мероприятия, направленные на это, нашли отражение в Программе развития туризма в Одессе на 2008-2012 годы, разработанной городским департаментом рекреации и туризма. Стоимость программы оценивается в 1 миллион 880 тысяч гривен.
Проект этого документа был представлен на последнем заседании горисполкома. В нем, в частности, предлагается сделать упор на развитие делового (конгрессного) туризма. Также говорится о необходимости создать туристический сайт Одессы — сначала в рамках сайта города, а потом как отдельный портал, профинансировать ряд фестивалей, которые могут быть привлекательны для туристов, а также проводить систематический мониторинг динамики туристических потоков в Одессе
и развития отрасли. Потому что сегодня департамент получает лишь "одну треть информации" о реальных туристических потоках и случайно узнает о возникновении новых гостиниц. Сегодня, по данным департамента, в городе действуют 62 гостиницы на 6,3 тысячи мест и 5 хостелов (гостиниц для студентов). Но жить в них для западных туристов слишком дорого.
На обсуждении проекта документа отмечалось, что деловой туризм не может развиваться без строительства в городе концерт-холла или выставочного центра. На что вице-мэр Михаил Кучук заметил, что на строительство таких объектов поступает очень много предложений от западных инвесторов, но свободной земли в городе нет. Поэтому им предлагают участки, с которых необходимо отселить людей, — однако инвесторы отказываются.
Это заявление вызвало немалый гнев мэра, который напомнил, что еще в мае подписал приказ рассмотреть одно из инвестиционных предложений по строительству такого центра. "Сколько вам лет нужно для рассмотрения?" — поинтересовался он у подчиненного и распорядился как можно скорее решить вопрос о выделении такого участка. Также мэр приказал определить перечень мероприятий, которые могут привлечь туристов, и четкие даты их проведения, чтобы организовать рекламную кампанию.

* * *
Верховный административный суд Украины признал незаконным отказ управления земельных ресурсов одесского горсовета в аренде земли кооперативу "Малиновский". Этот кооператив объединяет предпринимателей, торгующих на одноименном одесском рынке стройматериалов. По словам председателя кооператива Андрея Фирсова, вердикт был оглашен 9 октября.
Напомним, торгующие на рынке граждане давно добиваются, чтобы земельный участок, на котором находится рынок, передали им в аренду. Предприниматели хотят стать полноправными хозяевами на рынке и обрести для этого законные основания. По утверждению А. Фирсова, за то время, что большинство членов кооператива торгуют на рынке, они получили законное право на аренду земли под своими магазинами.
За право хозяйничать на "Малиновском" предприниматели вступили в борьбу с бывшим арендатором рынка — финансово-промышленной группой "Приморье". Эта структура арендовала рынок с 1997 по апрель 2004 года. Затем для управления рынком было создано коммунальное предприятие, а старый арендатор, "Приморье", начал предпринимать попытки вернуть себе "Малиновский". Поэтому предприниматели, не желая снова идти под ФПГ (по их уверениям, за семь лет хозяйничания "Приморья" на рынке ничего не было сделано для развития рынка, а вот поборы с торгующих — и немалые — взимались регулярно и постоянно росли), пытаются взять рынок под свой контроль.
Когда этим летом городские власти дали разрешение ФПГ "Приморье" на реконструкцию рынка, предприниматели разработали собственные предпроектные предложения по реконструкции. После вердикта Верховного административного суда "малиновцы" надеются, что городские власти рассмотрят их предложения на равных условиях с проектом "Приморья". "Я буду добиваться, чтобы наши предложения рассмотрели на ближайшем заседании исполкома, 29 ноября", — заявляет председатель кооператива "Малиновский" Андрей Фирсов.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.