На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

УКУТЫВАНИЕ КАСТРЮЛИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ТЕПЛА

До сих пор мы рассматривали вопросы, возникающие в связи с установкой кастрюли на огонь. Однако с древних времен используют еще один метод сохранения тепла: посуду с едой заворачивают в одеяла, подушки и другие теплоизолирующие материалы (укутывание на иврите — атмана). Возникают ли здесь галахические проблемы?
Завернуть кастрюлю с недоваренной пищей в Субботу нельзя, так как, сохраняя тепло, мы способствуем процессу варки, который продолжает идти в кастрюле. Однако мудрецы запретили закутывать в Субботу даже полностью сварившуюся пищу, опасаясь, что снимая кастрюлю с плиты, хозяйка обнаружит, что она вовсе не такая горячая, как хотелось бы, и забыв, что сегодня Суббота, раздует угли, чтобы ее подогреть. Но накануне Субботы кастрюлю можно заворачивать в любой теплоизолятор, помогающий сохранить тепло. Однако даже в пятницу нельзя закутывать кастрюлю способом, который прибавляет тепло. Причиной тому — опасение, что человек, поступая по аналогии, позволит себе зарыть кастрюлю в золу, накопившуюся в его печи, а здесь уже не избежать раздувания угольков, оставшихся в золе.
Наиболее часто встречающийся на практике способ, прибавляющий тепло, — укутывание кастрюли, стоящей на огне или на электрической плате. Значит ли это, что нельзя накрыть одеялом или полотенцем кастрюлю, стоящую не только на плате, но и на плите? Не будем спешить. Дело в том, что, по мнению большинства авторитетов, укутыванием (атмана) называется только полное заворачивание, при котором материал, в который заворачивается посуда, плотно прилегает к ней со всех сторон. Частичное укутывание не было запрещено мудрецами — прежде всего потому, что на погружение кастрюли в золу такое действие не похоже, так что нет нужды опасаться аналогий. Правда, некоторые законоучители оспаривают сказанное, но на практике можно положиться на мнение большинства и накрыть сверху кастрюлю, стоящую на плите, так чтобы значительная часть стенок осталась открытой. Подобным образом можно поступать не только в пятницу, но и в Субботу, если пища в кастрюле сварена до полной готовности (в случае с жидкой пищей — добавочное условие: если она еще не остыла).
Кастрюлю, которая была полностью укутана в одеяла разрешенным способом (до наступления Субботы и без подвода тепла), разрешено вторично укутать и в Субботу. Более того, можно накрыть ее дополнительными одеялами, раскрыть и снова закутать ее. И конечно же, можно возвратить на нее упавшее одеяло. Но все это только при условии, что пища в кастрюле сварена до полной готовности и не остыла, если она жидкая.
Запрет на укутывание относится только к "первому сосуду", то есть к той емкости, в которой пища была сварена. Но разрешено закутывать пищу, перелитую во "второй сосуд". Поэтому если в Субботу погас газ, нельзя полностью закутать снятую кастрюлю в одеяла, но можно перелить ее содержимое в другую кастрюлю, и уже ее укутать.
В связи со сказанным возникает вопрос: можно ли перелить остывающую воду в термос? То есть не является ли сохранение в нем тепла разновидностью укутывания? Авторитеты последних поколений разрешают переливать воду в термос, потому что, как они говорят, мудрецы прошлого, запрещая закутывать, имели в виду помещение сосуда в оберточный материал, сохраняющий тепло, но не помещение горячей воды в сосуд, в том числе и тот, что предназначен для сохранения тепла. Разница в том, что в первом случае мы имеем дело с сосудом, в котором находится горячая вода (или еда), а во втором — с самой горячей водой, которую наливают в сосуд (термос) для сохранения тепла. Ведь, согласитесь, любой сосуд хоть немного предохраняет пищу от остывания, а помещать пищу в сосуд в Субботу не запрещено. Иначе, запретив термос, нам придется запретить и обычную чашку...
По такой же причине можно налить горячую воду в грелку.
По мнению большинства авторитетов, атмана — это не только укутывание сосуда в одеяла и полотенца, но и помещение сосуда с пищей в горячую жидкость. Поэтому нельзя подогреть банку консервов, погрузив ее целиком в горячую воду. Так что, когда нам надо будет подогреть бутылку молока для ребенка, не стоит помещать ее целиком в стакан горячей воды (если молоко не спешит согреться, можно сменить воду несколько раз).
Упомянутый запрет распространяется только на погружение сосуда в горячую воду. Однако разрешено погружать в горячую воду пищевые продукты, не находящиеся в сосуде. Поэтому можно положить кусок мяса для подогрева в горячий суп — при условии, что он не стоит на плите. Однако уже положить кугель, обернутый в фольгу или целлофановый пакет, в кастрюлю с чолнтом, как делают некоторые хозяйки, проблематично, — ведь фольгу можно рассматривать как сосуд. Поэтому следует положить кугель так, чтобы чолнт не покрывал его целиком.
Если по ошибке или незнанию кто-то из нас нарушил правила укутывания, никакого наказания на него не накладывается — сохраненную в тепле пищу можно есть. Но в следующий раз давайте будем более внимательными!

ЗАКОНЫ ВАРКИ В ЙОМ-ТОВ
(ПРАЗДНИК, УКАЗАННЫЙ В ТОРЕ)

По поводу праздников в Торе сказано (Шмот 12:16): "Не делайте никакой мелахи, а только то, что служит в пищу (охель нефеш), только это одно можно вам делать". Отсюда следует, что все мелахот, запрещенные в Субботу, запрещены и в Йом-тов, — кроме тех, что необходимы для приготовления пищи на праздничную трапезу. Получаем, что варка в праздники разрешена.
Но есть одно исключение. Мудрецы Талмуда запретили варить в Йом-тов блюда, которые не теряют вкусовых качеств, если их приготовить накануне. Логика здесь проста: поскольку разрешено варить в праздник, есть опасение, что человек накануне будет заниматься чем угодно, кроме подготовки праздничной трапезы. Раз ее можно организовать завтра, когда он будет свободен от других трудов, зачем беспокоиться заранее! Но тогда хозяйка простоит весь праздничный день у плиты; ни веселья, ни духовного возвышения она не почувствует, а в них — главный смысл Йом-това.
С другой стороны, запретить в праздники любую варку мудрецы тоже не сочли возможным, так как многие блюда вкуснее, лишь когда они только что сварены. Поэтому, по крайней мере, те блюда, которые не теряют вкусовых качеств, мудрецы повелели готовить накануне, но не в сам праздник. Типичный пример таких блюд — компот из сухофруктов, который, настаиваясь, становится только лучше. Знатоки русской кухни прибавили бы сюда и "вчерашние щи". Впрочем, каждая хозяйка сама знает, что можно приготовить заранее, чтобы не провести весь праздничный день на кухне.
В Йом-тов можно варить только то, что необходимо для праздничных трапез, но запрещено готовить на будущие дни, даже если завтра наступает второй Йом-тов (как это бывает за пределами Израиля) или Суббота. Однако ставя кастрюлю с мясом на огонь, нам нет необходимости высчитывать минимум необходимых порций, опасаясь, что не съеденное будет использовано назавтра. Можно варить сколько угодно, поскольку чем больше мяса, тем вкуснее. Запрет касается только откровенного намерения приготовить завтрашний обед.
В отличие от мясного блюда, добавление воды не улучшает вкуса чая, — и все же в Йом-тов, когда нам нужен только один стакан чая, можно вскипятить полный чайник, потому что здесь нет никакой дополнительной работы. Однако когда чайник уже стоит на огне, воду можно в него прибавить, только если добавленная вода нужна нам на праздник.
После праздничного ужина можно вымыть посуду горячей водой из бойлера. В отличие от Субботы, тот факт, что на место горячей воды поступает холодная, не должен нас волновать, — ведь варка в Йом-тов разрешена. Но если наш водяной нагреватель работает на газе, который зажигается при открытии крана горячей воды и гаснет при его закрытии, придется вымыть посуду, как и в Субботу, холодной водой.

ЭРУВ ТАВШИЛИН

Выше упоминалось, что в Йом-тов, который выпал на пятницу, нельзя готовить для нужд Субботы. Так постановили мудрецы. Правда, исходя из буквы закона Торы, вроде бы, и в этом случае можно варить, поскольку в конце праздничного дня к нам могут неожиданно нагрянуть гости, и сваренные блюда будут использованы для их угощения. Тем не менее, мудрецы, опасаясь злоупотреблений, разрешили готовить в праздник на Субботу, только если это будет выглядеть как часть прямых приготовлений к празднику.
Такое постановление называется на иврите эрув тавшилин, буквально — "смешение блюд". Надо именно "смешать", объединить процесс приготовления пищи на Субботу и на Йом-тов. Для этого начинаем готовить для Субботы еще накануне праздника. Как это делается? Берется хала или хлеб, а также вареное яйцо (или картошка, или кусочек вареного, тушеного или жареного мяса) и после соответствующего благословения произносится следующее: "Благодаря этому да будет нам дозволено печь, варить, укутывать (посуду с едой, чтобы она не остывала), зажигать свечи, готовить и делать все необходимое для Субботы в Йом-тов, — нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе". Два перечисленных вида еды откладывают в сторону и не едят до тех пор, пока не будут закончены все приготовления к Субботе. Конечно, отменить запрет Торы такое заявление не может. Но поскольку варить с праздника на Субботу запрещено не Торой, а мудрецами, они удовлетворились подобной декларацией.
Здесь следует учесть одну существенную деталь: запрета Торы нет только в тех случаях, когда пища, приготовляемая на Субботу, будет готова хотя бы наполовину до конца праздника. Лишь тогда можно утверждать, что если неожиданно придут гости, блюда, приготовленные таким способом, могут быть использованы еще в праздник. Вывод: когда, полагаясь на эрув тавшилин, мы готовим в праздничный день для Субботы, надо сделать так, чтобы все успело свариться еще засветло как минимум до половины готовности.

ПИЩА, СВАРЕННАЯ В СУББОТУ

Тому, кто хотя бы однажды нарушил любой из законов варки в Субботу, надо знать, что мудрецы наложили штраф на нарушителя, запретив ему пользоваться плодами своего труда. Штраф касается и других мелахот, но с варкой это случается чаще всего, поэтому мы решили коснуться этой проблемы именно здесь. Изложим несколько общих правил:
1. Штраф налагается не только на сознательно нарушившего, но и на того, кто допустил ошибку (например, потому что не знал закона или забыл, что сегодня Суббота).
2. Тому, кто умышленно что-либо сварил, запрещено есть сваренную им пищу. Более того, кастрюлю, которую он использовал, следует откашеровать, так как она впитала вкус запрещенной еды. Но запрет касается только его, — другие люди могут есть сваренное им уже на исходе Субботы (моцаэй Шабат).
3. Пищу, сваренную по ошибке, никому нельзя есть до исхода Субботы. В моцаэй Шабат она разрешена всем, в том числе и тому, кто по оплошности ее сварил.
4. Аналогичным образом наказуема любая работа, входящая в список тридцати девяти мелахот Торы, а также злоумышленное нарушение любого постановления мудрецов.
Мы упомянули только общие правила. Однако существует множество тонких деталей, способных повлиять на запрет или разрешение. А поэтому, если с кем-то, не дай Б-г, случилась неприятность, подобная той, что описана выше, надо срочно обратиться к раввину, не пытаясь решить вопрос самостоятельно.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.