На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЙЕЦЕ


Первая фраза главы сообщает: "И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан" (и вышел на иврите — вайеце). В Устной Торе в трактате Пиркей Авот говорится: "Знай (и помни) три вещи — и ты реализуешь свой потенциал (и предназначение): откуда ты пришел, куда ты идешь и Кому в будущем ты дашь отчет". Начало нашей главы раскрывает смысл этих трех вещей в жизни Яакова. Яаков — не просто наш третий по счету праотец. Он вообще — воплощение, если можно так выразиться, всего нашего народа. Его 12 сыновей (о рождении 11-ти из них рассказывает наша глава) не только родились евреями, но — остались евреями, соблюдая законы еврейской жизни.
Судьба Яакова — как земная, так и духовная — это судьба нашего народа. Лишь о нем сказано в Талмуде: "Яаков не умер". Так говорится в Талмуде, несмотря на то, что в Торе довольно подробно описаны последние дни его жизни и его смерть. Пока жив еврейский народ, жив и Яаков. В смысле физическом он умер вне пределов Израиля — в Египте. Но в духовной плоскости (под именем Исраэль — Израиль) он живет с нами, в нас, на Земле Израиля. Поэтому все вопросы: "откуда ты пришел, куда идешь и Кому в будущем дашь отчет", имеют самое прямое к нам отношение.
Откуда ты пришел. Глава начинается как будто бы малозначительными словами: "И вышел Яаков из Беэр Шевы". Может быть, мы и не обратили бы внимания на эту деталь, если бы в Торе до нее не упоминалось несколько раз название этого города. В Беэр Шеве жили Авраам и Ицхак. Слово беэр в дословном переводе означает — колодец. Однако суть этого слова — разъяснение, толкование. Слово шева — это число семь. Суть числа семь — цель. Шесть дней Всевышний творил мир ради Седьмого дня (Субботы). Итак, получается, что Беэр Шева — это разъяснение Цели. Тора сообщает нам, что Яаков находился в атмосфере дома Авраама (Авраам умер, когда Яакову было 15 лет) и Ицхака. Там разъясняли цель существования Мира. Теперь ему предстояло, не забывая о том, что он узнал от Авраама и Ицхака, выработать свое постижение целей Бытия.
И куда ты идешь. Тора сообщает: "и пошел в Харан". Харан — территория в Междуречье. Оттуда в будущем придут войска (ассирийские, а потом — вавилонские), которые сыграют роль "инструмента" наказания евреев. Этимологически слово харан восходит к слову хори — гнев. То есть Яаков идет в такое место, где концентрируется потенциал гнева, который может обрушиться на народ Израиля — потомков Яакова.
Напрашивается вопрос: почему это место имело такой потенциал? Ведь, казалось бы, оттуда вышли и Авраам, и Сара, и Ривка (мать Яакова). Но именно это и открыло возможности для скопления ненависти к евреям. Нет, не породило ненависть, ибо хорошие поступки сеют только добро, но — открыло живущим там людям возможность в рамках свободы выбора избрать ненависть. Почему это так? Потому что именно они, люди Харана, понимали, что их земля взрастила служение Всевышнему. И только Ему. Авраам ушел из цивилизации, где "все годилось", и постановил: "Нет, не все — есть только Он"…
И Кому ты в будущем дашь отчет. В главе говорится: "И ощутил он (Яаков) Творца. И сказал ему Творец: Я — Всевышний, правивший судьбой Авраама и Ицхака. И вот Я — с тобой..." (28:13,15; дана с сокращениями). А потом читаем: "И потрясен был Яаков (до глубины души) и сказал: как потрясает это место! Не иначе как Дом Всевышнего здесь и ворота в Небо" (28:17). В тексте Торы, для того чтобы сказать "Дом Всевышнего" используется выражение Бейт Элоким, что в ином контексте означает Помещение (дом) Суда. Вот что потрясло Яакова. У него появилось ощущение, будто он — на Суде. Он — давал отчет.
Отметим, что между начальным предложением главы ("И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан") и фразой, в которой рассказывается, как Всевышний дал ощутить Себя, есть еще две. В первой фразе главы — расшифровка: "откуда пришел и куда идешь". Фраза о Суде конкретизирует — "Кому давать отчет". Чему же посвящены две связующих фразы? Конечно же, они должны научить, как надо жить, чтобы отчет был хорошим. Прочтем их: "И оказался в одном месте и заночевал там, ибо солнце зашло; и взял камни с того места и положил их себе в изголовье; и лег в том месте. И приснилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее доходит до Неба; и вот посланники Всевышнего восходят и нисходят по ней" (28:11-12).
И взял камни из того места. Камни в Торе — намек на "строительные" элементы Мира. На буквы еврейского алфавита, которыми написана Тора.
В Талмуде (трактат Шаббат), в главе, посвященной одному из видов запрещенных в Субботу работ — строительству, анализируется и другой вид запрещенной работы — письмо, точнее — написание букв. При помощи букв строится текст, а значит, — идеи. Их взял Яаков и положил в изголовье. На них будет покоиться голова его ночью (в галуте). Сколько же всего таких букв? В Торе, в этой фразе, говорится: "И лег (в том месте)". И лег на иврите — ваишкав. Это слово как будто бы состоит из двух слов: ваиш (и есть) и кав. Слово кав состоит из букв каф (числовое значение — 20) и бет (числовое значение — 2). То есть числовое значение слова кав — 22. Теперь прочтем все вместе — и получится: "и есть 22 (буквы алфавита)". Это — основа. Голова, которая опирается на мудрость 22-х букв, будет думать в правильном направлении.
Вот лестница поставлена на земле. Этой лестнице Устная Тора уделяет огромное внимание. Попробуем и мы разобраться, что это такое? Она поставлена на земле, но достигает Неба. По ней спускаются вниз и поднимаются вверх посланники Всевышнего. На иврите эти посланники называются малахим (мн. ч.). Малах (ед. ч.) — это образ, модель, позволяющая на уровне человеческого сознания представить, каким инструментом пользуется Всевышний, чтобы управлять миром и реализовывать Свою Волю. Когда мы говорим, что Творец сделал что-либо конкретное, подразумевается, что из Центра Управления (кисэ а-кавод) спускается некая цепочка, звенья которой расположены на духовных "этажах" духовного мира (по одному — на каждом "этаже"). Последнее звено, "касающееся" материального мира, производит действие: подталкивает, отвлекает, вносит или забирает энергию в тонких околоматериальных структурах; они же, в свою очередь, окончательно "материализуют" то или иное действие. "Действие" в данном контексте обозначает любые изменения в мире.
Вся эта цепочка — осуществление действий малаха. И каждое звено в ней — тоже малах. Существует целая система малахим — со своей иерархией и структурой. Эта система — бесконечна. Есть главные, объединяющие малахим. К примеру, Михаэль. Через него Творец управляет судьбой еврейского народа. Иначе говоря, Михаэль непрерывно "подкачивает" нам соответствующим образом направленную энергию. И тогда еврейский народ поднимается на еще более высокий духовный уровень, а также и — каждый еврей.
Или, наоборот, если в душе человека возникают сомнения или отрицание. Скажем, человек не думает о том, насколько важно, или вообще отвергает представление об основных принципах устройства мира, не ощущает, что есть только Он Один — Всевышний, и нет подобного Ему. В этом случае по цепочке вверх передается "сообщение" о "не принятой" энергии. Баланс на разных "этажах" духовных миров (вспомним, что на каждом этаже — по одному звену) нарушается. И как следствие, вниз спускается влияние других малахим — наказание, исправление, помощь... Под это влияние попадает не только конкретный человек, нуждающийся в подобном воздействии, но и его окружение. Этот процесс объясняет "внезапные" якобы перемены в человеческой судьбе, когда исчезают вдруг препятствия или происходят "непредвиденные" события. Теперь нам легче понять глубокую мысль, высказанную в Талмуде: "Все в руках Неба, кроме веры человека в Небеса (в Творца)".
Человек управляет по своему выбору рычагом, с помощью которого он открывает и закрывает некий клапан: если он открывает его (стремится к Творцу), цепочка малахим добавляет ему духовной энергии, если же он закрывает его, по цепочке вверх идет сигнал — энергия не принята. И тогда все, что произойдет и в первом, и во втором случае, будет в руках Неба. Малахим сделают свою работу. Но рычагом управляет человек. Так он реализует данную ему Всевышним свободу выбора.
Процессы взаимодействия духовных миров с земным миром и были показаны Яакову. Более того, ему было дано увидеть историю мира, историю еврейского народа — в частности. И то, на чем основана наша жизнь, и наши трагические ошибки, и способы достижения окончательной цели Творения. И все это заключено в Торе в одной фразе. Подробнее разберем ее, взяв за основу систематизированное и сжатое изложение соответствующих фрагментов Устной Торы, сделанное равом Яаковом бен Ашером (14 век — автор многотомного труда Бааль а-Турим).
И увидел (Яаков) сон. Сон на иврите — халом. Общее числовое значение букв этого слова (гематрия) равно гематрии выражения "это было пророчество". И вот, лестница. Лестница на иврите — сулам. Гематрия этого слова равна гематрии выражения "это — кисэ а-кавод".
Теперь Яакову покажут фундамент еврейской жизни. Вернемся опять к слову лестница (сулам). Та же гематрия и у слова Синай. На горе Синай Творец дал нам Тору. В чем идея Торы, ее "концентрат"? — В служении Творцу. Собственно, для этого мы и существуем. Та же гематрия у слова коль (голос). Голос молитвы, голос служителей в Храме. Храм — символ реального служения Творцу. Если в слове сулам поменять местами буквы корня, получится слово семель — символ.
И вот лестница поставлена. Гематрия этих слов равна гематрии слова кевеш — пандус (наклонная плоскость), по которому поднимались служители в Храме (коэны), чтобы совершить предписанные Торой действия с приношениями (корбанот) на специальном сооружении (мизбеахе). Поставлена на земле. Кевеш упирался в землю. Но достигает Неба. Огонь и дым мизбеаха поднимаются вертикально вверх. По свидетельству Устной Торы, в Первом Иерусалимском Храме дым и огонь не отклонялись в стороны, даже если дул ветер. Это наглядно демонстрирует духовную истину: молитвы (голос — коль), действия евреев и коэнов, в частности, поднимаются к кисэ а-кавод. Показали Яакову и коэнов: "И вот посланники". Переставив буквы этой фразы на иврите, получаем выражение "это — коэны".
Однако каждый еврей и весь народ совершают ошибки, в их судьбе бывают подъемы и падения. Посланники поднимаются и опускаются. В чем коренятся ошибки? Переставив местами буквы в корне слова сулам (лестница) мы получили слово семель (символ). В нем содержится намек на служение чужому мировоззрению (всяческим "измам"). А это ведет к трагедиям, к галуту — изгнанию.
В нашей истории — четыре галута. Их именуют по названиям четырех империй, которые (на земном уровне) управляли жизнью сыновей Яакова: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим. Последний галут продолжается 1900 лет. Закончится ли он когда-нибудь?
И вообще — известно ли нам, что План будет реализован? Яакову показали завершение мировой истории — в соответствии с Планом Творения. Но завершению непременно должно предшествовать Начало. Основы этого начала — еврейского народа — предстоит заложить Яакову.
У Авраама было два сына. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Два сына — у Ицхака. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Яаков — не просто отец 12-ти сыновей. Он произвел их на свет и воспитал так, что каждый из них остался евреем и олицетворял какую-либо из граней Истины. Эти 12 необходимых составляющих — достаточный "набор" основ для развития еврейского народа. Пройдет около 300 лет, и Моше Рабейну в последний день своей жизни в своем духовном завещании сформулирует суть 12-ти граней, составляющих целостность бриллианта — еврейского народа.
А в нашей главе мы читаем о том, как Яаков оставил Эрец Исраэль и отправился в ту землю, откуда вышли Авраам, Сара и его мать — Ривка. В главе описывается, как он встретил Рахель (тут каждое слово имеет глубочайший смысл — об этом когда-нибудь в других материалах). И вышло так, что он женился на Лее. Сначала на Лее, потом — на Рахель. Душа Леи имела потенциал выстраивать будущее. В этом смысл соединения Леи и Яакова. В Яакове — цельность, гармония, Истина. К этому необходимо было добавить потенциал, способный выстраивать будущее. Гармонию и Истину Яакова следовало передать будущим поколениям — навсегда. Поэтому сначала Яаков женился на Лее. Потом — на Рахели.
Душа Рахели имела потенциал завершения. Будущее, выстроенное Яаковом совместно с Леей, нужно было реализовать и завершить (вспомним отдельные моменты раскрытия понятия, выраженного словами "лестница Яакова"). Поэтому у Рахели родился сын Биньямин. На территории, которой владели его потомки (колено Биньямина) находился Храм, а точнее — его Святая Святых. Как символ завершения цели Творения — объединение духовного и материального, когда в мире будет Всевышний — Один (это и так ясно) и Имя (суть) Его — будет Едина (это можно будет почувствовать только в конце мировой истории — в седьмом тысячелетии).

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.