На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПОСЛЕДНИЕ ФИЛЬМЫ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ


На нескольких показах в кинотеатре "Маски" (за эту счастливую возможность следует поблагодарить компанию "Артхаус Траффик") одесситы увидели ленты "Коралловый рай" и "Мечты об Африке", которые позволили узнать много нового об одной из самых незаурядных женщин двадцатого столетия. Немецкая актриса, кинорежиссер, фотограф, прожившая 101 год, - все это о легендарной Лени Рифеншталь.

К 70 годам Лени Рифеншталь устала от постоянных упреков в приверженности фашистской эстетике и в буквальном смысле "легла на дно". Она подделала документы (в 71 год выдала себя за 50-летнюю, и ей охотно поверили), получила сертификат дайвера и отправилась изучать подводный мир с аквалангом и кинокамерой. За последние три десятилетия жизни она совершила более двух тысяч погружений.
Вторым оператором фильма "Коралловый рай" выступил спутник жизни Лени Хорст Кеттнер, который, кстати, был младше ее на сорок лет. В фильме с удивительным вкусом и мастерством показан подводный мир, где авторы обрели гармонию, недостижимую в человеческом обществе. Лени в акваланге нашла общий язык даже с гигантским электрическим скатом, а вот с людьми ей далеко не всегда удавалось договориться... Подводные путешествия пожилой дамы в теплых пространствах Индийского океана не так странны, если вспомнить, сколько раз молодой Лени пришлось плавать в ледяной воде и ходить на лыжах во время работы над так называемыми "горными фильмами", создававшимися в тяжелейших условиях.
Фильм "Мечты об Африке" режиссер Рей Мюллер снимал по материалам архивов Лени Рифеншталь. Здесь пожилая дама уже не автор, но героиня...
С середины 1950-х до конца 1970-х Рифеншталь регулярно совершает экспедиции в Африку. Она не один раз отважно пересекает нубийскую пустыню, в том числе и во время гражданской войны в Судане в 1997-м. Ее путевые впечатления, выраженные в снимках, публикуются в ведущих мировых СМИ - "Штерн", "Санди Таймс", "Пари Матч", "Ньюсуик". Именно Рифеншталь открывает племена Центрального Судана для широкой публики во всем мире, - после ее репортажей ими активно интересуются журналисты, антропологи и историки.
Рифеншталь не успевает завершить работу над последним фильмом, - большую часть отснятого материала портят лаборанты. Уже после ее смерти режиссер-документалист Рей Мюллер, сопровождавший ее во время последней африканской экспедиции, завершает работу над последней картиной этой удивительной женщины, по его собственному признанию, "мужественной и комично самоуверенной одновременно".
Известно, что на все обвинения современников она отвечала: "Я просто снимала кино".
В ответ ее называли "режиссером дьявола". Ее презирали, ненавидели за работы, создавшие ореол славы вокруг национал-социализма... Это было проще всего: ополчиться на хрупкую женщину, подпавшую под обаяние властных кругов, как и миллионы немцев-мужчин времен рейха. Прозрение настигло Лени в момент, когда она стала очевидцем кровавых преступлений гитлеровцев, но некоторые посчитали, что это произошло слишком поздно...
Лени Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в семье богатого бизнесмена. В 1926 году она впервые снялась в кино, а в 1931 выступила в роли режиссера, продюсера, сценариста, оператора, монтажера и ведущей актрисы в своем первом фильме "Голубой свет".
Полное имя - Хелене Берта Амали Рифеншталь - оказалось слишком длинным, чтобы творить под ним. Явно "выпадало из титров".
Примечательно, что первый же ее режиссерский опыт был экстремальным: Рифеншталь решила снять эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов... Вдруг один из факелов в руке стоявшего поблизости мальчика взорвался: пламя сильно обожгло лицо и руку Лени, но она продолжала снимать, не обращая внимания на свою боль и крики испуганных коллег. Так она работала всю жизнь - увлеченно, не замечая ничего вокруг.
Когда к власти пришли нацисты, Гитлер доверил Лени Рифеншталь съемки документальных фильмов о вермахте.
В 1935 году по личному заказу фюрера - для демонстрации миру величия и мощи германской нации и подготовки к завоеванию Европы и мира, - Лени Рифеншталь сняла пропагандистский фильм "Триумф воли". А три года спустя вышел блестящий романтический фильм "Олимпия" об Олимпиаде 1936 года в Берлине, прославляющий физическую силу и ловкость германской нации (немецкие спортсмены тогда завоевали рекордное количество золотых медалей).
Приходится слышать, будто иногда неосознанно, а иногда нарочно Рифеншталь закрывала глаза на то, что ей не нравилось или мешало. Она всегда отстаивала независимость искусства от политики и идеологии и в то же время личным примером доказывала прямо противоположное. Созданные в 1930-е фильмы, в том числе "Триумф воли" и "Олимпия", которые критики безоговорочно относят к шедеврам мирового кинематографа, на долгие послевоенные годы стали поводом для обвинения Рифеншталь в прославлении идеологии национал-социализма.
Вся послевоенная жизнь Рифеншталь - это бесконечные попытки оправдаться. В 2002-м, спустя почти пятьдесят лет после съемок последнего фильма, Рифеншталь вернулась в кинематограф с новой лентой "Коралловый рай", рассказывающей о подводном мире Индийского океана. Эту картину Лени снимала в течение 26 лет - с 1974 по 2000 год. Выход киноленты Рифеншталь приурочила к своему столетию.
Последние три десятилетия жизни Лени Рифеншталь были насыщены активной работой: она много путешествовала, опубликовала несколько авторских фотоальбомов (один из них получил в 1975 году приз "за лучшую работу в области фотографии"), издала книгу мемуаров, которую опубликовали в 13 странах, и которая в Америке и Японии стала бестселлером.
В 1993 году Рифеншталь снова снялась в кино: фильм "Сила образов" Рея Мюллера с ее участием получил премию "Эмми" и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил Рифеншталь золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года: хотя медаль и была присуждена в далеком 1938 году, получить ее режиссер долгое время не могла...

ПРЕССА О ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ:

Ее выставки и выступления неизбежно вызывают протесты. На всем, связанном с фамилией Рифеншталь, стоит клеймо "фашистская эстетика". "Я не понимаю, что такое фашистская эстетика", "когда художник творит, он не может думать о политике" - Лени продолжает оправдываться. Не думать о политике можно. Только иногда такая позиция мстит за себя. Особенно талантливому художнику. Для Лени Рифеншталь нежелание выбирать стало выбором. Это судьба многих, предпочитающих оправдываться за свою намеренную слепоту, вместо того чтобы прозреть.

Анна ЧЕРЕДНИЧЕНКО,
"Культ личностей".

В 1938 году Лени повезла "Олимпию" в США, но за океаном триумф не состоялся из-за массового бойкота американских киностудий и прессы. Единственный встретившийся с ней киномагнат Уолт Дисней потом оправдывался перед прессой, что понятия не имел, кто она такая, "эта Рифеншталь"... До сих пор ей не могут простить прошлого. Год назад все организации, представляющие интересы жертв нацизма в Германии, требовали от властей закрыть ее фотовыставку в Гамбурге.
В Лос-Анджелесе показ ее работ сопровождался антифашистскими манифестациями под лозунгом "Нет фашистской эстетике!". Похоже, манифестанты самой выставки не видели - на снимках не было ни одного наци, только чернокожие африканские друзья Лени.

Марина ЛАТЫШЕВА,
"Семь дней".

Столетняя женщина, которой когда-то целовали ручки Гитлер и Геббельс, а ныне ныряющая с цифровой видеокамерой на глубину несколько десятков метров и затем монтирующая фильм, который еще станет достопримечательностью многочисленных международных кинофестивалей, - это самоценный, самодовлеющий аттракцион. Это, если угодно, и есть триумф воли к жизни. Триумф воли над рутиной морали и человечности.

Юрий БОГОМОЛОВ,
"Известия".

Одни считают Рифеншталь карьеристкой, сознательно поставившей свой талант на службу фашизму, другие - честно заблуждающимся романтиком, выше всего ставившим эстетическую сторону своего творчества, и не несущим ответственности за то, как ее понимают. Кто из них прав? Возможно - и те, и другие...
С каждым новым фильмом ее творчество оборачивается какой-то неожиданной гранью, словно предостерегая от поспешных выводов.

Белла ЕЗЕРСКАЯ,
"Вестник".

Она всегда отвергала слухи о том, что являлась членом нацистской партии и говорила только о смеси наивности и страстном желании снять хороший фильм. После окончания второй мировой войны Лени несколько раз представала перед судом и, в конце концов, была приговорена к четырем годам лишения свободы за причастность к нацистской пропаганде, однако в 1952 году обвинения были с нее сняты. "Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила Рифеншталь. - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня".

NewsRU.com

P. S.

Руководитель киноклуба "Ю-синема" Ян Юсим, открывая показы фильмов Лени Рифеншталь в кинотеатре "Маски", заявил:
- Будучи евреем, я ни на минуту не идентифицирую творчество этой удивительной женщины с нацизмом и не испытываю никаких сомнений, приглашая публику ознакомиться с последними страницами ее жизни и творчества.
Пожалуй, лучше и сказать нельзя...

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.