На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

УСТАНОВКА КАСТРЮЛИ НА ОГОНЬ ДО НАСТУПЛЕНИЯ СУББОТЫ

Напомним, что в Субботу нельзя ставить на плиту даже сваренную до полной готовности пищу - из-за постановления мудрецов, запретивших действия, напоминающие варку. Однако возвратить кастрюлю на "накрытый огонь" можно, так как это не похоже на варку. Но что можно сказать о пограничных случаях? К примеру, жареную курицу в Субботу сняли с плиты и поставили на время в холодильник, а теперь хотят снова ее разогреть. Можно ли назвать это возвращением, поскольку с началом Субботы курица уже стояла на огне? Или следует признать, что если пищу вынимают из холодильника и ставят на плиту, то это слишком напоминает варку? И как быть в случае, когда снятая с плиты курица не попала в холодильник, а простояла, остывая, полчаса на кухонном столе? Понятно, что должны быть четкие границы между тем, что называется "поставить еду на плиту" (запрещенная операция), и тем, что мы определили как "возвращение на огонь".
Мудрецы указали на три критерия разрешенного возвращения:
- В момент снятия кастрюли у человека должно быть изначальное намерение вернуть ее на плиту.
- Извлекая часть содержимого из снятой с огня кастрюли, нельзя выпускать ее из рук, чтобы продемонстрировать желание вернуть ее на плиту. (Если хозяйка поставила кастрюлю на край стола, так что большая ее часть осталась на весу, и поддерживает ее одной рукой, а другой вынимает содержимое, считается, что она не выпускает ее из рук).
- Пища должна быть теплой. Ибо возврат на плиту кастрюли, которая успела охладиться, трудно назвать "возвращением".
Учитывая предыдущие правила, мы можем подытожить все условия возвращения кастрюли на плиту:
1) "накрытый огонь";
2) пища сварена до полной готовности;
3) кастрюля не успела остыть;
4) предварительное намерение вернуть на огонь;
5) кастрюлю не выпускают из рук.
В стесненных обстоятельствах разрешается облегчить два последних условия, а именно - достаточно выполнить одно из них: можно возвратить кастрюлю, поставленную на стол (выпущенную из рук), если изначально мы намеревались вернуть ее; или наоборот, когда такого намерения не было, но кастрюлю из рук не выпускали. И в любом случае можно вернуть уже сваренную пищу (твердую, даже если она остыла, или жидкую, если она не остыла) не на плиту, а в кастрюлю, стоящую на огне. Если по какой-либо причине сделать так невозможно, существует разрешение сначала положить на горячую плиту пустую кастрюлю, а затем поставить на нее возвращаемую пищу. Этим советом можно воспользоваться и тогда, когда мы хотим подогреть сваренную сухую пищу, извлеченную из холодильника. Отметим важную деталь: даже при соблюдении всех пяти перечисленных условий кастрюлю в духовку возвращать нельзя.
Важное замечание. Среди читателей, возможно, есть те, что совсем недавно начали знакомиться с иудаизмом и его законами. Возможно также, что добравшись до этого места, они вдруг решат: поскольку все слишком сложно, то не лучше ли обойтись в Субботу холодной пищей, особенно в жаркие летние дни? Так вот, могу их обрадовать, для них запасен сюрприз: мудрецы заповедали нам наслаждаться в Субботу именно горячей пищей!
Можно ли передвигать кастрюли на плите? Понятно, что недоваренную пищу нельзя перемещать на место с более высокой температурой, потому что это ускорит процесс варки. Пищу, сваренную до полной готовности и стоящую на "накрытом огне", можно передвинуть с одной горелки на другую, более сильную (кастрюля при этом должна быть теплой).
Несколько более сложная ситуация возникает, когда зажженная газовая плита накрыта большим листом жести, на котором стоят несколько кастрюль, но только часть из них находится непосредственно над горелками. Можно ли передвигать в Субботу остальные кастрюли так, чтобы и они оказались на огне? Если в том месте, где стояла кастрюля, температура была не ниже 43 градусов, разрешается ее передвинуть; но если температура ниже "критической", вопрос спорный. Можно положиться на большинство авторитетов, разрешающих такое передвижение, но стоит обсудить эту проблему с раввином.
Теперь новое практическое задание. Электроплитка в пятницу подсоединена к сети через реле времени таким образом, чтобы она включилась в Субботу. Очевидно, что в Субботу ставить на нее какую бы то ни было пищу нельзя, - подобное действие запрещено как варка или, если блюдо уже полностью сварено, как действие, напоминающее варку. Но можно ли оставить на электроплитке холодную пищу еще с пятницы, чтобы она согрелась в Субботу, когда плитка окажется включенной? С недоваренной пищей так поступить нельзя: когда плитка нагреется, окажется, что недоваренная пища стоит на открытом огне, а это запрещено.
Добавим еще один аргумент: мы учили, что непосредственно перед началом Субботы можно поставить совершенно сырую пищу на уже включенную электроплитку, потому что хозяйка не будет при этом испытывать беспокойства, понимая, что к вечерней трапезе еда все равно не поспеет, а к утру она сварится в любом случае. Но если плитка включится только в Субботу (и в этом все дело!), хозяйка, безусловно, будет пребывать в напряжении: успеет ли пища свариться? Поэтому здесь действует постановление мудрецов, требующее использование "накрытого огня", а электроплитка таковым не является. Следовательно, не только в Субботу, но и в пятницу нельзя поставить сырую пищу на электроплитку, подключенную к реле времени, так, чтобы она сварилась в Субботу. Но если покрыть электроплитку, например, жестяным листом, - ставить можно.
Несколько слов о разных "кухонных авариях". В подгорающее жаркое можно добавить горячей воды из чайника или бака, стоящего на плите, но только если жаркое полностью сварилось. Налить предварительно воду в стакан, а потом в жаркое, может быть, удобнее, но, с точки зрения Галахи, несколько проблематично: разрешено возвращать пищу на плиту в том сосуде, в котором она стояла на плите, но неясно, можно ли возвращать в жаркое, стоящее на плите, воду не непосредственно из бака, а при помощи стакана. Впрочем, так разрешает поступать большинство авторитетов, и при необходимости можно на них положиться. Зато половником в данном случае можно воспользоваться по всем мнениям.
Еще одна неприятность: погас огонь под субботней пищей. Исправить ситуацию можно следующим образом. Прежде всего, выключаем подачу газа - он все равно не горит. А что с пищей? Недоваренную, а также жидкую пищу, успевшую остыть, ставим в холодильник, "спасти для Субботы" ее невозможно. Но готовую и еще не остывшую пищу можно, в соответствии с правилами возвращения, перенести на другой "накрытый огонь". Если такового нет, можно обратиться к соседям, чтобы они согласились поставить нашу кастрюлю на свой огонь - либо поверх собственной кастрюли, стоящей на плите, либо, если это невозможно, пригласили вас к себе на горячий завтрак.
Если в Субботу погасло электричество, и пища начала остывать, не следует снимать ее с платы: когда электричество снова появится в сети, и пища нагреется, ее можно будет есть. Правда, в некоторых публикациях такое появление электричества приравнивают к возвращению кастрюли на огонь. Но оппоненты возражают: во-первых, возвращается огонь, а не кастрюля; а во-вторых, даже если рассматривать появление электричества как возвращение кастрюли на огонь, нами соблюдены все вышеперечисленные условия: плата считается "накрытым огнем", а намерения снять кастрюлю у нас не было. Добавим, что в Израиле возникает побочная проблема: электричество появилось не само по себе, а скорее всего, в результате того, что евреи, работающие в электрокомпании, устранили неполадку, а мы знаем, что нельзя в Субботу пользоваться плодами труда еврея, нарушающего ее запреты. Поэтому некоторые авторитеты запрещают есть блюда, которые успели охладиться за то время, пока в сети не было электричества.
В заключение отметим, что автор сборника "Шмират шабат кеилхата", посвященного субботним законам, пишет, что служащие еврейской электрокомпании имеют право чинить неполадки на линии, поскольку в любом районе могут оказаться опасно больные люди, для которых наличие электричества представляет собой жизненную необходимость.
И даже если рабочие трудились не для спасения чьей-то конкретной жизни, а ради заработка, так как для них Суббота ничем не отличается от пятницы, все же объективно их действия не являются нарушением, запрещающим другим людям пользоваться плодами их труда.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.