На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

Пара слов о конкурентоспособности


Украина по итогам 2007 года ухудшила свою позицию в рейтинге конкурентоспособности экономик мира, переместившись с 69-го места (2006 г.) на 73-е. Такие данные приведены в ежегодном докладе "Глобал компетитивнес рипорт 2007-2008", опубликованном Всемирным экономическим форумом. При расчете рейтинга исследовались такие направления, как деятельность учреждений, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное и высшее образование, эффективность товарных рынков и рынка труда, сложность финансовых рынков, технологическая готовность, размер рынка, развитие бизнеса и инновации.

* * *
По всем этим критериям Украина оказалась не на высоте. Взять хотя бы нашу область, которая находится далеко не на последнем месте в стране и по развитию экономики, и по привлечению инвестиций, и по уровню жизни населения: данные справки социально-экономического развития региона наводят на размышления. Всего 65,5 процента предприятий и организаций региона прибыльны. А в промышленности этот показатель составляет только 64,4 процента. Чуть более 14 процентов произведенного одесскими предприятиями - инновационная продукция (производится с помощью новейших наукоемких технологий). Причем среди лидеров, выпускающих такие товары, из года в год называют одни и те же предприятия - "Одессакабель", "ИнтерХим", "Микрон", "ЗОНТ", припортовый завод...
Предположим, что в городе, всегда считавшемся одним из вузовских и научных центров страны, далеко не все предприятия могут и должны выпускать современную наукоемкую продукцию. Но вот еще интересный показатель: из всех средств, за девять месяцев поступивших в государственный бюджет от Одесской области, всего лишь около 33 процентов - налоговые поступления. Остальное дает таможня. При этом, по данным областного управления финансов, Одесская область на втором месте в Украине по выполнению доходной части местного бюджета.

* * *
Впрочем, о том, что все далеко не так плохо, как может показаться, говорит ситуация в ряде отраслей и предприятий региона.
Наибольшую прибыль по итогам первых трех кварталов получили транспортники региона - 41,6 процента общего финансового результата предприятий и организаций области. Эта же отрасль традиционно привлекает наибольший интерес инвесторов. В особенности это касается портов.
Не уменьшается количество западных инвесторов, которые хотят участвовать в развитии одесского порта. Так, инвестиционная группа "Сан ленд груп" (штат Флорида, США) во время недавнего визита в Одессу предложила услуги в развитии контейнерного терминала на Карантинном молу. Речь идет о разработке технической документации будущего терминала и финансировании его строительства. Во многих странах мира "Сан ленд груп" оказывает консультационные услуги, а также услуги в области инженерии, дает оценку эффективности управления и развития проектов, связанных с разработкой инфраструктуры.
А немецкие фирмы заинтересованы в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта в порту. Об этом шла речь во время недавнего визита в одесский порт представителей 13 компаний из Германии.
Наибольший интерес у руководства порта вызвали компания "Рейл уан GmbH", предложившая услуги по модернизации железнодорожных путей и компания "Секьютек GmbH", разрабатывающая и выпускающая оборудование для обеспечения безопасности дорожного движения. Достигнута договоренность о том, что немецкие фирмы подготовят и предоставят порту детальные проекты сотрудничества.

* * *
Кроме таких перспективных и крупных, но все же локальных проектов, направленных на развитие какого-то конкретного предприятия, в регионе планируется и ряд глобальных мероприятий. В частности - строительство под Одессой логистического парка (комплекса складских терминалов). В сентябре компания "Делин дивелопмент" (Россия) приобрела в 9 километрах от Одессы участок площадью 23 гектаров возле трассы Киев - Одесса. Площадь парка составит 122 тысячи квадратных метров. Финансовые показатели проекта не разглашаются, но, по оценкам специалистов, строительство "Дельфина" может обойтись в 80 миллионов долларов. Срок окупаемости проекта составит 7-8 лет при условии, что арендные ставки будут в пределах 120-130 долларов за квадратный метр в год без учета НДС.
Эксперты отмечают, что по одесскому направлению проходит международный транспортный коридор Хельсинки - Москва - Киев - Одесса, соединяющий Украину с финскими портами. И если "Делин дивелопмент" успеет первой ввести в эксплуатацию комплекс, она примет на себя довольно большой грузопоток. Это будет второй в Украине логистический парк после Киевского "Каштана", который планируют начать строить уже этой осенью. Общая площадь комплексов - 350 тысяч квадратных метров. Проектированием и управлением парков займется британская "Бовис ленд лиз".

* * *
Украинские производители шутят: если вашу продукцию подделывают, значит, она действительно качественная. Желающих если не подделать, то сымитировать продукцию Одесского консервного завода детского питания, а именно любимые многими "белые" соки, названные так из-за белой, без рисунков, упаковки, великое множество. Предприятию приходится защищать свои интересы в судах.
Сейчас завод намерен подать иск против подразделения американского гиганта "Пепсико интернешнл". Причиной стало то, что николаевское предприятие, подконтрольное "Пепси", выпускает соки в упаковке, схожей с пакетами "белых" соков. Сума иска достигнет десятков миллионов долларов.
На заводе детского питания говорят, что нынешняя ситуация "вызывает, как минимум, недоумение". "Понятно, когда подобные некорректные действия допускаются небольшими отечественными компаниями, в достижении хоть какого-то результата ничего лучшего не находящими, чем скопировать чей-то успешный проект. Но никто не ожидал подобного от международной компании с признанным мировым именем", - говорится в заявлении предприятия.

* * *
Последние два года одесские чиновники, отвечающие за развитие производства и рост экономических показателей в регионе, объясняют резкий спад выпуска промышленной продукции остановкой одесского нефтеперерабатывающего завода. На его запуск возлагается очень много надежд. Во-первых, регион вернется к прежним показателям, и его перестанут "носить в зубах" чиновники высшего уровня, которые не учитывают остановку крупнейшего промышленного предприятия области в определении прогнозных показателей. Во-вторых, одесский НПЗ станет выпускать высококачественный бензин современных марок.
Ожидалось, что предприятие заработает уже этой осенью. Назывались разные даты.
В сентябре в Киеве президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов сказал, что пуск реконструированных мощностей завода запланирован на 25 октября. Но 26 октября, во время празднования 70-летия предприятия, выяснилось, что завершен только первый этап реконструкции. А запуск завода запланирован на I квартал следующего года.
Вот тогда и будем ждать небывалого роста конкурентоспособности нашего региона и страны в целом.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.