На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НАСО


Начнем с цитаты ("Бемидбар" 5): "Если мужчина или женщина совершит любой из грехов против человека, выступив (тем самым) против Всевышнего, то виновна та душа. Пусть признаются в своем грехе, который совершили, и возвратит каждый по своей вине сполна (тому, кто понес ущерб от их греха). А если нет у того человека наследника (в случае, если сам он умер), то возвращаемое (...) принадлежит священнику. Посвящение каждого принадлежит ему, а дарованное священнику — принадлежит ему (священнику)".
Здесь нам показались интересными два вопроса. Разговор идет о мужчине или женщине. Т. е. о любом еврее. Если он что-то учинил против другого еврея (нанес тому материальный ущерб), то искупить вину можно в два этапа: сначала восполни потерю (верни взятое, почини сломанное, заплати за разбитое и т. п.), затем признай вину. Если с возмещением все понятно, то что это за признание? И второй вопрос: что имеет в виду стих "посвящение каждого принадлежит ему"? Если я что-то посвятил (кому-то и для чего-то), то почему оно остается принадлежащим мне? А если вещь находится в моем владении, то как можно сказать, что я ее посвятил?
Сегодня не будем приводить толкований из Мидрашей и Талмуда. Ограничимся иллюстрациями. Причем возьмем известную притчу, но дадим ее, так сказать, "в развернутом виде". Ее любил рассказывать на своих уроках известный рабби Моше Хагиз, иерусалимский мудрец первой половины 18 века. Он много ездил по странам Европы для поддержки израильских общин. Многих привлекал к Торе, произносил в синагогах пламенные речи, собиравшие сотни слушателей. Призывая людей к отказу от совершения прегрешений, он обычно начинал так:
— Почему, читая видуй (слова покаяния) в молитве Йом-Кипура, мы признаемся в таких страшных грехах, которых не только не совершали, но и подумать о которых страшно? Разве можно обманывать Всевышнего, да еще в день покаяния, да еще на виду у всех людей в синагоге?
Расскажу вам притчу.
Отплыл большой корабль в дальнее плавание. Люди разошлись по своим каютам. Скрылся за горизонтом берег. Остались только вода да небо. И тут вдруг раздался странный скрежет, будто кто-то скребется под палубой. Пошли люди на звук, обнаружили, что он доносится из одной каюты. Постучали в дверь, к ним вышел человек с коловоротом в руках. Они спросили, что он делает. Он ответил прямодушно: "Сверлю дырку в досках палубы". "Но ведь вода попадет на корабль!" — воскликнули пассажиры. "Какое вам дело? — ответил тот человек. — Сверлю-то я не под вами, а под собой..."
Сказать, что каждый из нас отвечает только за свои поступки, нельзя. Мы связаны единой порукой, ибо сидим на одном корабле. На языке мудрецов эта мысль выражена так: "Все евреи друг за друга в ответе — Коль Исраэль аревим зе базе". Поэтому в молитве Йом-Кипура мы признаемся перед Всевышним в грехе, который нами лично не совершен, но его совершили другие евреи. И об этом же написано в главе Насо: "Если мужчина или женщина совершит грех (...) то пусть признаются в своем грехе, который совершили, и возвратит каждый по своей вине сполна". Возмещение убытков каждый совершает на индивидуальном уровне: чего лишил своего ближнего, то восполни. Но покаяние как обязанность возложено на весь народ. Все евреи в ответе за грехи друг друга...
От себя укажем еще на один комментарий (он тоже достаточно известен). Написано: "Если мужчина или женщина совершит любой из грехов против человека, выступив (тем самым) против Всевышнего...". О каком грехе сказано — против человека или Всевышнего? Действительно, мы знаем, что все заповеди Торы делятся на две области: те, что регламентируют отношения человека со Всевышним, и те, что касаются отношений между людьми. Так вот, уважительно относиться к своим ближним приказывает нам Сам Творец мира. А поэтому тот, кто обижает людей, нарушает сразу два положения: обижая людей, что запрещено Торой, и "обижая" Всевышнего, который запретил нам обижать людей...
А теперь второй вопрос. Что это — "посвящение каждого принадлежит ему"? Здесь под посвящением понимается то, что мы приносим в Храм, вручая коэнам-священникам, то, что мы выделяем в пользу бедных, то, что даем каждому нуждающемуся. Имея достояние (капитал), мы делимся этим достоянием с ближними. Так вот, Тора обещает нам: выделяемое тобой на нужды других — это гарантированно твое. Т. е. тебе твоя "потеря" будет с лихвой восполнена. А значит, никакая она не потеря. Спросили у рабби Аншила Ротшильда из Франкфурта (слышали такую фамилию? Рав Аншил был основателем семейного капитала), сколько у того в наличии денег. Ответил умный еврей, как подобает б-гобоязненному, скромному и образованному человеку — цитатой из Торы: "Посвящение каждого принадлежит ему".
"Что это значит в моем случае? Много у меня денег, имущества, домов и банков. Но назвать это своим я не могу. Ибо все работает, действует, приносит прибыль, но находится не в моих руках. А что находится в моих руках? Только то, что я даю другим людям. Это самое надежное капиталовложение. Оно всегда за мной, никто его у меня не отнимет..."

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.