На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЙЕРА


В первой фразе главы сказано: "И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре..." (открылся на иврите — вайера). Всевышний открылся Аврааму. Точнее, наверное, надо сказать — дал возможность Себя увидеть. Но как? Обычное зрение не позволяет видеть Творца, ибо Он — не материален. Человек способен воспринять Его лишь внутренним, духовным зрением. Но и это доступно ему не в любое время, когда захочется. Это происходит только по Воле Всевышнего — когда Он вводит человека в пророческое состояние.
Что такое пророческое состояние? Это понятие можно определить так: часть человеческого сознания проникает в более высокие слои его души, сохраняя связь с нижними, которыми сознание "пользуется", когда человек находится в обычном состоянии. Высокие же "этажи" человеческой души свободно "плавают" в духовных мирах.
И часть сознания, которая проникла в верхние "этажи", тоже "путешествует" в этих мирах, а поскольку свою целостность сознание не утратило, человек фиксирует и запоминает то, что видит и слышит.
Пророк на иврите — нави, что в переводе на русский язык означает — мы принесли. Этот лексический анализ ясно выражает смысл вышесказанного: мы — душа (ее "надсознательные" уровни) и сознание — вместе принесли информацию. Возникает вопрос: какую — любую или выборочно? Ответить следует так: сознание получает конкретную информацию, а "навигацию" осуществляет Всевышний. Он показывает образы, диктует слова и, как сказано в первой фразе главы, дает возможность увидеть Свое проявление в нашем мире, те рычаги, с помощью которых Он миром управляет.
Надо сказать, что мы говорим сейчас об очень высокой форме пророческого состояния. В отличие от другой — обретение способности "слышать Голос". Написано в Талмуде: "эйна дома реия ле-шмия" (во всех словах ударение — на последнем слоге) — способность видеть несравнимо выше способности слышать.
Из Торы мы знаем, что Всевышний трижды "дал Себя увидеть" Аврааму. До него — никому. А после — лишь Ицхаку (сыну Авраама), Яакову (сыну Ицхака), Моше, царю Давиду и царю Шломо. Упоминаются также имена пророков Ишаягу, Иермиягу и Йехезкеля. Но сказано, что их "видение" не было таким полноценным. И всякий раз это происходило, чтобы "активизировать" связь Творца с еврейским народом.
Отметим, что были моменты, когда весь наш народ (без исключения) обретал способность такого "видения" — пересекая море Суф (перевод "Красное море" не совсем точен), при выходе из Египта, получая Тору у горы Синай.
И всегда это происходило в моменты единения, когда наш народ находился в состоянии максимальной близости с Творцом. Недаром в Устной Торе (Талмуд) говорится: "простая служанка при переходе моря Суф видела больше, чем увидел (потом) пророк Йехезкель". Именно поэтому поколение, прошедшее Синайскую пустыню, называлось дор деа — поколение постижения Всевышнего. Ибо Творец открылся тогда всему народу, народ удостоился максимально возможной степени единения, близости с Ним.
Позднее такого уже не было. Однако в "памяти" души каждого из нас, души каждого еврея (души всех поколений евреев духовно присутствовали при получении Торы у горы Синай) осталось "воспоминание" об этом состоянии "видения", что дает нам силу выстоять, предопределяет для нас возможность совершить тшуву.
Но вернемся к Аврааму. Теперь нам понятно уже, что Всевышний будет открываться ему, чтобы активизировать его (Авраама) связь с Ним, установленный Союз (на иврите — брит). Первый раз Творец открылся нашему праотцу вскоре после того, как Авраам стал евреем, на земле Израиля:
"И прошел Авраам по стране... и открылся ему Всевышний и сказал — потомству твоему дам Я эту землю" (12:6-7). Вспомним: Авраам был призван стать первым евреем. Но реализовал он это "призвание", только когда вошел в Эрец-Исраэль.
Второй раз Всевышний открылся, когда Аврааму было 90 лет. Творец сообщил о важнейшей заповеди еврея — брит миле (заповеди обрезания). Слово брит означает — союз, а точнее — установление ясности в отношениях. Брит-мила (обрезание) оставляет на теле человека четкий и ясный знак Союза. Сказано в Торе: "Вот (способ выражения) Союза между Мной и твоими потомками. Обрежьте крайнюю плоть, и станет это Знаком... восьмидневному ребенку сделайте обрезание... а если мужчина будет не обрезан (арэль), душа его не будет соединена с (единой душой) народа" (17:10-14; цитируется в сокращении). Итак, между евреем-арэль (необрезанным) и душой народа остается невидимая стена.
Проанализируем слово арэль. Его корень состоит из букв аин, реш, ламед. Первая буква несет в себе несколько близких по смыслу значений: высшая суть, цель, смысл (ее числовое выражение — 70; это — духовный "этаж" цифры 7, обозначающей цель). Значение буквы реш — нечто главное (рош — голова). Буква ламед — изучение. Казалось бы, складывая значения букв, мы получаем вполне положительную установку: изучать главное — путь постижения высшей сути. Но недаром в букве реш заключена двойственность (ее числовое значение — 200, то есть — две сотни). Это предупреждает нас об опасности: сосредоточенное внимание к "главному" содержит потенциал, благодаря которому человек способен сделать вывод, что главное в мире — он сам. Эту идею подкрепляет слово ра — зло. Его корень состоит из букв реш, аин, аин. В расшифровке это звучит так: высшая суть — (быть) главным.
Но тогда получается, что для Всевышнего места не остается. Это и есть зло — корень зла. Слово арэль указывает на эту опасность. Применив понятие "главный" — к себе, ты отгораживаешься от (души) народа. От всего мира.
Крайняя плоть на иврите — орла. У этого слова — тот же корень, что и у слова арэль: аин, реш, ламед. И мы уже понимаем, почему. Мы понимаем, что акт обрезания символизирует устранение перегородки, стены, отделяющей еврея от души народа.
Интересно, что с этим словом связана одна из 613 заповедей. В книге Ваикра сказано: "И когда вы посадите (саженцы) деревьев... три года плоды их будут орла" (19:23).
Зная, что орла — перегородка, мы уже догадываемся, в чем смысл заповеди. Плоды твоего нового дерева "отгорожены" от тебя. Их нельзя есть три первых года... Если ты думал, что главное в мире — ты сам, ты ошибался. Есть Некто главнее тебя. И Он не разрешает тебе трогать плоды твоего же дерева. Так заповеди воспитывают и возвышают человека…
Итак, перед тем как дать Свое повеление — заповедь обрезания (устранения перегородки между евреем и Творцом), Всевышний "открылся" Аврааму. Чтобы активизировать, усилить ощущение единства с Ним, как написано: "И открылся Всевышний Аврааму и сказал ему: Я — Эль Шадай (Имя Всевышнего, означающее Силу, ограничивающую власть материального), служи Мне и ничего не бойся" (17:1).
И наконец, в третий раз открылся Всевышний Аврааму в "дубраве Мамре", как сказано в первой фразе нашей главы. Речь идет здесь о человеке по имени Мамре, который уважал Авраама и был ему другом. Когда Авраам получил распоряжение исполнить заповедь обрезания, его одолели сомнения. Разумеется, он и не думал о том, чтобы не выполнить эту заповедь. Авраам усомнился, сможет ли и в дальнейшем приближать людей к Творцу. Не будут ли люди сторониться его, говоря: "Ты — не такой, как все". И только Мамре с уверенностью сказал Аврааму: все будет хорошо. Поэтому Тора подчеркивает — великое явление (Всевышний открылся Аврааму) произошло в дубраве, которая принадлежала Мамре.
В начале нашего обозрения мы уже говорили, что в момент, когда Всевышний открывается пророку, Он дает ему возможность увидеть "рычаги", которые Он использует, чтобы управлять миром. Приведем цитату из нашей главы:
"И поднял он глаза и увидел — три человека предстали перед ним.
И увидел (понял), и побежал им навстречу... и поклонился до земли" (18:2). Кому поклонился Авраам? Естественно — Всевышнему. Но кого тогда он увидел?..
Напомним, что Авраам находился в пророческом состоянии, и ему открылся Творец. А значит, Он показал ему "рычаги" управления. На иврите такой рычаг — малах, что в переводе на русский язык означает — посланник, тот, кто выполняет поручение, некое действие. Теперь читателю понятно, почему в наших обозрениях мы говорили, что "ангел" — не совсем удачный перевод слова малах. Впрочем, — вполне приемлемый, если вспомнить, что "ангел" — греческое слово и переводится на русский язык как посланник, гонец. Любое действие в мире свершается по Воле Творца. Малах — механизм реализации Его Воли.
Аврааму открылся Всевышний, и он увидел трех человек, точнее — почти материализованные образы трех малахим (множественное число от слова малах). Что они собой представляли?.. Одним из них был Михаэль — рычаг управления судьбой всего еврейского народа. Ему "поручалось" сообщить Аврааму о дате рождения Ицхака. Это событие действительно имело отношение к судьбе нашего народа. Ведь после Авраама Ицхак — второй наш праотец.
Другой малах, Рефаэль, должен был принести Аврааму быстрое выздоровление — за три дня до этого Авраам сам себе сделал обрезание. В слове Рефаэль — два корня: рефа — излечение и Эль — Высшая Сила.
И наконец, третий — Гавриэль. Его предназначение заключено в самом слове гавриэль (гаври — "ставит границы"). А задача, поставленная перед ним, — разрушить города Сдом и Амора (в русских переводах — Содом и Гоморра). Но при чем здесь Авраам?..
Авраам только что сделал обрезание — убрал перегородку между ним и Творцом. Всевышний отправляет к нему Гавриэля, чтобы Авраам понял: Творец открывает ему Свой замысел и дает шанс проявить самую замечательную черту Авраама: стремление бороться за каждого человека. Действительно, в нашей главе мы находим знаменитую сцену: Авраам пытается спорить с Творцом, выискивая любую возможность спасти жителей Сдома и Аморы.
О них Тора говорит: "И сказал Всевышний: возмущение (в высших духовных мирах) поведением Сдома и Аморы очень уж велико. И преступность их поведения превзошла все границы" (18:20; цитируется с необходимыми уточнениями в переводе). И вот этих людей защищает Авраам и просит Творца предоставить им еще один шанс исправиться. Интересен диалог Авраама с Творцом:
— Если в этих городах найдется 50 праведников, Ты не уничтожишь их? — спрашивает Авраам.
— Нет, — отвечает Всевышний.
— А если только 45?.. — не успокаивается Авраам.
Он снижает и снижает количество праведников, достаточное для спасения жителей Сдома и Аморы. Вот оно уже дошло до 10-ти. И это — последнее, что Аврааму удается "выторговать". Десять праведных людей — и Сдом будет спасен. Всевышний обещал Аврааму предоставить жителям этих городов еще один шанс. Проявил веру в возможности человека, в его способность совершить тшуву. Но в Сдоме и десяти праведников не нашлось.
Почему, кстати, Авраам перестал торговаться, дойдя до числа десять?.. Напомним, что число десять — духовный этаж числа один. Десять — это один десяток. Десять праведников символизировали бы потенциал, возможность стремиться к Творцу — Единственному и Единому. Тогда и только тогда есть шанс на исправление. Ведь корень Зла, как сказано выше, в том, что человек видит только себя и не оставляет места для Всевышнего. И лечить этот недуг можно лишь устранением первопричины болезни — верой и стремлением к Творцу. Иначе на "выздоровление" нет шансов. Это и есть ответ на поставленный вопрос, почему Авраам прекратил "торговлю", дойдя до числа 10.
Кстати, теперь нам нетрудно понять, почему для общественной молитвы требуется миньян — десять взрослых евреев. Ведь каждый вполне может молиться и сам. Один (человек) молится Одному (Единому Творцу). Три человека все равно молятся — каждый сам по себе. Так же — пять человек и девять. Но когда для молитвы собирается десять евреев, их сообщество обретает новое качество. Это — духовная надстройка над числом 1. Теперь уже десять евреев — "духовный один", который молится Одному — Творцу. Дополнительную "надстройку" приобретает и молитва.
Авраам боролся за то, чтобы Всевышний предоставил жителям Сдома и Аморы еще один шанс на исправление, и тем самым окончательно заслужил рождение сына. Вскоре Сара зачала ребенка, и родился Ицхак. Ицхак стал первым еврейским ребенком, кому сделали обрезание на восьмой день. Авраам стал отцом. Но праотцем нашего народа он тогда еще не был. Чтобы заслужить это право, ему предстояло выдержать последнее испытание. Выполняя Волю Всевышнего, он должен был продемонстрировать готовность отказаться от всего, что ему дорого, в том числе — от Ицхака.
В конце нашей главы Тора рассказывает о том, как Творец повелел Аврааму подняться со своим единственным наследником — Ицхаком — на Храмовую гору (так эту гору называют сейчас, и расположена она в Иерусалиме; во времена Авраама Храма еще не было), положить сына на сложенный из камней мизбеах (в приблизительном переводе — жертвенник) и...
Авраам в служении Всевышнему шел до конца. Так же и Ицхак, который знал о повелении Всевышнего. Авраам даже занес над сыном руку с ножом. Но Всевышний остановил его. И устами малаха сказал: "Авраам, Авраам... — не делай сыну ничего. Теперь Я знаю, что у тебя есть чувство тонкого трепета перед Всевышним..." (22:11-12).
Нетрудно догадаться, кто из малахим передал слова Творца. Конечно же, Михаэль. Ведь речь шла в этот момент о судьбе всего нашего народа. В этот момент решалась наша судьба. Всевышний даровал нашему народу жизнь. Ибо у нас есть такой праотец, который заложил в каждом из нас "духовные гены" — способность всю жизнь посвятить Ему.
Слово Михаэль, кстати, означает — кто подобен Тебе, Всевышний...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.