На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ: ЗЕМЛЯ, ЦЕНЫ, ТРАНСПОРТ


Цены в Украине становятся вечной темой — как любовь, погода, отношения отцов и детей. Любые действия правительства, направленные на сдерживание инфляции, — запреты, угрозы наказания производителям продуктов, обвинения в сговоре и нарушении антимонопольного законодательства, — почему-то оказываются недейственными.

16 октября разговоры о том, что "Одесский каравай" намерен поднять цены на ряд сортов хлеба, материализовались в свершившийся факт. Теперь цена батона "Обеденного" колеблется от 2,7 до 2,8 гривны, "Переяславский" в первый день подорожания исчез из некоторых магазинов и киосков, а в других продавался на 30 копеек дороже прежнего.
При этом начальник Главного регионального управления экономики Александр Гордиенко заявил, что обладминистрация не давала согласия повысить цены на социальные сорта хлеба.
Напомним, 25 сентября крупнейший производитель хлеба в Одесской области обратился к областным властям с просьбой разрешить поднять цены на хлеб. Губернатор дал задание соответствующим органам посчитать, насколько такое повышение оправдано. Правда, вместо того чтобы считать, в основном, проверяли — специалисты Госинспекции по контролю цен и Антимонопольного комитета. Ответа руководство предприятия так и не получило. И не удивительно: закон не ограничивает сроки рассмотрения таких заявлений, так что спешить чиновникам было некуда. Так и не дождавшись реакции на свою просьбу, "Одесский каравай" поднял цены на хлеб.
Вот тут руководство области среагировало мгновенно: обладминистрация начала комплексную проверку экономической деятельности "Одесского каравая". Среди проверяющих — представители налоговой милиции, областной прокуратуры, службы безопасности и антимонопольного комитета. Раньше всех выполнили задание по поиску нарушений на предприятии антимонопольщики. Они установили, что еще в июле "Одесский каравай" передал в аренду торговому дому "Каравай" все свои торговые помещения и оборудование. Теперь, как в анекдоте, — одно предприятие не продает семечки, а другое не дает деньги в долг. То есть "Каравай" хлеб не печет, а "Одесский каравай" его не продает. По документам, предприятия ничем друг с другом не связаны, кроме договорных отношений — договорами аренды и на реализацию хлеба.
В этом антимонопольный комитет и усмотрел нарушение: монополисты могут совершать согласованные действия (или, по-русски, заключать договоры) только с разрешения АМК.
А "Одесский каравай", на долю которого приходится порядка 46 процентов рынка хлеба в области, — монополист. По мнению руководителя теротделения АМК Евгения Бутина, если бы "Одесский каравай" не отказался от розничной продажи хлеба или передал свои торговые мощности другому оператору, может, цена на хлеб и не поднялась бы. Ведь затраты продавца также влияют на стоимость хлеба. Теперь АМК хочет проверить, почему перевозчики хлеба берут за свои услуги в три-четыре раза больше, чем перевозчики, скажем, картошки.
В общем, дело против производителя хлеба возбудили. Если так же оперативно будут работать и другие организации, вполне возможно, сбудется угроза одесского вице-губернатора Николая Сердюка, и "Одесский каравай" потеряет рынок региона.

* * *
Пока областные власти в меру своих возможностей воюют с ценами на продукты, городские пополняют местную казну. На очередном земельном аукционе в Одессе был продан участок в 1,5 гектара на Французском бульваре, 60. В ходе торгов, в которых участвовали 4 покупателя, было сделано 13 шагов. В результате при стартовой цене 22,5 миллиона гривен лот ушел за 51 миллион 750 тысяч гривен, или 68,3 тысячи долларов за сотку. Продавец земли предписывает построить на участке спортивно-развлекательный комплекс.
Победитель аукциона заставил поволноваться руководителей городского управления земельных ресурсов. После непродолжительного телефонного разговора он отказался подписывать протокол аукциона и попросил пятиминутный перерыв. После этого он все же оставил свой автограф на документе.
Участок на Французском бульваре уже неоднократно выставлялся на аукцион, но снимался с торгов решением Хозяйственного суда Одесской области. "Теперь суд отменил собственный вердикт, и лот был выставлен снова", — объяснила начальник муниципального управления земельных ресурсов Елена Тютюнник. Она также отметила, что в этом году управление не выполнит план по поступлениям в бюджет развития — 310 миллионов гривен. С учетом последних торгов, в городской бюджет поступило 150 миллионов гривен.

* * *
Остается надеяться, что продажа этого участка не обернется головной болью для продавца и покупателя, как это уже случилось с землей, ранее принадлежавшей ЧМП. Служба безопасности Украины считает, что продажа этого участка была незаконной. Хотя в 2003 году Хозяйственный суд области возбудил дело о банкротстве судоходной компании и ввел мораторий на отчуждение ее имущества, принадлежащая ЧМП территория площадью 9,3 гектара была включена в перечень участков, подлежащих в 2006-2007 годах продаже под застройку. Городской совет утвердил этот список.
В марте этого года коммерческие структуры купили территорию за 55 миллионов гривен. СБУ утверждает, что при проведении аукциона использовались фиктивные документы на право собственности, а рыночная стоимость участка достигает 300 миллионов гривен. В ведомстве подчеркивают, что торги прошли без ведома руководства пароходства. Вместе с тем последнее заявление не совсем соответствует действительности. Объявление о торгах с подробным описанием объектов было опубликовано в нескольких СМИ и на официальном сайте города в установленные законом сроки.
А все присутствовавшие на том аукционе прекрасно помнят, что на торги явились представительницы ЧМП, которые пытались сорвать аукцион. Чуть позже президент компании Евгений Кожевин уверял, что просто не успел оформить право собственности на земельный участок, который ему очень нужен для строительства домов.
Сейчас ведутся судебные тяжбы между ГСК и муниципальным управлением земельных ресурсов. Черноморская транспортная прокуратура возбудила дело по признакам преступления, предусмотренного в части 1 статьи 385 Уголовного кодекса (подделка документов, использование поддельных документов).

* * *
Старейшее пароходство Украины хочет строить дома, а паромы его младшего брата — компании "Укрферри" — успешно плавают по морю уже 12 лет. Компания была создана в 1995 году, и это фактически спасло два парома ЧМП. Как поведал бессменный президент "Укрферри" Александр Курлянд на маленьком юбилее компании, суда готовились к продаже в Мексиканский залив. Вместе с паромами новой компании достались почти 6 миллионов долларов долга ЧМП. Линия Ильичевск — Варна, по которой курсировали эти паромы, фактически перестала существовать. Объемы перевозок на ней резко падали. Менее чем за два года молодая компания погасила долги, отремонтировала паромы и возродила популярность линии.
Сегодня паромы "Укрферри" возят грузы и туристов не только в Болгарию, но и в Грузию и Турцию. В ближайшее время компания запустит паромную переправу Керчь — Поти.
А этим летом была предпринята вполне удачная попытка возродить некогда популярные "крымско-кавказские" круизы. Попытка оказалась настолько успешной, что компания рассматривает вопрос покупки на паях с российскими коллегами пассажирского круизного судна.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.