На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Музыкальный ключ к утраченной Одессе


Время смыло целые пласты музыкальной культуры прошлого. Ушло множество талантливых поэтов, композиторов, певцов. Одесса почти забыла, что пела когда-то на свадьбах, под какие мелодии плясала на праздниках. Почти — но не совсем. И во многом благодаря тому, что живет в нашем городе самозабвенно влюбленный в старые песни музыкант-любитель Александр Теплиш. Он терпеливо добывает из забвения музыкальные жемчужинки. И дает им новую жизнь — сам и через других исполнителей, предоставляя им ноты, тексты и даже описания фигур танцев. Александр Исаакович систематизировал огромный материал и выпустил шесть сборников, объединенных одним названием, — "Одесса — жемчужина у моря". Недавно вышла шестая книга — "Одесский вечер". Такой подарок он сам себе сделал к восьмидесятилетию.
— Я продолжил дело, которое начал мой отец, — улыбается Теплиш. — Он оставил мне свои записи песен бродячих музыкантов-клезмеров, да и я слышал их много. Отец и дядя играли на свадьбах по всей родной Молдаванке. Отец были настоящим одесским биндюжником. От артели "Червоний гужтранс" он перевозил на своей "площадке" грузы с товарной станции в порт и на предприятия. А вечерами играл для людей.
Мальчишкой я ходил с отцом и дядей по дворам, где шли шумные гулянья. Мне нравилось веселье, нравилось, как встречали музыкантов, с каким задором отплясывали и стар и млад гопак, польку, фрейлехс. Мелодии я схватывал на лету. Отец научил меня играть на трубе, но я полюбил аккордеон.
Отца и брата Александра Исааковича призвали на фронт в один день страшного июня 41-го года. А он с мамой уехал в эвакуацию. В 44-м, вернувшись в Одессу, окончил железнодорожное ремесленное училище. И вскоре — первый рейс, кочегаром. Бригада доставила к линии фронта технику и боеприпасы. Под бомбежкой, чиня разбитые пути.
После возвращения в Одессу отец опять взял в руки трубу, а его младший сын — аккордеон. Старший, Яков, погиб на фронте. Оркестр "Гужтранса" был очень популярным. Давал концерты в Горсаду, на Приморском бульваре на городских праздниках. Судьба Александра Исааковича складывалась в русле семейных традиций: работа — на транспорте, досуг — с музыкой.
А в 47-м Александр ушел в армию. Там обратили внимание на талантливого аккордеониста. В армейском эстрадном ансамбле, в полковом духовом оркестре — почти пять лет.
В армии и проявилась тяга Александра к продолжению отцовского увлечения — записи старых мелодий. Сначала по его просьбе их делал военный дирижер Ян Шалюта, а затем он сам.
Вернулся солдат домой, а гужевой транспорт вместе с биндюжниками уже сошел на нет. Пришлось аккордеонисту сесть за руль. С 57-го по 87-й годы крутил он баранку такси. Словоохотливый таксист располагал к себе пассажиров, бывало, что они напевали не известные ему песни, а он запоминал. Вечерами выступал в клубах, в ресторанах, на семейных вечеринках. А главное — собрал по автопаркам любительский ансамбль одесских таксистов "Зеленый огонек". Сам играл в нем много лет, пока коллектив не распался.
Одно время руководил этим любимым одесситами ансамблем джазовый пианист и дирижер Петр Розенкер. В его обработке Теплиш издал в сборниках знаменитую "Ах, Одесса". Сам пианист записал собственную интерпретацию полузабытых шлягеров "Ужасно шумно в доме Шнеерсона", "Лимончики", "Попурри на темы еврейских свадебных песен", "Купите бублички!". Популярную "Двойру" записал для Александра дирижер "Зеленого огонька" Альберт Шендеровский.
Не только для домашнего музицирования собирал песни Теплиш, но и для того чтобы их вспомнила и запела Одесса. Надо издавать — решил он.
И в 95-м году вышел первый сборник. Шесть разделов состоят из популярных песен прошлых лет и еврейских танцевальных мелодий — фрейлехсов, шеров, оляндр. В предисловии постоянный консультант Александра Исааковича, великолепный знаток джаза Николай Голощапов обратил внимание на то, что фольклористы собирают материал по глухим деревням, но не придают значения тому, что поют люди у них во дворе. А ведь есть такая нация — одесситы, и есть музыка — одесская народная. Теплиш это понял!
Один из сборников помог подготовить Евгений Танцюра, самобытный аранжировщик. Следующий сборник, подготовленный при консультации Голощапова и вышедший в 2000-м году, содержит более трехсот мелодий и текстов!
В основном, клезмерские песни и танцы. В коллекции 20-х годов особое место занимает "Фрейлехс из Вены". Его оставил в подарок Теплишу руководитель Венского еврейского оркестра Исаак Лоберан. Туда, в Австрию, Александр Исаакович ездил для участия в фестивале еврейской песни.
В пятом сборнике автор немного отошел от любимой темы — одесского фольклора. Он поместил туда песни военных и послевоенных лет. Теплиш видел в этом свой долг. А долг состоит в том, чтобы не стерлись из памяти мелодии той жуткой, но священной для ветеранов поры, и чтобы их знали следующие поколения.
И вот увидел свет сборник-справочник "Одесский вечер". Самый большой раздел его — "Песни Молдаванки", места, где родился Александр, на улице Болгарской. Но почти сорок песенных и танцевальных мелодий имеют куда более широкую топографию. Кроме "Мясоедовской" и прочих "микрорайонных" здесь и "Одесский порт", и "На Дерибасовской снимается кино", и менее известные. В других разделах — эмигрантские песни, мелодии в старых ритмах, песни из репертуара Леонида Утесова.
А танцевальные мелодии — на любой вкус: чарльстон, блюз, танго, твист, опять же шеры и оляндры…
За 50 лет Александр Иванович записал более двухсот песен одесских авторов о любимом городе! Он спас от забвения своеобразный юмор, легкую грусть, языковой колорит песен, которые были популярны у горожан. А всего им собрано более тысячи музыкальных произведений об Одессе. Они возвращены в культурный пласт и уже используются. На наших глазах рождается уникальное, имеющее историческое и культурологическое значение собрание одесского песенного и музыкального фольклора, еврейских обрядовых песен. Это собрание уже стало частью нашей истории.

Вероника КОВАЛЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.