На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

101 ВОПРОС ОБ ОДЕССЕ

ВОПРОС № 63: КАК ФОРМИРОВАЛСЯ ПАЛЕ-РОЯЛЬ?


(Окончание. Начало в № 577.)

"МЕЛОЧИ ЖИЗНИ"

Мелочами жизни, по-моему, можно считать все без исключения события, заключенные в тире между двумя датами. То же можно сказать о жизни и эволюции здания или сооружения. Опасения Маркевича вполне оправдались уже в конце XIX столетия: камерный Гостиный ряд, рассчитанный на патриархальную Южную Пальмиру, никак не годился для "маленького Парижа", не отвечал возрастающим аппетитам владельцев морально и физически устаревших "красных лавок". Такова жестокая правда жизни - собственно говоря, и сам старый город рано или поздно становится тесным для новых поколений горожан, и они принимаются энергично его перестраивать, нередко ломая и то памятное, мемориальное, что не мешало бы сохранить. Однако практицизм неизменно берет свое, в некоторых случаях - оправданно, в некоторых - нет, уж как повезет...
"В конце XIX века, - пишет историк градостроительства Одессы В.И. Тимофеенко, - ансамбль (Пале-Рояля. - О. Г.) был разрушен, на месте лавок появились громоздкие разномасштабные здания. Сохранился лишь уютный внутренний садик с фонтаном, устроенный еще в 1847 году". Здесь уместно упомянуть о том, что авторство внутренней планировки сада и фонтана приписывается графине Е.К. Воронцовой. Как эксклюзивно сообщил нам Ростислав Александров, в перечне названий утраченных архивных дел значится и дело 1872 года, связанное с деятельностью Городской думы, на заседании которой рассматривался вопрос о присвоении фонтану в Пале-Рояле ее имени. Фонтана, кстати говоря, в это время здесь еще не было и быть не могло: он только предполагался, а появился вскоре после пуска в 1873 году днестровского водовода. Впрочем, сама идея устройства фонтана действительно могла исходить от графини, однако планировка сада, по сути, была закончена еще при Торичелли. Во всяком случае, факт такового предложения Думы определенно фиксирует причастность Воронцовых к созданию и номинации комплекса, о чем говорено выше. В 1876 году Городская управа установила в этом садике "каменные скамейки" для прохожих и отдыхающих.
Вот, кстати, описание этого сада, помещенное в "Иллюстрированном путеводителе Григория Москвича" (1911): "В центре сквера находится небольшой фонтан в виде каменной скалы. От правильного круга, где расположен фонтан, радиусами к четырем углам сквера расходятся четыре широкие тенистые аллеи. Садик содержится очень опрятно и привлекает много публики, особенно детей. В зданиях, окружающих сквер и другими фасадами выходящих на Ланжероновскую и Екатерининскую улицы и Театральный переулок, помещаются рестораны, кондитерские, кофейни и другие торговые учреждения".
Чуть раньше сад Пале-Рояля описан в капитальном издании муниципалитета, приуроченном к 100-летию Одессы: "Внутренний двор представляет сад: его цветники, газоны и деревья содержатся прекрасно; между деревьями преобладают разновидности клена; платаны оживляют сад своею свежею ярко-зеленою листвою. В центре сада помещается небольшой фонтан. Уступая размерами Городскому саду и Александровскому проспекту, сад Пале-Рояля, занимающий пространство всего в 785,82 квадратных сажени, близко подходит к ним по своему знамению. Когда-то это было излюбленное место гулянья одесситов". Так проходит мирская слава...
Возвращаясь к оценочной формулировке В.И. Тимофеенко, вполне можем согласиться с тем, что в эпоху модерна и эклектики Пале-Рояль, что называется, размагнитился как целостный комплекс, потерял необщее выражение своего юношеского лика. Подобная трансформация была, в общем-то, предопределена как болезнь роста. Уже в ходе строительства энергичные, а порой и оголтелые предприниматели стремились выскочить за рамки сковывавшего их инициативу и индивидуальность камерного проекта. Приплюсуем к этому и то обстоятельство, что число владельцев "красных лавок" было довольно велико, и почти все они были представителями разных культурных традиций. Дом Вагнера, фактически единый торговый комплекс, скорее - "пассаж Вагнера", или, допустим, дом Папудова, уцелели в относительной неприкосновенности именно потому, что принадлежали одному хозяину, одному семейству! Что до Пале-Рояля, - мало что хозяев было много, так они еще и непрестанно менялись.
Вглядимся в эту ротацию более пристально. Из справочника домовладельцев за 1875 год следует, что состав хозяев "Гостиного двора" значительно обновился. Из старожилов остались только Мангуби, Стифель, Леви, Страц, Васмус да наследники Торичелли. Всего-навсего. Вероятно, пропущен Верель, вновь появляющийся в реестре за 1884 год. Но в это время из обоймы уже выпал Карл Стифель. В списке за 1906 год остаются лишь Страц и Васмус, а в 1914 году нет уже ни одного "динозавра", сменились абсолютно все владельцы.
В числе "старых новых русских", пришедших на смену первостроителям Пале-Рояля, отметим видного предпринимателя Карла Ивановича Меля, владевшего роскошным магазином часов и драгоценностей. Он был устроен в помещениях, примыкавших к Городскому театру со стороны улицы Ланжероновской и изначально принадлежавших Цезарю и Людвигу Отонам. С ювелирным и часовым салоном Карла (затем - Юлия) Меля, как писал бойкий корреспондент "Одесской почты" Ратмир, связан курьезный эпизод, относящийся к "трудовой биографии" Софии Блювштейн-Соломониак - знаменитой воровской примадонны Соньки Золотой Ручки, ухитрившейся деликатно обчистить почтенного владельца на кругленькую сумму.
В 1870-х - 1880-х годах магазин этот незначительно перестраивался, однако почти не отличался от оригинала Торичелли. На его фасаде, обращенном к Городскому театру, в рекламных целях были установлены огромные башенные часы. А в 1892-м по проекту архитектора И. Яценко здесь было возведено одно из красивейших в Одессе зданий - под офис, редакцию и типографию популярной в свое время газеты "Одесский листок". При этом, судя по некоторым признакам, нижние этажи прежнего магазина Меля не были полностью демонтированы. Домом владел издатель помянутой газеты Василий Васильевич Навроцкий, а впоследствии - его наследники. Навроцкий приохотил к посещению редакции и совместной работе вереницу весьма достойных людей: Ивана Бунина, Власа Дорошевича, Александра Дерибаса, Лазаря Кармена и других замечательных литераторов и журналистов. В 1920-е, по свидетельству Ростислава Александрова, здесь последовательно помещались редакции нескольких советских газет, в которых сотрудничали Багрицкий, Нарбут, Паустовский, Катаев и др.
В разные годы секции Пале-Рояля принадлежали таким выдающимся представителям коммерческой элиты, как семейства Ралли, Родоканаки, Бармас, Лессар, Лантье, Сорон, Кальфа и др. Помимо упоминавшихся здесь помещались лучшие в городе: магазин мужской одежды Луи и Юлия Людвиговича Лантье (Лантье были преемниками известного Пьера Вереля, с которым сотрудничали еще в 1860-е годы), галантерейный - Флориана Людвиговича Снитовского, обувный - Павла Егоровича Ситникова, оружейный - Августа Богдановича Иенча (ныне изготовленные им для одесской знати ружья баснословно редки и дороги на международных аукционах!), корсетный - Луи Дрона, великолепная аптека Эммануила Карловича Кестнера (несколько лет назад бесследно исчез мраморный подоконник с ее фирменной атрибутикой) и т. д.
Здесь бы надо вернуться к сюжету о Петре Трофимовиче Печеском. И вот по какой причине. Дело в том, что легендарное кафе, как было замечено, располагалось в №№ 15 и 17 по Театральному переулку. Если обратиться к предыстории, то увидим: сначала они принадлежали Васмусу и Зильберману (известному мужскому портному), а затем вторая из лавок отошла не к кому-либо, а ко знаменитому семейству Скведер. Флориан Яковлевич Скведер - как известно, владелец самого, скажем так, заслуженного из всех одесских заведений - "Кафе Фанкони", которым управлял с 1877 года (основано в 1872-м братьями Яковом и Домиником Фанкони), а в 1883-м стал единоличным владельцем. Печеский же арендовал секцию у Васмуса, а затем купил ее и, получается, сделался соседом конкурента: в справочнике на 1914 год в Театральном переулке под № 15 значится П.Т. Печеский, а под № 17 - Ф.Я. Скведер (уже его наследники). То есть два суперпопулярных заведения функционировали в Пале-Рояле одновременно, что, кстати, и фиксирует путеводитель Григория Москвича. Вот и выходит, что Печеский в конце концов как бы унаследовал и записал себе в актив героическое прошлое сразу нескольких элитарных заведений: Каруты, Замбрини, Фанкони и Скведера.
Остается прибавить, что и до сегодняшнего дня все же дожили отдельные фрагменты первозданного Пале-Рояля. Превосходный знаток истории градостроительства Одессы В.А. Чарнецкий говорил по этому поводу: "От этого сооружения остались лишь следы в существующей застройке, да само название". Попытаемся разобраться, о каких следах идет речь. Это, прежде всего, нынешние однотипные скромные дома №№ 10, 12, 14 и 16 по улице Ланжероновской, явно репрезентующие типологические "красные лавки" - в три этажа, включая подземный.
В сильно перестроенном виде сохранилась, судя по внешнему облику, и секция № 11 по Театральному (Чайковского) переулку. Мало того, фрагментарно прежний Пале-Рояль довольно широко представлен почти повсеместно подвальными этажами, а кое-где и первыми: вероятно, в № 15/17 (бывшая кондитерская П.Т. Печеского), а также в угловых зданиях по Екатерининской (скажем, бывшая аптека Э.К. Кестнера).

ПОСТСКРИПТУМ

Осенью 2003 года в Театральном переулке проводились земляные работы - на проезжей части и тротуаре напротив дома, построенного в 1960-е годы, недалеко от Екатерининской улицы. Здесь, на небольшом отрезке земляной траншеи буквально в несколько погонных метров, неожиданно обнаружилось феноменальное количество разнообразных предметов ретроспективной материальной культуры: аптечные и парфюмерные флаконы, бутылки, дверная и оконная фурнитура, фрагменты фарфоровой посуды и статуэток, настольная медаль, несколько монет первых десятилетий XIX века и др. Совершенно очевидно, что этот "клад" маркирует выборку под котлован встроенного в старый Пале-Рояль дома и одновременно фиксирует остатки прежних "красных лавок". Мелочь, а приятно.

Олег ГУБАРЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.