На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДЕТСКИЕ СТРАНИЧКИ

Суета вокруг Плутона

Все началось с того, что темы выборов, скандалов шоу-бизнеса и т. д. порядком надоели. Тогда я решила поблуждать по глобальной сети в поисках чего-то нового... Заинтересовала тема космоса, открытий. Может, за каждодневными терактами промелькнет новость из серии "Есть ли жизнь на Марсе"? Нет, все по-прежнему, "наука пока не в курсе дела". Зато одной планетой в Солнечной системе стало меньше.
Даже не так... Одну из них лишили статуса "планета". Не повезло Плутону, и теперь в Солнечной системе 8 полноценных планет, а бывшая девятая - карликовая. Так решили на Генеральной ассамблее Международного астрономического союза (МАС), своеобразного "суда присяжных" астрономии.

НЕ ВЕРЮ!

Еще с 1930 года, когда американский ученый Клайд Томбо открыл Плутон, многих астрономов не убедили параметры 9-ой планеты. Плутон оказался самым маленьким из всех известных планет Солнечной системы. Его радиус - 1100 километров. Для сравнения, радиус Меркурия - 2439 километров, и даже спутник Земли Луна со своими 1738 километрами больше Плутона.
Плутон расположился на задворках Солнечной системы - в сорок раз дальше от Солнца, чем Земля. И для того чтобы совершить всего один оборот вокруг Солнца, Плутону нужно почти 250 лет. То есть с момента открытия планета даже ни разу не облетела Солнце! Но несмотря на такую "неполноценность", во всех учебниках по астрономии и географии Плутон обосновался на правах планеты.
В 1993 году астрономы обнаружили еще одно космическое тело, подобное Плутону, а потом нашлись и другие планеты, которые, как и Плутон, находятся за орбитой восьмой планеты - Нептуна. В астрономии их принято называть "транснептуновыми". Такую, например, обнаружили и совсем недавно - в 2003 году.
Только на подобные находки многие астрономы смотрят скептически. Потому что новооткрытые планеты находятся в так называемом поясе Койпера. А это огромное количество космических тел, которые расположились на периферии Солнечной системы. Пояс окружает нашу систему кольцом, похожим на бублик, и там периодически отыскивают космические тела, похожие на планеты, то есть тела сферической формы, которые вращаются вокруг своей оси и Солнца.
Но находки все чаще заставляли астрономов призадуматься над определением термина...

В ТРЕХ СОСНАХ

В переводе с греческого планета значит бродяга, путешественник. Ведь планеты вращаются и вокруг своей оси, и вокруг Солнца. Поэтому, в отличие от неподвижных звезд, у каждой из которых есть постоянное "место прописки", планеты появляются в разных частях неба. За что их и прозвали бродягами-путешественниками.
Правду говорят: меньше знаешь - крепче спишь. Современным астрономам с накопленным тысячелетним опытом не подходит древнее определение. Хотя бы потому, что прогресс не стоит на месте, в том числе и астрономической техники. Не за горами то время, когда на смену современным появятся более мощные телескопы. С их помощью ученые увидят множество самых дальних космических тел. Какие же из них по праву будут называться планетами?
В тот день, когда большинство делегатов Международного астрономического союза понизили в звании Плутон, ученые-астрономы дали четкое определение термина.
- Планета - это тело, которое вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, имеет достаточно мощное гравитационное поле, способное придать ей сферическую форму и "вымести" все объекты, которые находятся в пределах ее орбиты, - объясняет Сергей Андриевский, директор Астрономической обсерватории Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.
Что значит "вымести"? Это когда планета, как магнит, способна притягивать к себе другие космические тела, например, обломки, пыль, астероиды. Какие-то объекты сгорают в атмосфере, некоторые меняют траекторию полета. Но существует и так называемая астероидная опасность. О ее последствиях многие знают из американских блокбастеров...
Как рассказал Сергей Михайлович, карликовые планеты, к которым отнесли Плутон, не способны "вымести". Их гравитационное поле достаточно сильное, чтобы придать космическому телу сферическую форму, но "очищать" вокруг себя пространство "карлики" не могут.
Тем, кому жаль бывшую девятую планету, не нужно расстраиваться! Не все астрономы согласились с новым статусом Плутона. И возможно, на следующей Генеральной ассамблее МАС в 2009 году "карлик" снова будет 9-ой планетой Солнечной системы.
- В новых учебниках мы упоминаем девять планет, но обязательно делаем небольшое добавление, что согласно резолюции Генеральной ассамблеи МАС Плутон не считается полноценной планетой, - рассказывает Сергей Андриевский. И добавляет: - Подождем пока...
Что ж, в то время как на Земле свирепствует глобальное потепление, проходят революции и не прекращаются войны... люди умудряются отыскать причины для споров о космосе. Одно приятно: звездам и планетам до этого нет никакого дела!

Светлана БУГАЕНКО.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.