На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

СПАМ


Краткое содержание предыдущей серии

Спам - это массовая рассылка рекламы по электронной почте. Явление совсем не безобидное: это 90 процентов электронных писем, тысячи на каждого адресата в день. Большую часть спама отсеивают антиспам-роботы, но и оставшегося оказывается достаточно, чтобы каждый день портить настроение сотням миллионов людей. На получение ненужных писем уходят деньги, на беглое прочтение и определение ненужности - время. Хотя в большинстве стран мира приняты законы, считающие спам уголовным преступлением, но в реальности они остаются на бумаге, их применение лежит в пределах от "очень трудно" до "невозможно".

ОЧЕНЬ ТРУДНО

Очень трудно поймать спамеров, даже если они по закону преступники.
Чаще всего рассылкой спама занимаются программистские фирмы - это целая отрасль бизнеса. По подсчетам экспертов международной антиспамерской программы ЮНЕСКО "Информация для всех", годовой доход российских спамеров составляет порядка 55 миллионов долларов. (Аналогичных исследований по Украине мне найти не удалось.)
В этих подсчетах учтена только рассылка рекламы на российский рынок, а ведь в не знающем границ Интернете исполнителей работ нередко нанимают за рубежом. Кроме того, спамеры ежегодно крадут у россиян более 30 миллионов долларов, оплачивая интернет-время или трафик за получение бесполезной информации. В эту сумму не включен ущерб от вреда, наносимого распространяемыми с помощью спама вирусами.
Вредные программисты придумывают хитрые способы спрятаться в лабиринте всемирной паутины, остаться анонимными. Например, вирусы, точнее, черви. Они проникают на ваш компьютер, но, в отличие от других вредоносных вирусов, ничего не повреждают, работа компьютера не нарушается, и вы ничего не замечаете. Но ваш компьютер незаметно для вас становится "зобмированным". И потом не удивляйтесь, если вашим друзьям приходит гнусная реклама от вашего имени. Понятие зомби-сети из сленга превращается в технический термин. Взлом и управление чужим компьютером - еще одно преступление, которое тоже очень трудно раскрыть.
Защититься от червей помогают антивирусные программы, но за них тоже надо платить, а даже если они пиратские, их установка и обслуживание требуют определенной квалификации, выше среднего пользователя.
Другие способы рассылки спама еще хитрее и трудно переводятся на бытовой язык. Одно из лучших в мире образных описаний лабиринтов Интернета - в фантастической трилогии жанра "киберпанк" Сергея Лукьяненко: "Лабиринт отражений", "Императоры иллюзий", "Фальшивые зеркала".
В общем, все это было типа трудно. Но это еще не самое неприятное.

НЕВОЗМОЖНО

Несмотря на то, что все жалуются на спам, он продолжает быть эффективным средством рекламы. Понятно, что реклама была бы бессмысленна без указания торговой марки, адреса магазина, телефона, по которому можно заказать услугу, ну, хотя бы настоящего электронного адреса (чаще всего спам рассылается с фальшивых адресов). Да, действительно, - в каждом спам-письме есть координаты для связи, названия фирм, дата и место распродажи, платного обучающего семинара и т. п. Казалось бы, очевидно, что спамерам платят рекламодатели - производители этих товаров и услуг. Казалось бы, есть за что ухватиться славным труженикам щита и меча - не роботам, а живым полицейским, прокурорам и судьям всего мира. НЕ ТУТ ТО БЫЛО! Это очевидность лишь на уровне здравого смысла, а при переводе в политкорректную юриспруденцию она оборачивается рядом нонсенсов. Всемирная сеть возникла слишком быстро в исторических масштабах и поставила перед правовой и даже этической системами неразрешимые пока задачи. Например, практически невозможно доказать причастность юридического лица - рекламодателя к факту спама. Фирмы, товары и услуги которых рекламирует спам, говорят на следствии и суде: "А мы ничего не делали, ни за что не платили, никому не заказывали. А кто это? Не знаем. Может быть, какие-то добровольцы, волонтеры, поклонники наших услуг. Или конкуренты, которые хотят нас опорочить. Или просто хулиганы.
А мы сами белые и пушистые, и товары наши хорошие, и рекламой мы пользуемся только законной...".
И это не единственная проблема. Законы привязаны к географическим территориям стран. А лабиринты Интернета не знают границ. Очень часто электронное письмо из Одессы в Одессу идет через Амстердам или Нью-Йорк. Оно все равно доходит за несколько минут... точнее, доходило, до эпохи спама. Теперь движение писем все более замедляется, часто счет уже идет на десятки минут или часы. Но вот в чем вопрос: если спамер сидит в Одессе и отправляет рекламу в Израиль через американский сервер (вполне рядовая ситуация), то по законам какой страны его судить?
И еще много других проблем.
Один из лидеров международного общественного некоммерческого антиспамового проекта Spamhaus Ричард Кокс публично заявляет, что никакое правительство принципиально не способно противостоять спаму. Спам распространяется в Интернете, который не ограничен государственными границами, а законодательство любого государства устроено так, что действует только на территории конкретной страны.

Михаил КОРДОНСКИЙ.

(Продолжение следует.)

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.