На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В СЕРДЦЕ МАКЛЕРА УНЫНИЮ НЕТ МЕСТА


Интернациональная съемочная группа обосновалась в живописном старом одесском дворике на знаменитой Пересыпи. Заманивают в кадр при помощи валерьянки местных котов (они очень талантливы!), украшают бутафорской зеленью стены, куда растущий во дворе виноград еще не дотянулся, одалживают у бабушек непритязательную посуду, служившую многим поколениям одесситов. Действуют на редкость слаженно и вдохновенно, ведь речь идет отнюдь не о рутинной, обычной работе!
Полнометражная лирическая комедия "Улыбка Б-га" по своей фабуле напоминает классический одесский анекдот, начинающийся фразой: "Умирает старый еврей...". Точнее, в далеком Чикаго умирает старый одессит Филипп Ольшанский, роль которого исполняет Армен Джигарханян (в 1989 году он великолепно сыграл биндюжника Менделя Крика в мюзикле В. Аленикова "Биндюжник и Король"). Перед смертью он созывает всю семью и объявляет о некоторых изменениях в завещании. Так вот, внук богатого дедушки, юный Алэн (восходящая звезда Иван Житков), вылетает в Одессу, где должен во дворе одного старого дома разыскать рыжего кота, оставленного Ольшанским перед эмиграцией. И фотография животного имеется... Поиски кота-долгожителя не так странны, как фигура "вечного" портного Перельмутера (его роль исполняет Роман Карцев).
Во время экскурсии по катакомбам Алэн попадает в череду приключений, выходя из подземных лабиринтов не только в разные районы, но и в различные исторические периоды жизни Южной Пальмиры. Так, он оказывается то в сегодняшней Одессе, то в Одессе пятидесятых, семидесятых и так далее. И всегда неизменно одно: Перельмутер. Он не меняется! Ну, а сегодня у нас на дворе 1983-й - все носят яркое, длинное и широкое, кое-где должен промелькнуть портрет Андропова, остро стоит квартирный вопрос, и решают его бывалые одесские маклеры, а вовсе не риэлторы, как теперь.
По городу ходят упорные слухи, будто бюджет фильма составляет 8,5 миллионов долларов. И это похоже на правду (хотя точной цифры никто из осведомленных лиц не называет). Я впервые на одесской площадке увидела столь дорогую аппаратуру, например, складывающийся наподобие гармошки кран, на котором "плавает" камера. А звук пишется вживую, причем артистам крепят под одеждой крохотные микрофончики. Плоды своих трудов после каждого дубля можно увидеть на плазменном мониторе.
О производстве фильма в паузе между съемками рассказывает его режиссер Владимир Алеников:
- "Улыбку Б-га" снимает украинская компания под названием Pictures For Ever And Ever при участии американской компании Dream Factory Entertainment. Так что можно считать, что это украино-американское производство. Слово "меценат" с кино как-то не монтируется, меценат - это человек, который не рассчитывает извлечь прибыль...
В данном случае у нас есть наш замечательный генеральный продюсер бизнесмен Валерий Горелов, который и является главным инициатором всей этой затеи. Он предложил экранизировать книгу Георгия Голубенко "Рыжий город", написанную в жанре "новые одесские рассказы". В сборнике - два десятка замечательных одесских рассказов, действие которых происходит в разное время. Голубенко и Горелов вместе обратились ко мне с предложением подумать о таком проекте. Но поначалу я был растерян, потому что не понимал, как можно совместить разные истории в одном времени. Но потом в голову пришла правильная мысль, и мы с Георгием написали оригинальный сценарий, в основе которого четыре рассказа. Чувства, которые я испытываю в процессе работы над этим фильмом, сложно описать. Одесса для меня далеко не пустой звук, это моя шестая картина в Одессе, и однажды я уже снял ленту, ставшую визитной карточкой города, - мюзикл "Биндюжник и Король"... Повторяю, поначалу я отнесся к идее с опаской, тем более что у меня были совершенно другие планы. Мне позвонили из Лос-Анджелеса и предложили снимать очередную американскую картину, триллер. И я, в конце концов, отложил работу над тем фильмом и прилетел в Одессу, потому что мне, в конечном итоге, замысел показался безумно интересным. Надеюсь, получится очень неожиданное, ни на что не похожее кино, поэтому я с удовольствием окунулся в него прямо с головой. Съемки в Одессе продлятся до 6 ноября, потом у нас сцена в Киеве и пара сцен в Чикаго. А мировая премьера предполагается 1 июня 2008 года. Что касается актеров, то у нас замечательный состав, который включает в себя как моих любимых артистов, с которыми я уже много лет работаю (Армен Джигарханян, Роман Карцев, Тамара Тана, Александр Панкратов-Черный, Татьяна Новик, Станислав Садальский, Сергей Мигицко, Вячеслав Гришечкин), так и тех, с которыми пришлось работать впервые.
С Ниной Усатовой, кстати, мы работаем в первый раз.
А наряду с названными и многими другими опытными актерами у нас снимаются молодые и, по-моему, очень талантливые артисты, восходящие звезды, например, Ваня Житков, Маша Горбань и Катя Маликова.
Прямо во время съемок очередной сцены у Владимира Михайловича звонит телефон. Это его давний друг Армен Джигарханян интересуется, как идут дела, и передает привет всей съемочной группе. Но вот съемки продолжаются. Алэн (Ваня Житков) ищет нужное животное среди дворовой кошачьей братии (дрессированные коты под руководством москвича Евгения Стура и наиболее одаренные аборигены). Заставить всех котов посмотреть в одну точку одновременно, как о том мечталось, не удается...
А вот и новая сцена: приезд "скорой помощи" за уважаемой жительницей двора мадам Парнокопытенко. По собственному признанию Нины Усатовой, ради работы над этой ролью она отказалась от нескольких проектов, в том числе от продолжения сериала "Бедная Настя". На фоне пристроек с верандами и ведущими на них "воздушными" лестничными пролетами разворачиваются драматические события. Врач (в этой роли удается опознать бывшего одессита, ныне живущего в Москве, ветерана комик-труппы "Маски" Альберта Гаспаряна) громогласно объявляет последнюю волю вдовы:
- Люди! Берегите котов! Она завещает вам всех своих кошек!
- Не думайте о плохом, мадам Парнокопытенко, помирайте спокойно! - отвечает кто-то из соседей.
Вообще-то, в рассказе Георгия Голубенко "Сердце маклера" данный персонаж носит гордое имя "вдова Грудиновкер", но яркая славянская внешность Нины Николаевны побудила сценаристов внести некоторые коррективы... Прибывший на площадку с легкими признаками простуды (кинофестиваль "Амурская осень", на который удалось выбраться во время съемок, проходил при сырой погоде) Александр Панкратов-Черный никак не может запомнить забавную фамилию, звучащую у него в устах в варианте "Парокопытенко".
В группе шутят, что из Черного Панкратов теперь стал Рыжим - пришлось перекраситься ради роли маклера Сени Рыжака, тоже обитателя живописного пересыпского дворика. Наблюдая за тем, как санитары выносят мадам Парнокопытенко под причитания соседей, он обдумывает гениальный (но только на первый взгляд) план. Пока умирающая будет томиться в реанимационном отделении районной больницы, откуда еще никто не возвращался, он спешно разведется с женой Ритой, распишется с мадам Парнокопытенко, овдовеет и станет обладателем большой и светлой квартиры... На самом деле Александр Васильевич очень дружен с Ниной Николаевной, - ведь они земляки, оба с Алтая, - и в паузах оживленно общаются друг с другом.
Забегая вперед, замечу, что вдова таки останется в живых, а ее квартира уйдет на погашение мужниных долгов, ведь покойный был картежником! Александр Васильевич часто исполнял в кино роли этаких кипучедеятельных неудачников, а в жизни он считает себя счастливчиком:
- Ну конечно, я счастливый человек - из далекой алтайской деревни попасть с первой попытки в театральное училище, окончить ВГИК, стать известным... Это ли не удача?
За актерскими метаниями ревниво следит писатель Георгий Голубенко, по общему утверждению, выражающий недовольство, когда актеры вместо его текста несут какую-то отсебятину. Но к Панкратову-Черному претензий не возникает...
Наконец сцена снята, Александр Васильевич прощается с группой на три дня. Начинается работа над колоритнейшей сценой преждевременных поминок мадам Парнокопытенко в лучших одесских традициях - со столами во дворе, поминальными пирожками с капустой и скорбью, переходящей в неприличное оживление... Известная актриса-пародистка Светлана Солянкина репетирует реплику: "Соня! Муся! На поминки!". Парнишка в тельняшке наяривает на аккордеоне "Яблочко", что вызывает скепсис у коренных жителей двора, - поминки же! Но это же не совсем всерьез, вот и героиня Солянкиной призывает не впадать в пессимизм: "Ну подумаешь, наша больница! Бывают же исключения!..". Актерам массовки велят имитировать обычные поминальные разговоры за столом. Импровизированные диалоги доказывают: Одесса жива! "Не знаю, что делать с котами мадам Парнокопытенко..." - "Возьмите их себе! Никто не обидится, если вы возьмете их себе..." - "Но мне же не прокормить их на одну пенсию!" - "Тогда я предлагаю сдать котов в зоопарк!" - "Зачем?" - "Там крокодилы голодные... И вообще, никто не говорил, что мы должны беречь этих котов живыми...".
Хочется надеяться, что новый фильм Владимира Аленикова станет знаковым для Одессы. Во всяком случае, во время съемок группа ревностно следит за тем, чтобы в кадре не было никаких ляпов, чтобы все предметы соответствовали изображаемому времени. Кроме пересыпского дворика уже отсняты сцены в филармонии (Алэн попадает на концерт, состоявшийся в 1954 году), первоапрельское гуляние в Горсаду, еще несколько забавных эпизодов на улицах города.
А маклер Сеня Рыжак пройдет свой путь вплоть до 2008 года не без потерь, но зато без уныния, как и подобает истинному одесситу. Будут ли исполнены требования завещания Филиппа Ольшанского? Узнаем на премьере!

Карина РАУХ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.