На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Женщина с космической душой


Наталья Борисовна Рейнгарт играла на арфе. Этому странному музыкальному инструменту, на котором в древние времена музицировали трубадуры и миннезингеры, она посвятила всю свою жизнь.
В оркестрах, где она работала, ее любили. Друзья и коллеги произносили ее имя с уважением, к фамилии в шутку прибавляли частицу "фон" за аристократическую манеру общения, знание иностранных языков. Но в 20-30-е годы с такой шуткой приходилось осторожничать. Естественно, что это "фон" не имело никакого отношения к ее истинному происхождению.

Впервые Наталья Борисовна Рейнгарт услышала арфу в симфоническом концерте в Ялте, куда случайно попала в 1914 году шестнадцатилетней барышней. Очарованная дивным звучанием инструмента, Наталья твердо решила стать арфисткой. Музыку она любила с детства. Живя среди удивительной природы Крыма, где море и горы наполняют сердце величием и красотой, она воображала себя артисткой - пела, танцевала, читала стихи. Бедность семьи не оставляла родителям возможности обучать ребенка музыке.
В 1915 году, движимая желанием учиться игре на арфе, Наталья уезжает в Петроград и поступает в консерваторию в класс Е.А. Вальтер-Кюнс. К слову, в классе этого прославленного педагога с 1891 по 1899 годы училась впоследствии выдающаяся арфистка, профессор, народная артистка СССР К.А. Эрдели.
Е. Вальтер-Кюнс за короткий период обучения в ее классе Натальи Рейнгарт привила ученице любовь к арфе, понимание больших возможностей инструмента как для сольного, так и для оркестрового исполнения, познакомила юную исполнительницу с произведениями, сочиненными для него Бахом, Генделем, Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Глинкой, Дебюсси, Равелем. В ХХ веке концерты для арфы писали Р. Глиэр, Э. Кшенек, Н. Парфенов, В. Рыбин, А. Кос-Анатольский, С. Василенко (в содружестве с арфисткой В. Дуловой, ученицей К. Эрдели).
Этот огромный репертуар Наталья Борисовна постигала ежедневным многочасовым трудом, упорным желанием добиться высоких результатов. В процессе обучения в Петроградской консерватории Н. Рейнгарт опережала своих сокурсниц - владение арфой становилось осмысленным, вырабатывалась кантилена звучания и моторная техника. Сольные партии она исполняла ярко, вдохновенно. Под ее пальцами арфа звучала нежно, задумчиво, поэтично.
Но 1916-1917 учебный год в Петрограде оказался последним. В стране начались беспорядки. Шла первая мировая война. Приближалась революция. Обстановка в столице накалялась с каждым днем. И хотя воцарившийся хаос в стране не коснулся столичной консерватории, в которой усилиями ее директора А.К. Глазунова занятия продолжались, в отличие от других учебных заведений, а зимой даже топили, - часть преподавателей и студентов начала покидать Северную Пальмиру.
К концу 1917 года первый вал эмиграции докатился до южных границ России. Одесса стала перевалочным пунктом для сотен тысяч беженцев. В общем потоке оказалась и Наталья Борисовна Рейнгарт. Оставив Северную Пальмиру, она приехала в Южную с одной целью - продолжить занятия в одесской консерватории. Вначале она поступила к педагогу Серпкову, а затем в класс В.К. Аттль. Получив диплом об окончании одесской консерватории, Н. Рейнгарт уехала в Киев по приглашению дирижера М. Канерштейна, который в то время возглавлял симфонический оркестр.
Так с 1922 года началась трудовая деятельность Н. Рейнгарт, продолжавшаяся более тридцати лет.
Дирижер А. Орлов, ставший в 1924 году во главе Киевского симфонического оркестра, гастролировавшие дирижеры М. Ипполитов-Иванов, Н. Малько, Л. Брагинский, Л. Штейнберг весьма одобрительно отзывалась об исполнении молодой арфисткой сложных произведений их концертных программ. А. Павлов-Арбенин в 1931 году подарил Наталье Борисовне фотографию с автографом: "С верой в будущее Н. Рейнгарт".
Наталья Борисовна постепенно овладевала репертуаром, с годами приходил оркестровый опыт. Почти десять лет она проработала в различных оркестрах Киева. Сезон 1932-1933 годов провела в Перми и осталась бы, наверное, в этом гостеприимном городе. Но получив приглашение из Одессы от маэстро И.В. Прибика, приехала в любимый город, заняла вакантную должность арфистки в оркестре Городского театра.
Одесский оперный театр в предвоенные годы жил интересной творческой жизнью. За дирижерским пультом стояли такие выдающиеся мастера, как Иосиф Вячеславович Прибик, Михаил Гольдман, Самуил Столерман. В этом замечательном коллективе Наталья Борисовна проработала до 1941 года.
Началась Великая Отечественная война. Наталья Борисовна с маленьким сыном эвакуировалась из Одессы и жила в Махачкале, где работала в оркестре радиокомитета. В 1944 году она вернулась в освобожденную Одессу, в оркестр оперного театра.
С каждым сезоном репертуар театра расширялся. Наряду с русской и западной классикой оперная и балетная труппы уделяли огромное внимание постановкам произведений современных композиторов, и оркестр успешно справлялся с партитурами: "Севастопольцы" М. Коваля, "В бурю" Т. Хренникова, "Богдан Хмельницкий" и "Лилея" К. Данькевича.
На сцене театра шли оперы "Семья Тараса" Д. Кабалевского, "Тихий Дон" И. Дзержинского, балет Р. Глиэра "Красный мак". И все же любимыми спектаклями Натальи Борисовны оставалась классика: "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Жизель" А. Адана, "Сельская жизнь" П. Масканьи и "Трубадур" Д. Верди, где партия арфы была ведущей и солирующей. А как незабываемо звучало сольное трио в гениальной музыке "Адажио" во втором акте балета "Лебединое озеро" в исполнении скрипача, заслуженного артиста РСФСР Р. Брюмберга, виолончелиста Д. Межвинского и арфистки Н. Рейнгарт! А на сцене блистали в сказочном танце Н.М. Дудинская и К.М. Сергеев (1947 год), М.Т. Семенова и Ю.Г. Кондратов (1948 год), М. Семенова
и А. Лапаури (1949 год), а также солисты балета одесского театра А. Рындина, Е. Русинова, И. Михайличенко, З. Баева, А. Донченко, А. Середа, В. Каверзин и др.
Шло время. Наталья Борисовна с удовольствием трудилась в оркестре оперного театра, но с каждым годом становилось все труднее ежедневно посещать репетиции и участвовать в спектаклях.
А еще она тосковала по симфоническому оркестру, где репертуар с участием арфы был невероятно широк и интересен. И в 1950 году, поддавшись уговорам инспектора оркестра одесской филармонии А. Баталера и приняв официальное приглашение главного дирижера оркестра А. Пресича, она перешла в новый коллектив (в опере ее сменила талантливая арфистка Л.М. Бобкова).
Этот этап в жизни Н.Б. Рейнгарт, длившийся с 1950 по 1956 годы, был для нее творчески интересен. На гастроли, сменяя друг друга, приезжали выдающиеся дирижеры Исидор Зак, Исай Шерман, Вероника Дударова, В. Небольсин.
Творческий уровень одесского филармонического оркестра высоко оценил композитор и дирижер Р. Глиэр, проведший в 1950 году в Одессе свой авторский концерт. В отзыве Р. Глиэр написал: "Исполнение программы концерта доставило мне большое художественное удовлетворение. Нахожу оркестр одесской филармонии гибким, стройным и сыгранным. Желаю всему оркестру совершенствовать свое мастерство, чтобы быть на уровне лучших симфонических оркестров Москвы и Ленинграда. Приношу глубокую благодарность за отличное исполнение моих сочинений".
Среди многих замечательных гастролеров, выступавших в Одессе, хочется упомянуть две фамилии, украсившие афишу оркестра. Это Исаак Дунаевский и Натан Рахлин.
Первый благодарил Наталью Борисовну за участие в концерте и замечательное исполнение соло в его произведениях. Н. Рахлин адресовал Н.Б. Рейнгарт следующее послание: "Помню, как мечтали мы о своей доле в радостном процессе создания музыки в пределах своих возможностей. Никогда не забуду ароматной весны и тихого чувства обожания, которое многие годы согревало меня. Хочется пожелать Вам счастья. Ваш Натан Рахлин. 1954 год". И еще один автограф великого дирижера хочется процитировать: "Красной нитью останутся в памяти дни, заполненные творческим горением всего коллектива в процессе создания, воплощения в звуках гениальных произведений Чайковского. Не только то, что наши намерения дошли до сердец взыскательных слушателей радует меня. Глубина проникновения в философский смысл каждой фразы, отсутствие ремесленничества говорят о чрезвычайной перспективности оркестра одесской филармонии как мыслящего коллектива. Я с радостью приложу свои усилия и скромные возможности, чтобы способствовать росту этого отличного оркестра".
Дело в том, что Натан Григорьевич в тот период хотел работать в оркестре одесской филармонии. Велись переговоры с министерскими чиновниками. Но мечте Н. Рахлина не дано было свершиться.
Проиграла, конечно, Одесса.
Свою любовь к Одессе Натан Григорьевич сохранил на всю жизнь и часто приезжал на гастроли в наш город. Запомнились его концертные выступления в 1954 году (солистка Анна Май), в 1960 году (солист Яков Флиер). Концерты Н. Рахлина в 1970 и 1971 годах оставили яркий след в музыкальной жизни Одессы.
За годы, которые проработала Н.Б. Рейнгарт в оркестре филармонии, она играла с такими дирижерами, как Лео Гинзбург, Мухтар Ашрафи, Газиз Дугашев, Юрий Файер, Николай Раков, Александр Гаук, Курт Зандерлинг, Кирилл Кондрашин, Марк Паверман. Многие оставляли свои автографы (иногда формальные, чаще искренние), адресованные артистам оркестра. Сохранились автографы А. Хачатуряна, О. Димитриади, Д. Шостаковича, Д. Ойстраха, В. Климова, Ю. Реентовича.
Одессит, талантливый дирижер Марк Паверман оставил автограф в альбоме Н.Б. Рейнгарт: "С глубоким волнением приехал я после двенадцатилетнего перерыва в свою родную Одессу, чтобы снова выступить перед строгим и взыскательным одесским слушателем. Оба концерта прошли на высоком художественном уровне. Особенно хорошо играл оркестр Вторую симфонию С. Рахманинова - произведение весьма трудное для интерпретации. Спасибо от земляка. 1952 год. Марк Паверман".
В 1956 году Наталья Борисовна ушла на заслуженный отдых. Свободное время решила посвятить воспитанию сына, который доставлял ей много хлопот. Жили они в маленькой полутемной комнатке многокоммунальной квартиры в доме № 12 по Театральному переулку.
Подводя итог прожитой жизни, Наталья Борисовна могла с удовлетворением констатировать - в творческом отношении жизнь удалась. Менее повезло ей в личной жизни. В середине 30-х годов, уже будучи дамой "бальзаковского возраста", она встретила свою первую любовь. Общение с Леонидом (Леонелем) Андренко, директором Второй астрономической обсерватории Одессы, приносило истинную радость и душевное равновесие. Именно в этой обсерватории, которая возникла при шестиклассной Женской гимназии, в разные годы начинали свою деятельность впоследствии известные ученые: академик В.П. Глушко, член-корреспондент АН СССР Д.Д. Максутов и автор модели горячей вселенной Г.А. Гамов.
Леонид Андренко - ученый физик, астроном, фантаст, мечтал о космосе, о грядущих полетах на другие планеты и, конечно, писал стихи:

Безотрадно сущее,
Но на далеко грядущее
Оно свою бросает тень.
И каждый новый день мы
Того не зная, не ведая,
не понимая
Идем на высшую ступень.

Свои поэтические опусы Л. Андренко посвящал Наталье Борисовне, называя ее женщиной с космической душой. Она действительно под влиянием Андренко увлеклась космосом, тайнами мироздания и с восторгом наблюдала затмение солнца 1954 года и великое противостояние Марса в 1956 году.
Последняя встреча Л. Андренко с Натальей Борисовной состоялась 8 сентября 1937 года.
В этот день они были особенно счастливы - смотрели на звезды через двенадцатиметровый телескоп, фотографировали планеты, наблюдали метеорные потоки. Леонид Андренко сделал зарисовки солнечных пятен, а также планет, изобразив на них таинственных космических существ, и преподнес рисунки Наталье Борисовне. Небесный мир казался им чистым, привлекательным, сказочным и фантастическим. Ничто не предсказывало никакой беды... А ночью Л. Андренко увели в отделение НКВД. Больше его никто не видел.
Наталья Борисовна ждала его долго, всю жизнь, и не хотела верить в его смерть. Все последующие годы она часто как заклинание повторяла строки Семена Надсона:

Не говорите мне: он умер.
Он живет.
Пусть жертвенник разбит,
огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана,
она еще цветет.
Пусть арфа сломана,
аккорд еще рыдает.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.