На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

НОАХ


В главе речь пойдет о Потопе. О Потопе - с большой буквы... Вот как Тора завершает предыдущую главу Берешит: "В процессе духовного опустошения человечества произошло следующее: люди размножились на земле и рождались у них дочери. И увидели всесильные сыны, что красивы они (дочери), и брали их себе в жены - кто кого пожелает... Необычные люди были в те дни на земле. А также и потом, после того, как всесильные сыны взяли дочерей людских, и те родили им, - сильными были (потомки) и знаменитыми" (6:1-2, 4; с уточнениями в переводе).
Кто это - всесильные сыны? И почему Тора отмечает вполне естественное явление, что у людей рождались дочери?
В корне женской души заложено стремление быть желанной. Проявление желания - в корне души мужчины. Факт, что у людей рождались дочери, означает, что все шло своим чередом. Рождались дочери - будущие женщины, подходящие мужчинам. Всесильными сынами Тора называет тех, кто принадлежал элите общества, опьяненной властью и обладающей широкими возможностями. Выражение "кто кого пожелает" означает, что стал нарушаться закон "естественного" подбора пар, когда женщина по определенным параметрам подходит мужчине. Более того, начав с женщин (Устная Тора сообщает: в том числе - и замужних), элита общества на этом не остановилась.
Неукротимое стремление к "объединению" привело к завязыванию интимных отношений не только с представителями рода людского, независимо от их пола, но и с существами, к роду человеческому не принадлежащими. И сильными были (потомки), ибо наглость людская ширилась и росла. Путаница в понятиях распространилась и на другие жизненные сферы. "Мое - мое, и твое - тоже мое" - этот принцип определял человеческие взаимоотношения. Грабеж и воровство становились все более изощренными, и никого практически за это не наказывали.
Лишь единицы сохраняли "человеческий облик". И вот наступил момент, когда (после смерти отца и деда) Ноах остался единственным таким представителем из всего человечества. В Торе читаем: "Вот (суть жития) Ноаха: Ноах был человеком праведным и непорочным" (6:9).
Слово праведный на иврите - цадик. То есть человек, который стремится к справедливости. Непорочный - перевод ивритского слова тамим. Оно означает, что душа Ноаха не была испорченной, что условия жизни, созданные общественной средой того времени, не сломили ее. Всевышний открывает Ноаху Свою оценку ситуации: "И сказал Всевышний Ноаху: (обозначился) конец всего живого передо Мной, ибо вся земля наполнилась хамасом, и Я уничтожу (живущее) на земле" (6:13). Под словом хамас подразумеваются действия человека, во всем противоречащие Воле Творца, - ничем не ограниченные сексуальные отношения, грабеж, презрение к Небу. Все человечество пропиталось хамасом.
Суша, созданная на третий день процесса Творения, проявила свой отрицательный потенциал, порожденный "лишением" воды. Воду вернут. Теперь - в виде Потопа. Напомним, что вода - символ Учения, Постижения Творца. И высказал Всевышний Ноаху Свое повеление: "Сделай корабль (ковчег) из дерева гофер, сделай в нем помещения и покрой внутри и снаружи смолой" (6:14).
А сейчас мы продемонстрируем, что каждое слово этой фразы не только не случайно, но и раскрывает неожиданные пласты, позволяющие иначе взглянуть на известную историю о Потопе. Мы уже говорили, что поток воды (потоп) смоет разрушивший себя мир. Вода вновь покроет землю. Но так не может долго продолжаться. Вода сойдет, опять обнажив сушу, - по истечении установленного количества дней очищения. Но что же будет потом? И вот в мир привносится идея сохранения духовности. Чтобы в Потопе не было больше необходимости.
Основные, главные элементы построения духовности - буквы Торы. Каждая буква - как элемент таблицы Менделеева. Из них составлено все, что существует в мире. Однако буквы, переставленные в произвольном порядке, ни о чем не говорят и информации в себе не несут. Духовность и информация о ней заключены в словах. Более того. Человечество обнаружило слабость, споткнувшись на неумении устанавливать границы. А слово - это сверхсимвол границы. Каждое слово начинается с определенной буквы, состоит из определенного количества знаков и завершается однозначно - конечной буквой. Любое изменение порождает другое слово. Теперь проанализируем приведенное выше повеление Всевышнего.
Сделай корабль (ковчег). На иврите в Торе ковчег назван - тева, что переводится на русский язык (если взять главное значение) как слово (!).
Из дерева гофер. Слово гофер означает - минерал сера. Какой смысл вложен в это, прояснится чуть позже.
Сделай в нем помещения. Помещения названы в Торе словом киним (единственное число - кен или кане). Среди прочих значений слова кане есть и такое: перо писца, сделанное из тростника.
И покрой... смолой. Как пишутся слова Сефер-Тора (Свитка Торы)? Особым пером - кане. И особыми чернилами, которые получают из древесной смолы, смешанной с медным купоросом (в основе раствора - серная кислота).
Ту же фразу на иврите можно было бы, не меняя значения, сказать другими словами. Но Тора выбирает именно эти: корабль здесь - тева, помещение - кен (кане). Для покрытия Тора повелевает выбрать смолу. Да и дерево здесь - именно гофер (сера).
И нас не должно удивлять, что только еще один раз во всем Танахе (Тора, Пророки, Писания) упоминается слово тева - так на иврите названа в Торе корзина, в которой спасся Моше.
Почему такое его употребление следует воспринимать как естественное? Потому что имя Моше означает - вытащенный из воды. И еще, самое главное: через Моше евреи получили Тору. Моше лично записал, слово в слово, все, что сказал Всевышний. С помощью пера - кане - и чернил, изготовленных из смолы и гофера.
Так было спасено все человечество.
Но почему, могут спросить, мы говорим обо всем человечестве, когда, согласно тексту Торы, спаслись лишь Ноах и члены его семьи? По двум причинам. Во-первых, все живущие на земле - прямые потомки Ноаха. А во-вторых, с появлением сдерживающих факторов - ограничения человеческого возраста (до 120 лет) и внесения подготовительных элементов: силы слова и способа его написания, человечество приблизилось к Великому Акту - дарованию Торы, что гарантированно сохранит человечество. Ибо в любых условиях сохранятся люди, которые, ставя перед собой жизненные задачи, на первое место будут выдвигать достижение главной цели - единения с Творцом.
Однако вернемся к потомкам Ноаха. У Ноаха было три сына: Шем, Хам и Йефет (в русском переводе первого сына Ноаха называют Сим, а третьего - Яфет, что связано с ошибкой в греческом переводе). Принято считать, что от Йефета произошли европейские народы, от Хама - африканцы, а от Шема - ближневосточные. В этом утверждении есть, конечно, доля истины. Но не более того. Прежде всего, следует понять, что сыновья Ноаха были "духовными корнями" трех фундаментальных движений душ.
Шем - поиск Истины, Сути, цельной картины мироздания. На иврите шем - имя, суть. Йефет - поиск гармонии, соответствия друг другу отдельных частей целого. В переводе с иврита йефет - красота. Хам - энергия движения, энергия поиска. В переводе с иврита хам - горячность, энергия. На заре послепотопной истории от трех сыновей Ноаха произошли основные народы, составляющие человечество. В общей сложности их было 70. Это число несет определенный смысл. Но это - тема отдельного разговора. От Хама произошли древние народы Африки, Индостана (Персия, Афганистан), возможно - Дальнего Востока. От Йефета - древние европейские народы. От Шема - народы, заселявшие ареал южнее Черного моря, часть Двуречья и некоторое пространство к югу от него.
Но все это было три-четыре тысячи лет назад. Позднее народы смешивались. И Тора прямо пишет об этом, когда говорит, что потомок Шема - Ашур (ассирийцы) - ушел от агрессивных, совершавших набеги на его территорию потомков Хама (10:11). Сегодняшние европейцы - результат смешения древних европейцев с пришедшими с Востока "варварами". Современные греки - это не те греки, что были в древние времена. Итальянцев не следует считать "чистыми" потомками римлян и т. п. Семиты (арабы и пр.) сформировались в процессе смешения древних потомков Шема с племенами, которые были потомками Хама. Славяне возникли в процессе смешения потомков Йефета и Хама. Не совсем ясно происхождение монгольских народов (значительная часть китайцев, монголы, буряты и т. п.), возможно, в основном они произошли от Хама.
У нас - своя линия. В конце главы Тора готовит нас к появлению первого еврея на земле. Им был Авраам. Его родословная прослеживается от Шема. Что же касается еврейского народа, тут мы - как все другие народы. На протяжении более чем трехтысячелетней истории наш народ получал от других народов генетические вливания. Однако есть в этом одно очень существенное отличие. Еврейский народ - Исраэль (Израиль) - получил дополнительную душу, стоящую над обычной человеческой душой, которая есть как у еврея, так и у нееврея. Иначе говоря, в отличие от других, еврей от рождения наделяется дополнительной душой. С дополнительными возможностями (изучение Торы) и дополнительными обязанностями (исполнение 613 заповедей вместо семи основных и нескольких десятков вспомогательных, которым должны следовать неевреи).
Эту дополнительную душу может получить и нееврей, если сделает гиюр - перейдет в еврейство и станет частью нашего народа. Важно подчеркнуть: это возможно только при условии, что гиюр сделан в строгом соответствии с Законами Торы, иначе это - фикция, и о дополнительной душе не может быть и речи. И вот эта самая дополнительная душа (у евреев и геров - сделавших гиюр) контролирует духовный мир нашего народа и обеспечивает уверенность в том, что мы по праву, по сути своей, - прямые потомки Авраама. А потомки Авраама, как известно, стали получателями Торы.
Какое значение, кстати, имеет тот факт, что Тора пишется тростниковым пером (или другим, но имеющим те же свойства) и чернилами из смолы, растворенной в серной основе? О каких свойствах идет речь? У тростника есть особенность: даже прогибаясь до земли, он не ломается. Более того, он всегда восстанавливает вертикаль. Сгибаясь, он не ломается, а потом еще и выпрямляется - вверх. Такова основная идея "тростникового" свойства. Смола и купорос образуют очень стойкое соединение. Эти чернила не смываются. Эти качества пера и чернил достойно отражают суть Торы и ее носителей - еврейский народ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.