На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

СПАМ


Некоторые солидные источники утверждают, что первое в мире спам-письмо послано в 1993 году.
В 1994 году было 200-летие Одессы. В честь этого события мы с детьми из компьютерного клуба "Версия" отправили по электронной почте поздравления одесситам, проживающим в разных городах и странах, кажется, в 500 адресов по всему миру, и таким образом стали одними из первых в мире спамеров. Хотя слова спам тогда еще в обиходе не было. Электронная почта была не очень массовым, но очень надежным видом связи. Увы, все это в прошлом. Уже не самый надежный. Все больше людей
и учреждений возвращаются даже к факсу, хотя он дороже, медленнее, не позволяет передавать цветные изображения, предает письмо только на бумаге, а не в электронном виде. Электронная почта отступает перед мобильниками и SMS-ками. Впрочем, Интернет не исчерпывается электронной почтой: в нем появляются другие виды коммуникаций, не подверженные спаму. И все-таки, если XXI век - век информации, то спам - его чума... ну, ладно, это публицистическое преувеличение, от спама еще никто не умирал. Пусть будет не чума, а коррозия - болезнь железа, от которой косвенно страдают и люди.

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Просто-напросто рекламные письма. Впрочем, если бы все было так "просто-напросто", не о чем было бы говорить. Очень непросто! Мириады рекламных писем, тысячи писем в день на каждого из сотен миллионов пользователей электронной почты.
Вот упрощенная аналогия с бумажной почтой. У вас обычный почтовый ящик в парадной. Вы ждете важного письма, уведомления о посылке или денежном переводе, счета за телефонные переговоры и т. п. Но каждый день, каждый час ваш почтовый ящик до отказа забит ненужной рекламой. Вы ее выгребаете, выносите в мусор, но через час ящик опять забит. Особая мерзость и цинизм спама в том, что с первого взгляда эти письма похожи на настоящие, иногда на них даже стоят обратные адреса ваших друзей. Чтобы узнать, что письмо извещает о ненужном вам товаре, приходится распечатать конверт и прочесть хоть несколько строчек. Чтобы понять, что уведомление о посылке липовое, нужно в нем разобраться. На все это уходит время, а время - деньги.
В настоящее время 90 процентов писем, пересылаемых по электронной почте, - мусор, вредные рекламные объявления. Это и есть спам. Нас таким хитрым образом, без насилия и угроз, но фактически заставляют читать эту рекламу, Точно так же, как телевидение заставляет смотреть вставки-прокладки в середине фильма. Не хочешь - не смотри, но тогда пропустишь кусок интересного фильма, важную новость, ценное письмо.
Люди пытаются спастись от спама, используя другие интернет-сервисы, кроме электронной почты. Например, переписываться можно в форуме или блоге, по ICQ или Skype. Но спам проникает и туда.
Естественно, такое количество рекламных писем невозможно разослать вручную. Это делают спам-роботы - специальные вредоносные программы. Тексты рекламы, естественно, сочиняют люди - вредоносные маркетологи, а программы спам-роботов - вредоносные программисты. Им противостоят другие, хорошие, полезные программисты, которые сочиняют все более умных антиспам-роботов. В результате каждый индивидуальный пользователь получает только небольшую часть спама. Большую отсеивают роботы - антиспамеры. Но оставшейся доли с лихвой хватает на то, чтобы понизить надежность электронной почты. Антиспам-роботы эти не так уж умны, хотя старательны. Изредка они по ошибке принимают за спам и отсеивают настоящие, нужные письма. Их можно понять и простить (если такое применимо к роботам или к программистам, которые их делают): ведь им приходится обрабатывать миллиарды писем, а спамеры каждый день изобретают все более изощренные методы маскировки. Идет вечная борьба между пушкой и броней.

КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

У многих даже опытных пользователей Интернета существует наивное представление, что со спамом можно бороться полицейскими методами. Эта древняя вера людей в могущество власти реализуется только на образном уровне. Одна из американских фирм, разрабатывающих методы защиты от спама, назвала свой сервис SpamCop - то есть спам-полицейский. Но это название имеет чисто рекламный смысл: услуги этой фирмы платные. Спам-копу платят интернет-провайдеры, а мы с вами платим провайдерам. Иногда это входит в общую цену, иногда идет отдельной строчкой в прейскуранте: дополнительная услуга спам-фильтр стоит примерно 5-15 гривен в месяц. Заплатив, вы получаете на свой почтовый ящик ежедневно не 5000 вредных писем, а "всего лишь" 100-200.
Так почему же, почему, вопрошают наивные, нельзя запретить эту мерзость законом?
И сажать, стрелять... ну, хоть штрафовать - в гуманном варианте?
Запретить-то то можно. Некоторые политики и даже целые министерства и парламенты оказываются так же наивны, как их избиратели, и пытаются. Только реальность применения такого закона лежит в пределах от "очень-очень трудно" до "невозможно".

Михаил КОРДОНСКИЙ.

(Продолжение следует.)

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.