На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

"КРОК" СНОВА В ОДЕССЕ


Наверное, нет на планете Земля человека, не любящего мультфильмы (говоря современным языком, анимационные ленты). Тем более любят анимацию одесситы, радостно устремившиеся в кинотеатр "Маски" на показы конкурсной программы фестиваля "КРОК". Специальный дневной показ был устроен для детей, ведь не секрет, что для младшего поколения снимаются одни мультики, а для старшего - иные. Правда, лента украинского режиссера Степана Коваля "Злыдни" была показана и детям, и взрослым, впрочем, как того и заслуживала...
Международный фестиваль анимационных фильмов "КРОК" проводится уже в четырнадцатый раз и является украино-российским проектом, результатом творческого содружества кинематографистов двух стран. Потому и президентов у этого фестиваля традиционно два, это известные во всем мире режиссеры анимационного кино Давид Черкасский (Украина) и Эдуард Назаров (Россия). И проводится фестиваль ежегодно на теплоходе, поочередно в Украине и России. Нынешний "КРОК" стартовал
в Одессе, причем члены жюри утверждали, будто очень любят наш город, и только равнодушие городских чиновников мешает им открывать фестиваль в Южной Пальмире чаще...
Теплоход "Тарас Шевченко" с тремястами участниками на борту проследовал по маршруту Одесса - Севастополь - Херсон - Запорожье - Канев - Черкассы - Киев. Помнится, в 2001 году фестиваль тоже начинал свою работу в нашем городе, и просмотры конкурсных лент стали настоящим праздником. Подборка, показанная в кинотеатре "Маски" на этот раз, в целом, к сожалению, разочаровала. При всей изощренности современных технологий полет фантазии авторов зачастую стремится в сторону черного юмора с налетом пошлости, а это не может не огорчать...
На пресс-конференции одесские журналисты не скрыли разочарования. Директор кинопрограмм кинофестиваля Наталья Лукиных в ответ посетовала на засилье компьютерных технологий и пагубное влияние телевидения. Замечательный режиссер Юрий Норштейн на вопрос "Что происходит с анимацией?" ответил так:
- Мой ответ мог бы быть многостраничным. У современной анимации есть достижения, но больше, наверное, потерь. По поводу российской анимации могу сказать, что она выживает чрезвычайно трудно. Студия "Пилот" возникла и продолжает жить, конечно, благодаря энергии недавно ушедшего из жизни Саши Татарского, тут двух мнений быть не может. Он наступил, можно сказать, на горло собственной песне, отдав огромное количество времени и энергии этой студии. Делал это за свои деньги, а точнее - за свое безденежье... И это исключение, потому что, в основном, сегодня в России все направлено на извлечение прибыли, а все-таки искусство прибыль приносить не может... А прибыли от искусства ждать и не нужно, прибыль только в одном - в просвещенном обществе. И если мультипликация выскакивает из определенных тысячелетиями культурных рамок, она перестает существовать как вид культуры. Проблема отсутствия денег порождает проблему отсутствия школ. Чтобы все было иначе, государство должно раскошелиться. А куда оно раскошеливается - все мы знаем...
Похоже, названные прославленным мастером проблемы отражаются скорее на качестве, нежели на количестве анимационных лент, ведь селекционной комиссии пришлось отсмотреть 600 мультфильмов из 44 стран, чтобы отобрать 156 произведений, которые и стали участниками конкурса. Их авторы - известные аниматоры Гил Алкабец (Германия), Жорж Швицгебель (Швейцария), Флоранс Мьель (Франция), Михаил Тумеля (Беларусь), Александр Петров, Константин Бронзит, Иван Максимов (Россия), Степан Коваль, Наталья Чернышева, Ирина Смирнова (Украина). Самые светлые моменты одесского показа были связаны с работами Константина Бронзита ("Уборная история - любовная история"), Степана Коваля ("Злыдни"), Александра Петрова ("Любовь"), польского режиссера Изабеллы Плучиньской ("Завтрак"). Какие ленты победят на "КРОКЕ" - узнают те, кто придет 5 октября в зал киевского Дома кино. А в России состоится "маленький" "КРОК", в ходе которого зрители познакомятся с дебютными и студенческими фильмами российских аниматоров. Остается надеяться, что нынешние студенты при всем богатстве современных технологий не изменят традициям, заложенным авторами лучших образцов жанра.

Карина РАУХ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.