На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ШМИНИ АЦЕРЕТ И СИМХАТ ТОРА


В Торе сказано, что на восьмой день от начала Суккот будет у нас еще один отдельный, самостоятельный праздник. Его название - Шмини Ацерет - показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет). Кого задержали и зачем? Учителя народа - хахамим - приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: "Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день". Так и в Торе говорится:
"На восьмой день будет у вас праздник".
Будучи, в принципе, совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент: в молитвах и благословениях этого дня мы называем его (зман симхатену) - время нашей радости. То же говорится и во все дни праздника Суккот. Продолжая нашу притчу о царе, можно сказать, что дети не только согласились остаться у него, но и добавили к продолжающемуся пиру что-то от себя, чтобы сделать его еще более веселым и радостным.
Наши учителя постановили, что в это день - Шмини Ацерет - евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и тут же начнут чтение ее с начала! Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент - Симхат Тора - праздник завершения цикла чтения Торы. Тора состоит из пяти книг, из 54 еженедельных глав (парашат а-шавуа). Каждую Субботу в синагоге (а в течение недели евреи - дома) читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе).

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ШМИНИ АЦЕРЕТ И СИМХАТ ТОРА

Зажигание свечей - как перед наступлением Субботы и других праздников.
Вечером в синагоге после праздничной молитвы (маарив) выносят из арон а-кодеш, самого святого места в синагоге, где хранятся свитки Торы, все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод вокруг зала - с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию повторяют семь раз - так что многие, если не все, имеют почетную возможность пройти круг со свитком Торы.
Вечером - праздничная трапеза (ее обычаи - как в первый день праздника Суккот).
Утром после праздничной молитвы - шахрит - снова торжественная процессия, песни и танцы, а потом - очень торжественное и очень праздничное завершение чтения Торы. При этом если в обычную Субботу вызывают к чтению Торы только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех детей, и можно представить себе их радость. Немедленно начинают читать первую еженедельную главу - Берешит ("В начале"). Днем - последняя праздничная трапеза.
Вне Израиля, где наши учителя установили традицию день полного праздника йом тов отмечать два дня, содержание первого дня Шмини Ацерет не включает специфики Симхат Тора, а все обычаи Симхат Тора приходятся на второй день Шмини Ацерет.
Заканчивается чтение Торы ее последними фразами: "И не было пророка подобного Моше, который... совершал [подвиги и чудеса] перед глазами всего Израиля".
И начинается чтение Торы ее первой фразой: "В начале сотворил Всевышний небо и землю"...

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.