На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СУККОТ - ДНИ РАДОСТИ И ВЕСЕЛЬЯ


Одесские евреи, как и евреи всего мира, отметили Суккот - один из самых продолжительных и веселых еврейских праздников.

Как и должно по традиции, соорудили временные жилища, в которых нужно проводить всю праздничную неделю, веселиться, принимать за накрытым столом родных и друзей. На иврите такой шалаш называется сукка, отсюда - и название самого праздника. Многие соорудили свои семейные, домашние шалаши, а для всех вместе в одесской иудейской религиозной общине были построены сразу 5 таких временных жилищ (неподалеку от Главной синагоги города, в интернатах "Тиква"-"Ор Самеах", в филиале одноименного учебно-воспитательного комплекса в жилмассиве Таирова), причем в первый праздничный вечер только в одной из них (той, что рядом с синагогой) собрались свыше 600 человек.
Главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт рассказал, что такого в истории возрожденной еврейской общины еще не было. И признался, что к этому празднику у него отношение особое: 14 лет назад, когда рэб Шломо только начинал работу в Одессе, именно Суккот стал первым еврейским праздником, который новый одесский раввин встречал вместе с одесской общиной, - тогда она была совсем небольшой и походила на общину нынешнюю не более, чем старая синагога на Пересыпи, в которой тогда собирались евреи, - на Главную синагогу на улице Еврейской, куда за годы возрождения вернулась не только красота убранства - вернулась сама еврейская жизнь. Вернулись свитки Торы, молитва, брит-мила и бар-мицва, хупа и Шаббат, кашрут и еврейские праздники.
В их извечной череде - и Суккот, яркий, радостный и веселый. Праздник, в котором слиты воедино вера и знание, красота щедрой природы и древняя история народа. Шалаши, в которых евреи проводят все дни праздника, - память о тех шатрах, которые были спутниками далеких предков в их странствиях по Синайской пустыне после Исхода из Египта. По еврейской традиции, такой шалаш непременно должен стоять под открытым небом. Самая ответственная его часть - крыша, покров из пальмовых веток, бамбука и разных других растений. В Одессе, по словам рава Бакшта, за неимением бамбука, вполне успешно используются ивовые ветви и камыш. Крыша должна быть достаточно плотной, для того чтобы при свете дня под солнцем давать густую тень. В то же время в ней специально оставляют отверстия и прорехи, - для того чтобы ночью сквозь покров были видны звезды. Шалаш принято украшать фруктами и цветами (Суккот - это и праздник урожая), а также картинками на еврейские темы. Как правило, украшением шалашей с удовольствием занимаются дети, и удается им это действительно здорово!
- Сукка - это не просто временное жилище, которое напоминает нам о нашей истории, - поясняет главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт. - Это, прежде всего, духовный дом, необходимый каждому человеку не менее, а то и более, чем дом физический, материальный. Сукка - это главный отличительный символ праздника. Связана с ним и совершенно особая заповедь, которую мы исполняем в праздничные дни. Это заповедь о "четырех видах растений". Для нее нужны этрог (цитрусовый, внешне напоминающий лимон), молодые побеги финиковой пальмы, ветви ивы и мирта. Их связывают вместе в пучок. Над ними произносят благословения. А во время особой праздничной молитвы в синагоге все присутствующие, держа в руках эти растения, обходят вокруг бимы - так называется возвышение в центре молельного зала.
В первые шесть дней праздника ежедневно проходит одна такая процессия, а на седьмой день биму обходят семь раз. Этот обряд символизирует древние процессии, которые устраивались вокруг жертвенника в Иерусалимском Храме.
А одно из традиционных толкований гласит, что четыре вида растений - это народ Израиля: как эти растения не похожи друг на друга, так и один еврей не похож на другого.
У каждого - свой характер, свои привычки, склонности и особенности. И все-таки Всевышний всех нас соединил в один народ, чтобы помогали друг другу и отвечали друг за друга...
Для того чтобы эта заповедь была исполнена так, как надлежит, специально из Израиля в одесскую синагогу привезли 170 этрогов - красивых, ароматных, безупречных плодов. Только такие и могут быть знаком праздника Суккот, который уже никак не уместить в стенах одной только Главной синагоги Одессы. И речь не только о том, что все больше людей собираются вместе, чтобы отметить еврейские праздники, - все больше их приобщается к еврейству в целом. А это значит - одной синагоги уже мало! Но она уже и не одна: новым центром еврейской жизни в Одессе стал филиал учебно-воспитательного комплекса "Тиква"-"Ор Самеах" в жилмассиве Таирова. Здесь созданы не просто прекрасный детский сад и начальная школа. Здесь создана и синагога, в которую можно прийти на молитву, на Шаббат, где можно получить ответы на те вопросы, которые непременно возникают у человека, решившего узнать, что значит быть евреем.
- Тут есть синагога, тут регулярно, как положено, проходят молитвы, - рассказывает раввин Шломо Бакшт. - Их проводят очень хорошие ребята. Для меня большая радость, что здесь занимается развитием общинной жизни мой бывший ученик Гавриэль Винер. Он вырос в этом районе, несколько лет проучился в Израиле, вернулся к нам, и сегодня уже стал действительно лидером этой общины.
Нынешний Суккот стал первым для нового еврейского центра в немаленьком районе Одессы. А продолжение непременно будет, уверен Гавриэль. Он рассказывает, что уже немало людей - жителей жилмассива Таирова - приходят сюда, знакомятся и - остаются. Здесь рады будут встретить и новых друзей, говорит Гавриэль Винер, и не только в праздник Суккот, который здесь, как и по адресам "Тиква"-"Ор Самеах", отмечают ярко, многолюдно и весело...
А затем - без перерыва - Суккот переходит в праздник Симхат Тора (его называют еще Днем радости Торы), в этом году он выпадает на 5 октября, а начинается, как и все еврейские праздники, накануне вечером. Тора (Пятикнижие Моисеево, как называют в переводе Книгу книг еврейского народа) разделена на 54 недельные главы. По традиции, каждую Субботу читается одна (иногда две) главы, и таким образом за год завершается полный круг прочтения Торы - всегда в один и тот же день.
А затем - после праздника Симхат Тора - прочтение и изучение Торы начинается заново.
- Я хотел бы подчеркнуть, что все осенние праздники представляют собой одну систему, - говорит раввин Шломо Бакшт. - Начинается и месяц тишрей, и весь год целиком с Рош-а-Шана, когда мы делаем первые шаги к раскаянию. Затем следуют особые 10 дней, которые даются нам, для того чтобы думать о жизни, о себе, о своей душе, чтобы отчитываться перед собой и перед Всевышним. Последний из этих особых дней - Йом Кипур - день искупления наших грехов. А потом приходит праздник Суккот, в который мы продолжаем всю ту же духовную работу. Суккот - это тоже раскаяние, но идущее не от страха и трепета, а от любви и радости. За ним следует Симхат Тора. И такая последовательность, конечно же, не случайна. Именно Тора наполняет смыслом, содержанием наш духовный дом, наш духовный мир. Без нее он остался бы пустым. Вот таким образом - от Рош-а-Шана до Симхат-Тора - закладывается основа, фундамент всего года. Я желаю всем нам, чтобы содержание великих праздников было правильно понято каждым, чтобы мы в полной мере использовали все те возможности стать лучше, которые дарует нам Всевышний. И чтобы в сердце у каждого из нас всегда была радость!

Елена АЙЗИНА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.