На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

НАШЕ МЕСТО - 139-е


Украина заняла 139-е место из 178-ми стран в рейтинге Всемирного банка по показателю благоприятных либо неблагоприятных условий для развития бизнеса - то же положение, которое было у нее в 2006 году. Наша страна в этом списке наступает на пятки Узбекистану. Опередили нас также Россия (106-е место), Молдова (92-е), Папуа Новая Гвинея (82-е), Монголия (52-е). По версии банка, большинство стран, в которых более неблагоприятные условия для развития бизнеса, чем в Украине, находятся в Африке.
А лидируют в рейтинге Сингапур, Новая Зеландия и США. В первую тридцатку из постсоветских стран попали Эстония и Грузия (17-е и 18-е места соответственно).
Рейтинг определялся на основании того, насколько сложно открыть и закрыть бизнес в стране, получить лицензии, взять кредит, насколько защищены инвесторы и выполняются условия контрактов.
Если учесть, что в Одессе, как в осколке голограммы, повторяется ситуация в стране в целом, посмотрим, насколько оправдано решение Всемирного банка.

Приватизация, то есть готовность государства и местных властей отдать честному бизнесу предприятия, которыми сами не могут эффективно управлять, играет в упомянутом решении банка не последнюю роль. Но в Украине решения Кабмина о приватизации того или иного объекта регулярно отменяются, к решению этих вопросов привлекается Конституционный суд...
На этот раз в центре внимания - облэнерго. Президент указом приостановил постановление Кабмина от 5 сентября о приватизации миноритарных (малых) пакетов акций шести энергогенерирующих компаний, в которых государство утратило контрольный пакет. В их числе - ОАО "Одессаоблэнерго". По мнению Президента, продажа государственных пакетов акций облэнерго приведет к снижению прибыли НАК "Энергетическая компания Украины" (сегодня эта национальная компания управляет государственными пакетами акций облэнерго). Виктор Ющенко опасается, что в результате холдинг не сможет выполнить свои обязательства, в частности, перед кредиторами. Следствием этого может стать возбуждение дела о банкротстве национальной акционерной компании.
Глава государства также направил в Конституционный суд представление о соответствии Основному закону упомянутого постановления правительства.
В "Одессаоблэнерго" государство владеет всего 25-ю процентами акций. Этот пакет не дает своему хозяину возможности влиять на принятие решений руководством компании. А дивидендов от своих акций, с учетом плачевного состоянии электросетей в регионе, акционеры дождутся нескоро. Так играет ли именно этот пакет значительную роль в получении прибыли энергетической компанией? И стоит ли государству так за него держаться?
Что примечательно, о необходимости продажи миноритарных пакетов облэнерго в Украине говорят уже лет десять. Последние же три года Фонд госимущества ежегодно угрожает именно "в этом году" продать на бирже остатки акций "Одессаоблэнерго"...

* * *
Важный показатель развития бизнеса - не только готовность выставить на продажу, но и готовность предпринимателей приобрести тот или иной объект. Просто удивительно, сколько всего в этом смысле НЕ состоялось в последнее время в Одессе! Менее чем за неделю были сорваны три значимых для деловой жизни города события. Сначала отменили земельные торги, объявленные управлением земельных ресурсов горсовета. Вернее, перенесли с 21 сентября на 12 октября. Впрочем, с этим аукционом сразу не все было в порядке. На него выставили несколько участков в курортной зоне - на Даче Ковалевского, 13-й станции Большого Фонтана и на Французском бульваре. Потом сообщили, что часть этих участков сняли с торгов - по решению суда...
Затем - опять же, по решению суда - отменили конкурс по продаже крупного государственного пакета акций ОАО "Металлобаза". На этот раз организатором конкурса выступало теротделение Фонда госимущества.
После этого настала очередь имущественного аукциона, объявленного другим муниципальным ведомством - Представительством по управлению коммунальной собственностью. Аукцион также не состоялся - на этот раз из-за отсутствия заявок. Сейчас трудно сказать, что отпугнуло потенциальных покупателей, - предстоящие выборы или опять-таки многочисленные судебные запреты на продажу тех или иных объектов. Но, скорее всего, причина - вне политики.

* * *
На этом фоне радует конкурс по определению перевозчиков городских автобусных маршрутов общего пользования.
В том смысле, что он состоялся. И заявки поступили на обслуживание практически всех выставленных на него маршрутов (за исключением двух, действующих с мая по сентябрь в направлении пляжей), и кворум в конкурсном комитете был, и никто через суд не оспорил сам факт проведения конкурса. И сегодня определены уже все перевозчики на городских автобусных маршрутах.
Такой конкурс в городе не проводился долго, даже слишком долго. Это привело к тому, что перевозчики, не уверенные в завтрашнем дне, не закупали новые автобусы. Они заявляли: инвестиционная программа на предприятии разработана, договоренности на получение кредита под покупку автобусов с банками достигнуты, но ждем решения конкурсного комитета. Брать кредит и закупать машины есть смысл только в случае победы в конкурсе. Вот и получался замкнутый круг: не будучи уверенными в завтрашнем дне, перевозчики не покупали автобусы. А именно достаточное количество нового транспорта вместимостью более 40 человек было решающим при определении победителя. Поэтому большинство договоров с занявшими первое место перевозчиками сейчас заключены на небольшие сроки - до года - с условием приобретения нового транспорта. В противном случае председатель комитета вице-мэр Вахтанг Убирия пригрозил разрывать соглашения.
Нельзя сказать, чтобы всех претендентов порадовали решения комитета. А еще меньше радовал факт конкуренции. Поэтому кое-кто воспользовался традиционным приемом наших политиков - за неимением собственных достижений пытаться опорочить конкурента. Так, один из руководителей корпорации "Автотранссервис" устроил ООО "БСК", конкурировавшему с ним за право работать на маршрутах №№ 108 и 124, "сеанс с разоблачением". Не поленившись, представитель корпорации обратился в ГАИ и запросил регистрационные карточки на все новые машины, зарегистрированные в этом году "БСК". На этом основании он сделал вывод, что конкурент представляет одни и те же машины на конкурс по этим маршрутам и по двум другим - №№ 232 и 210. Комитет взял тайм-аут на один день для рассмотрения этого вопроса. Правда, "Автотранссервису" этот ход не помог. Комитет установил, что на конкурсы предприятие представило разные регистрационные карточки, и "БСК" таки получил право работать на спорных маршрутах.
Хотя наличие конкуренции на конкурсе руководитель одной из транспортных компаний назвал "беспределом", перевозчикам дали понять: победителем станет не та фирма, которая уже работает на маршруте, а та, чьи предложения больше соответствуют конкурсным условиям.
Наверное, в чем-то можно понять транспортников, привыкших считать тот или иной маршрут "своим" и не готовых к конкуренции. Но именно наличие конкуренции ведет к развитию бизнеса. Ведь в результате выигрывают и пассажиры, получающие лучшие условия перевозки, и сами компании, вынужденные закупать транспорт, улучшать уровень обслуживания, а значит - развиваться.

* * *
Продолжается борьба между городскими властями и портом. По уверению директора коммунального предприятия "Агентство программ развития Одессы" Михаила Фрейлина, порт - не такое успешное предприятие, каким хочет казаться. И уж вовсе не успешное - для города.
Вот аргументы, которые привел руководитель агентства. Во-первых, для Одессы порт давно перестал быть градообразующим предприятием. Согласно украинскому законодательству, градообразующим считается предприятие, на котором работает не менее половины жителей населенного пункта или за счет которого на 30 и более процентов формируется местный бюджет.
В порту и на связанных с ним предприятиях, согласно данным, приведенным М. Фрейдлиным, работают всего 3 тысячи 278 человек, что никак нельзя назвать половиной жителей Одессы. А в бюджет города в 2006 году от порта поступило всего 13,6 миллиона гривен. Это никак не 30 процентов от 1 миллиарда 396 тысяч 995,1 гривни. Именно столько составила доходная часть городского бюджета в прошлом году.
В бюджет государства за прошлый год от работы порта поступило 222 миллиона гривен. По мнению экономиста, это очень мало, учитывая грузооборот порта. Он обвинил порт в минимизации прибыли с применением различных схем, в том числе и офшорных.
Вред же, который порт наносит городу, значительно больше поступлений от него. Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от работы этого предприятия составляют 162 тонн в год, сообщил М. Фрейдлин. Но самая главная проблема - большегрузный автотранспорт, подъезжающий к порту. Один легковой автомобиль выбрасывает в атмосферу порядка 250 кг загрязняющих веществ в год, а большегрузный - "как 100 легковых". И эстакада, которую намерен строить порт, - не решение проблемы. Бриз будет нести выхлопные газы на город. Не говоря уже о том, что город вынужден ремонтировать дороги, разбитые этими грузовиками. По мнению М. Фрейдлина, грузовую составляющую предприятия необходимо перенести за черту Одессы, возможно, передать в Ильичевский или Южненский порты. Он отметил, что тенденция передислокации грузовых портов за пределы городов существует во всем мире.
Впрочем, перенос порта - дело еще не сегодняшнего дня.
И всем понятно, что начальник порта Николай Павлюк без боя свое предприятие не сдаст.
И эта борьба, очевидно, тоже ляжет на чашу весов при определении места Украины в очередном рейтинге развития бизнеса.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.