На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

Наказание

В общем, чтобы исправлять поведение ребенка, родители должны полагаться на замечания и увещевания. Но если повторные замечания не действуют, приходится прибегать к наказанию. И следует считать его не последней надеждой, а средством, которое иногда необходимо, чтобы добиться дисциплины и послушания. Как и увещевание, это предписывается Торой ("И хотя он учится, это мицва [ударить его]" (Макот, 8а), когда это нужно для развития его характера. Комментарии к этому см. в Рамбам, комм. к мишне Макот, 2:3).
Некоторые родители колеблются, когда нужно наказать ребенка, потому что не хотят причинять ему страдания. Преодолеть это они смогут, если будут рассматривать наказание как горькое лекарство, единственное, что может излечить неправильное поведение.
Иные родители не решаются наказывать детей, потому что находятся под влиянием современных идей о наказании, которые внушают, что применение силы может привести к возникновению у детей ненависти и мстительности. Но такое может произойти лишь в том случае, если родители сами наказывают детей в отместку или в гневе, - но это, конечно, не еврейский обычай. Раби Шломо Вольбе пишет:
[Иногда] если дети не подчиняются сразу, отец чувствует себя лично оскорбленным.
И тогда "наказывает" ребенка. Но это на самом деле не наказание, а месть. А месть запрещена Законом Торы и по отношению к ребенку (Рав Шломо Вольбе, "Алей Шур", 1972, стр. 260).
Чувствительное сердце маленького ребенка чутко реагирует на любую боль, которую ему причиняют родители.
И если мы лишаем его части тех сладостей, которые он обычно получает, это уже значительное наказание, тем более, если ему их вообще не дают! (Там же, стр. 261.)
Мы знаем из Талмуда, что наказывать ребенка следует только после предупреждения, когда он знает, что его ждет, если он будет продолжать плохо себя вести ("Б-г никогда не наказывает без предупреждения" (Сангедрин, 56б), и мы должны подражать путям Б-га (Дварим, 13:5; Сота, 14а)). Никогда нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его; родители должны или сразу наказывать, или не обращать внимания на нарушение, потому что ожидание наказания может так страшить ребенка, что он сам причинит себе вред (Смахот, 2:6). А наказывать старших детей рекомендуется как можно меньше ("Рейшит хохма", раздел Гидуль габаним, слова вецарих гадам).
Наказывая ребенка, нужно показать, как нам неприятно, что приходится это делать.
И всегда следует объяснять ребенку, за что мы его наказываем.

ТЕЛЕСНОЕ НАКАЗАНИЕ

Телесное наказание стоит обсудить, не потому что это лучший метод, а потому что оно часто используется.
В норме бить запрещено (Сангедрин, 85а из Дварим, 25:3; "Шулхан арух", Хошен мишпат, 420:1). Тем не менее, это разрешается делать для наказания ребенка, но только в той мере, которая необходима для воспитания ("Шулхан арух" гарав, Хошен мишпат, Гилхот низкей гуф ванефеш, 4). Однако плохо полагаться на этот метод как на средство воздействия (Раби Ш.Р. 'Гирш, Йесодот гахинух, т. 2, стр. 65). Рав, один из мудрецов Талмуда, советует: "Если бьете ребенка, не бейте ничем, кроме шнурка от ботинок" (Бава батра, 6:4), а Раши комментирует: "Иными словами, ударьте слегка, чтобы не причинить никакого вреда".
Виленский Гаон пишет, что родителям нельзя бить детей с жестокостью и в гневе за то, что они сделали. Скорее, физическое наказание следует употреблять, чтобы предостеречь ребенка от плохого поведения в будущем. Кроме того, нельзя бить долго, можно только несколько раз шлепнуть его (Эвен шлема, 6:4). А больших детей еврейский закон бить запрещает ("Шулхан арух", Йорэ деа, 240:20). Этот запрет основан на словах Торы: "Не клади камень преткновения перед слепым" (Бемидбар, 19:14). Если родители ударят большого ребенка, они могут вызвать его на ответный удар, и тем самым побудят его совершить серьезный грех, нарушить запрет Торы бить родителей. Нельзя часто бить и маленьких детей, родителей за это можно привлечь к суду (Раби Акива Эгер к йорэ деа, 240:20).
Современные психологи много говорили о вреде физических наказаний, применяемых к детям (а некоторые даже настаивали на полном запрещении таких форм наказания, что вызывало растерянность у некоторых родителей. Приводят несколько возражений против того чтобы бить детей: это приносит вред и это жестоко; из-за этого дети начинают ненавидеть своих родителей; это учит детей агрессивности и жестокости по отношению к другим детям. Но все зависит оттого, как наказывать. Если родители строго придерживаются ограничений, о которых мы говорили выше, если наказывая, родители заботятся исключительно о благе ребенка, то это не жестокость и не принесет вреда. И ребенок не станет ненавидеть родителей за то, что они его побили; и нет опасности, что родители послужат для него примером агрессивности и жестокости по отношению к другим.
На детей гораздо большее впечатление производит не боль от удара, а тот факт, что родители были вынуждены побить его. Чтобы внушить детям эту идею, во время наказания должна быть серьезная, даже печальная атмосфера.
В то же время следует помнить, что часто дети очень расстраиваются, когда их побьют, и их нужно уверить в том, что мы все еще любим их. Поэтому хорошо вскоре после того, как мы их отшлепаем, выразить им свое расположение.
Следующий случай, о котором рассказывает одна мать, показывает, как эффективен может быть даже слабый удар по руке:
У моей четырехлетней дочки была привычка называть всех, в том числе и меня, мешуга (сумасшедшая). Я спокойно выговаривала ей за это несколько раз: "Я не разрешаю так меня называть". Но она продолжала. Какое-то время я пыталась не обращать на это внимания, но и это не помогало. Тогда я объяснила ей, что это значит, и как обидно это слышать, но, видимо, это не произвело на нее особого впечатления, потому что она не прекращала так себя вести.
Чтобы справиться с гневом и обидой, я напомнила себе, что дочка не плохая, просто у нее есть дурная привычка, и моя задача помочь ей от нее избавиться. Эта мысль позволила мне остаться спокойной и конструктивно подойти к решению этой проблемы.
Однажды, когда старших детей не было дома, дочка попросила меня то, что я не могла ей дать сразу. Она тут же ответила: "Ты мешуга". Я подошла к ней, взяла за руку и спокойно сказала: "Я просила тебя прекратить называть меня мешуга, ты, очевидно, забыла. Придется мне тебя ударить, чтобы помочь тебе это запомнить". И потом я мягко ударила ее по руке. Она выбежала с плачем из комнаты и долго плакала. Но с тех пор больше не употребляла это слово.
Раздавать детям затрещины по всякому поводу - плохой способ воспитания. И держать их в узде, напоминая: "Если будешь это делать, я тебя сейчас побью!" - тоже не тот метод, который можно посоветовать. Чтобы удары оказывали эффект, их нужно применять очень редко.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.