На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СЕДЬМОЕ НЕБО ДЖАЗА


На открытии Седьмого международного фестиваля джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе - 2007" блистательно отсутствовал Михаил Жванецкий, и публика желала видеть любимого писателя, но, в конце концов, вряд ли за год он написал о джазе миниатюру лучше той, что прочел со сцены в прошлом году... Арт-директор фестиваля, известный джазовый пианист и композитор Юрий Кузнецов на том же открытии заметил, что одесские любители джаза "добрались до седьмого неба", а на закрытии сказал: "До встречи на Девятом "Джаз-карнавале"!". А когда в зале раздался смех, поправил свою оговорку: "Ну, а на Восьмом - само собой разумеется!".

Уйдя с улиц (если не считать трамвайчика и гала-концерта у обновленного оперного театра) в концертный зал, "Джаз-карнавал" обнаружил некоторую рафинированность, причем в ряде случаев это была довольно "холодная рафинация", отражающая приоритетные искания современных джазменов. Некоторые, в том числе и автор этих строк, любят погорячее, - так и для них в программе кое-что сыскалось (например, начинавший играть с Армстронгом и Эллингтоном саксофонист Джеймс Сполдинг из Америки). Акцент был сделан на использование экзотических инструментов в джазовом контексте, и этот "манок" вполне себя оправдал - даже равнодушные к джазу слушатели стремились в зал филармонии на встречу с альпийским рогом, ситаром, колесной лирой "харди-гарди". Аншлаг оказался полным. Правда, как выяснилось, одной экзотикой слушателя не удержишь...
Фестивальные вечера устроители поделили на три концерта каждый, причем разные отделения представляли музыкантов различных стилей. В нынешнем году "Джаз-карнавал" оказался почти близнецом Винницкого джазового фестиваля, проходившего в те же дни (так и организаторам, и музыкантам удобнее). Ведущая всех концертов музыковед Елена Шевченко не без остроумия заметила, что из Одессы в Винницу этой осенью за джазовыми впечатлениями ехать не придется (если кто собирался, конечно).

ВПЕРЕД, ЗА ЭКЗОТИКОЙ!

Как водится, сам Юрий Кузнецов и открывал программу. И взял себе в помощь на этот раз своих учеников, молодых одесских музыкантов, участников одесской джаз-группы Aziz Александра Костюченко (ударные) и Виталия Фесенко (контрабас), а также Алексея Кабанова, украсившего джазовые ритмы тембральными переливами ситара, сантура и других восточных струнных инструментов, которыми мастерски владеет.
Из десяти приглашенных коллективов семь прибыли в Одессу впервые. Поклонники аргентинского танго (в Одессе таких совсем немало) с особым удовольствием познакомились с искусством дуэта Tango duo (Аргентина - Италия). Саксофонист из Аргентины Хавьер Джиротто вопросов у публики не вызвал, но аккордеон Лучано Биондини удостоился нескольких одновременно раздавшихся из зала реплик: "Это же баян!". К чести Одессы, у каждого недовольного нашлись соседи, которые объяснили, что мы баяном называем то, что во всем мире носит гордое имя кнопочный аккордеон. А дальше все пошли вслед за музыкантами по "новому мосту между джазом и танго", как называют критики искусство Джиротто и Биондини, в мир красивых эмоций, тонкой и элегантной меланхолии, тоски по тому, чего не было, да и быть не могло...
Встреча с ситаристом (опять индийский ситар!), гитаристом, композитором и вокалистом из Индии Амитом Чаттерджи, признаться, несколько разочаровала. Дело в том, что музыкант предпочел для своего коллектива выставить звук по-особому. В результате этого смелого решения первые ряды зрителей спасались бегством, по пути недоумевая, почему эта дискотечная музыка (Амит так и заявил со сцены: "Моя музыка - музыка для танца!") кому-то из организаторов показалась джазом...
Открытием стало выступление Rao Trio из кастильского города Вальядолид (это географическое название так никому и не удалось убедительно воспроизвести со сцены), порадовавшее изысканным сочетанием той самой колесной лиры "харди-гарди" (другое название - занфона), баса и ударных. Лидер коллектива Герман Диас, как ни странно, филолог, окончивший университет в Вальядолиде. Увлекаясь перкуссией, он совершенно случайно познакомился с весьма древним и довольно трудным инструментом занфоной, - и жизнь Германа совершенно изменилась. Теперь ничто не выдает в нем филолога (по крайней мере, со сцены). Удивительный тембр колесной лиры, знакомый еще слушателям десятого века, не является самоцелью. Мастерски импровизируя как на клавиатуре, так и медиатором вблизи колков струн левой рукой (правая вертит колесо!), исполнитель продемонстрировал строгий, экзотичный, но все же теплый и лучащийся юмором джаз. Сегодня Герман Диас является участником оркестра и квартета, состоящего исключительно из занфонистов, но эти уникальные коллективы вряд ли в ближайшее время посетят Одессу. А жаль.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ... НО НЕ ОТПУСКАЮТ

К счастью, сбылась моя давнишняя мечта - услышать легендарного российского валторниста Аркадия Шилклопера (эта фамилия создала еще больше проблем, чем название Вальядолида, но уже у тележурналистов). С ним, то есть с Шилклопером, как говорится в Одессе, еще та история. На один из "Джаз-карнавалов" в наш город уже приезжало трио Шилклопера, но... без самого Шилклопера, то есть это были Сергей Старостин и Владимир Волков, выступавшие дуэтом. Верным оказалось утверждение ведущих джазовых критиков, что искусство этого замечательного валторниста и в целом ансамбля Pago Libre (Швейцария - Австрия - Россия) "живьем" воспринимается еще лучше, чем в записи. Здесь кроме валторны слушателей ожидали чудеса с участием альпийского рога и флюгельгорна. Счастливцы после концерта отправились на джем-сешн в "Ирландский паб" (дело в том, что пианист ансамбля Джон Вольф Бреннан - ирландского происхождения) и наслаждались совместными импровизациями Шилклопера и всех присутствовавших в зале джазменов.
Конечно, ансамбль Pago Libre (его название по-итальянски значит "плати, сколько хочешь", хотя совпадение случайно, все складывалось из первых слогов фамилий участников первого состава, из которого остался только Бреннан) показал одесситам далеко не все свои возможности. Но некий срез, представление о том, чем занимается этот коллектив и немногие европейские ансамбли, работающие в том же русле, получил даже случайный слушатель.
Критики давно определили стиль Pago Libre как "компровизацию", то есть сочетание композиции с импровизацией. Это удивительно верное определение, так как каждый из участников-виртуозов является еще и талантливым композитором (в этом убеждают авторские композиции, а "чужого" здесь и не играют, только случайно может возникнуть цитата, да и то в качестве шутки). Академическая выучка исполнителей, "в миру" получивших очень серьезное образование и имеющих опыт работы в оперных и симфонических оркестрах, сочетается с богатым восприятием мира. Те же критики применяют относительно Pago Libre словосочетание "юмор в серьезном" - а какое же удовольствие от жизни без юмора?
Заскучав от существования в рамках академических составов, где "так важно быть серьезными", эти музыканты позволяют себе в рамках джазового концерта блеснуть головокружительным унисоном цыганской мелодии (Аркадий Шилклопер и скрипач Чо Тайссинг), процитировать "Танец с саблями" Хачатуряна или иное популярное произведение, но суть в том, что они в этот момент свободно высказываются, а не тиражируют сочиненное кем-то другим много лет назад.
Другой, совсем не ироничный подход к классике, продемонстрировал польский джазовый вокалист Марек Балата, который импровизировал вместе с квинтетом Джеймса Сполдинга (США) на тему одной из прелюдий Шопена. И это может иметь место, но Одессе ближе юмор, ирония, легкость. Поэтому если и на будущих "Джаз-карнавалах" в качестве участника окажется Pago Libre (только не без Шилклопера!), внимание публики гарантируется. Счастья много не бывает...

Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.