На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Суккот: как воспользоваться свободой?


Когда почти 3700 лет тому назад у человека по имени Аврам возникли особые отношения со Всевышним, то было ему сказано: "От тебя пойдет новый народ, которому Я выделяю эту Землю (Аврам услышал эти слова, находясь в месте, впоследствии названном Страной Израиля). Но народ этот не сразу войдет в Землю, а будет 400 лет в изгнании". И еще было ему сказано: "Отныне имя твое будет - Авраам". Наш народ произошел от Авраама, Ицхака и Яакова. Однако он сложился, окреп и был выделен для особой, предназначенной только ему роли, лишь пройдя через страшный плавильный котел египетского рабства.
Представим себе человека, родившегося и выросшего в заключении. Что можно для него сделать? Безусловно, выпустить его на свободу. Но если чувствовать настоящую ответственность за него, видеть скрытый в нем потенциал, который, раскрывшись, может привести добро в мир, и помнить при этом, что этот человек (народ) вырос в рабстве, то можно ли ограничиться одним лишь открытием дверей?
Выводя Свой народ из Египта, Всевышний не ограничился (если по отношению к Нему так вообще можно выразиться) освобождением и исходом, а заодно и наказанием фараона и его войска. Через 49 дней после освобождения евреи стояли все вместе у горы Синай и получали от Творца мира Тору - книгу, несущую мудрость и знания, благодаря которым мы стали поистине уникальным народом, выдержавшим невероятные трудности и испытания и в течение более 3300 лет не изменившим своей вере, своему языку и своей Земле. Праздником свободы является Песах. Дарование Торы мы празднуем в Шавуот.
Но в Торе говорится о трех главных праздниках года. Все три они связаны с Исходом из Египта, из рабства. Что же могло остаться недостаточно раскрытым и, скажем, недостаточно прочувствованным в Песах и Шавуот? Чтобы расставить правильно акценты во всем многообразии жизни свободного человека (народа), чтобы не утратить всю полноту связи, установившейся между Творцом и Его народом, чтобы год от года углублять понимание нашей роли, нашего места в мире и в истории и, наконец, чтобы обновить и даже как-то освежить ощущение радости, заложенной на самом деле в каждом из нас, Всевышний дал нам праздник Суккот.
Начинается Суккот 15-го числа месяца Тишрей и продолжается 7 дней. Из них первый день - полный праздник, йом тов, а остальные - "праздничные дни", отличающиеся от полного праздника тем, что в них можно делать многие из "будничных" дел, которыми не занимаются в йом тов, - как раз для того, чтобы йом тов стал "полным праздником". На иврите такой праздничный день называется в буквальном переводе "будни праздничного периода".

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СУККА: ШАТЕР, ШАЛАШ, ДОМИК?

"В сукках сидите семь дней..." - говорится в Торе. Переводится слово сукка, давшее название празднику Суккот, как шатер или шалаш, а в старых переводах - кущи (тогда и сам праздник Суккот назывался праздником Кущей). Но по сути слово это означает жилище, любое жилище, крыша которого сделана из схаха. Все растительное подойдет для схаха: ветки, с листьями, хвоей или без, дощечки, планки и т. п. Такая крыша, безусловно, не оставляет впечатления надежно укрывающей от непогоды. Но именно в этой ненадежности и заключается смысл того, что только такая крыша пригодна для жилища в Суккот!
Именно эта "дырявая" крыша символизирует отказ от, в общем-то, опасной иллюзии, что нас может защитить от любой невзгоды и непогоды "надежная" крыша (стены, власть, деньги, танки, лекарства и т. д.). Нет! В конечном итоге, в трудный час нас защищает Всевышний. Да мы ведь и сами знаем это: вспомним хорошенько свои переживания в сложные или опасные минуты нашей жизни. К сожалению, человек устроен так, что вспоминает об этом только в такие моменты. Это тоже немаловажно, но хотелось бы гораздо большего - ведь знание и ощущение связи со Всевышним и зависимости от выполнения Его воли может предотвращать наступление бедственных моментов, да и вообще поворачивает жизнь в другую сторону...
Обычно сразу же после Йом Кипура, то есть за пять дней до Суккот, приступают к построению сукки. Одни строят во дворе домик из фанеры или пластика. Другие (те, кто живет в собственном доме) имеют обычно специальное помещение, в котором только крыша заменяется на схах. А третьи на семь дней превращают в сукку свой балкон (в последнем случае над ним не должно быть другого балкона, иначе такое сооружение не может считаться суккой: ведь соседский балкон будет защищать его от дождя!). В таком жилище и проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся, беседуют, если позволяют условия - спят. Еврейский закон называет в Суккот дом человека - временным жилищем, а сукку - постоянным.

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА СУККОТ (ЧАСТЬ I)

Сукку строят таким образом, чтобы там могли разместиться, как минимум, все мужчины семейства (включая мальчиков старше 13 лет), а также и предполагаемые взрослые гости-мужчины. Женщинам Законы Торы не предписывают выполнение заповедей, время исполнения которых предписано или ограничено. Причина тут очевидна: мать должна иметь возможность выделять столько времени, сколько потребуется для заботы о своих детях. Однако когда построена сукка достаточных размеров, то праздничные трапезы проводят в ней все члены семьи и гости.
Как и другие праздники, Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).
Возвращаясь домой, как в Субботу и другие праздники, делают кидуш - освящение дня - над бокалом вина. Делают его в сукке. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь - находиться в сукке.
Как и любую субботнюю и праздничную трапезу, трапезу в вечер первого дня Суккот начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе - две халы). Но перед этим делают нетилат ядаим, омовение рук. (Это не мытье рук - руки перед нетилат ядаим должны быть уже чистыми.)
Многие обмакивают кусочек халы не в соль (как это делается в течение всего года), а в мед - как в Рош-а-Шана.
Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему - произносят биркат а-мазон - благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни. (В другие дни, если хлеб не ели, произносят очень краткое благословение - благодарность за еду.)
Если идет дождь или (как в северных странах) погода очень холодная, то нельзя находиться в сукке. И не просто "можно не находиться", а именно нельзя быть в ней, ибо сильный дождь означает, что Всевышнему по какой-то причине не угодно наше пребывание в сукке.
Принято украшать стены сукки плодами, которыми славится Земля Израиля, а также другими приятными глазу предметами, соответствующими атмосфере праздника.

УРОЖАЙ: ИТОГ ПРОШЛОГО ИЛИ УРОК НА БУДУЩЕЕ

В Торе праздник Суккот называется еще и хаг а-асиф - праздник собранного урожая. В Израиле, земля которого в состоянии давать обильный урожай разнообразнейших плодов (Тора особо выделяет семь из них: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики), время месяца Тишрей - это время сбора многих из них.
Как те, кто трудится на земле, так и те, кто только пользуется плодами земли, очень хотят удостоиться обильного урожая. И вот мы видим его - в амбарах, складах и на наших столах. И наверное, естественно, что весь народ вместе с земледельцами радуется ему...
И поэтому вдвойне естественно, что именно в эти дни Тора предписывает сидеть и вкушать свежесобранные плоды не в доме, а в сукке - под "ненадежной" крышей. Хороший урожай (как и хороший результат человеческой деятельности в любой области) подталкивает любого из нас к такой, казалось бы, правильной и, на первый взгляд, естественной мысли: я хорошо поработал, и все это - результаты моих способностей, моих усилий, моего умения...
Нет ничего опаснее и обманчивее этой мысли. Это полуправда. Ибо ведь и в самом деле урожай (или иной положительный результат) достигнут усилиями человека, его умением, но далеко не только этим. Прежде всего - и именно прежде всего, - для того чтобы урожай был собран и такой результат был достигнут, необходимо согласие и благословение Всевышнего. А эти согласие и благословение есть прямое следствие наших мыслей и поступков во всех их взаимосвязях с окружающим миром и людьми с учетом оценки жизни прошлых поколений и нашей "встроенности" в общий поток Его воли, выраженной в Торе... И если все это помнить и ощущать, то выстраивается совсем другая цепочка причинно-следственных связей и отношений, позволяющих оценить результаты наших трудов, да и нас самих. Каждый год, сидя под "дырявой крышей", мы можем осмотреться, как следует поразмыслить и выбрать направление...

ЗАПОВЕДЬ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ РАСТЕНИЙ

Мы прервали описание важнейших событий праздника на вечерней трапезе в сукке. На следующее утро собираются в синагогах на праздничную службу. Казалось бы, обычное, ожидаемое явление. Но сразу же бросается в глаза одно отличие: в руках у мужчин находится нечто вроде зеленой сабли или шпаги. Это - лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь).
Тора предписывает каждому еврею выполнить определенную заповедь в каждый из семи дней Суккот (кроме Субботы). А именно: взять руки лулав, три веточки мирта (адасим), две ветки речной ивы (аравот), сделать из них один пучок и соединить его с особым цитрусовым плодом (этрогом). Все вместе их называют арбаа миним - четыре вида растений.
Точный порядок таков: пучок заготавливают заранее. Утром, перед выполнением заповеди, берут в левую руку этрог, а в правую - пучок. Произносят специальное благословение (браху) - благодарность Всевышнему за эту заповедь - и тут же соединяют вместе пучок и этрог. При этом до произнесения брахи этрог держат как бы в неправильном положении - черенком вверх, а затем - после объединения с пучком - черенком вниз.
Как уже говорилось, так поступают в каждое утро праздника (кроме Субботы). Но и после выполнения заповеди о четырех видах растений с ними сразу не расстаются. Дело в том, что утром в праздники важной составной частью молитвенной службы является алель - чтение определенных глав из Сефер Тегилим - Книги прославления Имени Всевышнего (одной из 24 книг Танаха). В Суккот алель читают, держа в руках арбаа миним - "четыре вида".
Какой же такой особенностью обладают эти четыре вида растений, что Тора предписывает в Суккот соединять их каждый день, а затем читать гимн Всевышнему, держа их в руках?
Лулав - пальмовая ветвь - может приносить плоды (финики), но не дает запаха. Адасим - веточки мирта - известны своим приятным запахом, но не приносят плодов. Арава - речная ива - не дает ни того, ни другого. А этрог - это плод, да еще с сильным влекущим запахом.
Так и еврейский народ. Есть в нем люди, которые стараются учить Тору, но добрые дела совершают не более, чем средние, обычные люди. Есть в нем и те, кто отличается очень многими добрыми делами, но учение Торы - не их сильная сторона. Конечно, есть и те, кто пока еще не отличился ни учением Торы, ни добрыми делами. И наконец, есть мудрецы - знатоки Торы, освещающие нашу жизнь светом Торы и украшающие ее добрыми делами.
Каждый еврей относится к той или иной категории. Но только вместе (и именно вместе!) мы становимся народом, избранным Творцом для выполнения особой задачи: раскрыть суть и вознести Имя Всевышнего перед всем человечеством, чтобы, как мы знаем из книг пророков, народы пришли в Землю Израиля и признали Его Господином мира, началом и причиной всего, единственным источником добра. Такова цель всей человеческой истории, и в ее рамках каждый народ имеет свои задачи. Чтобы выполнить нашу задачу, нам надо быть настоящими евреями и прежде всего быть по-настоящему объединенными.

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА СУККОТ (ЧАСТЬ II)

Арбаа миним (четыре вида растений) покупают за несколько дней до праздника, стараясь выбрать с учетом возможностей, знаний и вкуса лучшие из имеющихся. Хорошо, чтобы в каждой еврейской семье был хотя бы один собственный набор растений - арбаа миним.
Как и пребывание в сукке, выполнение заповеди (мицвы) об объединении четырех видов зависит от фактора времени (только семь дней в году), и поэтому она относится только к мужчинам (и мальчикам - с 13 лет).
После утренней молитвы в первый день Суккот устраивают вторую (дневную) праздничную трапезу, естественно, тоже в сукке. Ее обычаи по сути совпадают с обычаями первой (вечерней) трапезы. В хол амоэд праздничные трапезы не обязательны, но принято ходить друг к другу в гости. Естественно, принимают гостей в сукке.
В Субботу, приходящуюся на один из семи дней праздника, заповедь арбаа миним не выполняется. К концу седьмого дня Суккот заходят в сукку и как бы прощаются с ней. Однако праздник не кончается - Суккот плавно переходит в новый праздник - Шмини Ацерет, продолжающийся один день. Сидеть в сукке в этот день не положено (подробнее об этом празднике - в следующем номере нашей газеты. - Прим. ред.).

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.