На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОПРОС К РАВВИНУ

ПОЧЕМУ ВНЕ ИЗРАИЛЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ "УДВАИВАЮТСЯ"?


Прежде всего, нужно заметить, что имеются в виду те праздничные дни, которые названы в Торе не просто "выходными" и даже не просто "праздниками". Речь идет о явлениях космического характера, когда в высших мирах открываются особые каналы, по которым на землю спускается благословение. Если еврей в этот день (скажем, в Шавуот или Шмини Ацерет) проводит необходимую духовную работу - изучает Тору и устраивает трапезу, посвященную этому дню, - он тем самым готовит сосуд, в который попадает благословение (при условии, что он осознает себя не отдельным индивидуумом, но частичкой всего народа Израиля).
Поэтому очень большое значение здесь имеет точное знание даты праздника. Эти даты (по Законам Торы!) устанавливались особой процедурой, связанной с наблюдением за изменением лунных фаз и выявлением момента, когда наступает новолуние. Высший раввинский суд (Сангедрин) принимал соответствующее решение и немедленно отправлял гонцов по всей Эрец-Исраэль. Так что, если даже речь шла о празднике Рош-а-Шана, который отмечают в первый день месяца Тишрей, то весть о появлении узкой полоски лунного серпа распространялась моментально. И народ ждал сообщения - в этот вечер будет Рош-а-Шана или в следующий. Ибо каждый знал, что месяц может продолжаться либо 29 дней, либо 30 (третьего не дано). На исходе 29-го дня все были уже наготове.
После того как значимая часть нашего народа, прожив 70 лет в галуте, вернулась из Вавилона (куда евреи были изгнаны в 3338 году от Сотворения мира - 422 г. до н. э.), а некоторая часть - осталась, в Вавилон (территория современного Ирака) посылали "световые сигналы". Сразу же после того как Сангедрин выносил решение, на вершине горы рядом с Иерусалимом зажигали факел, а следом за ним, приняв сигнал, зажигали факелы на других вершинах - вплоть до равнины Междуречья (долины между реками Тигр и Евфрат). Так евреи в Вавилоне узнавали, когда начинается праздник...
К концу периода, когда Эрец-Исраэль находилась под властью римлян, Сангедрин был вынужден прекратить свою деятельность (начало 4-го века). Учителя опубликовали алгоритм, который позволил составить еврейский календарь. Следует отметить, что этот алгоритм Всевышний открыл еще Аврааму, и знание о нем передавалось из поколения в поколение, но - не было обнародовано. Ибо по Воле Всевышнего, пока это было возможным, должен был действовать "механизм прямого свидетельства", когда момент новолуния определял Сангедрин.
По обычной человеческой логике, когда у нас есть календарь, рассчитанный на тысячи лет вперед, нет как будто бы никакого смысла в том, чтобы отмечать еврейские праздники (йом тов) по два дня. Однако наши Учителя рассудили иначе. И причин тому достаточно. Вынося такое решение, они учли, например, вероятность того, что в малых еврейских общинах, где грамотность не отличается особо высоким уровнем, могут допускать ошибки в расчетах. Учли и тот факт, что евреи будут рассеяны по всему земному шару. И тогда, отмечая праздник в течение двух дней, весь наш народ, где бы его представители ни находились, может праздновать йом тов одновременно (скажем, в Австралии второй день праздника все еще будет продолжаться, когда на западном побережье Америки начнется первый праздничный день).
Отметим, что в Торе названы пять праздников: Песах, Шавуот, Рош-а-Шана, Суккот и Шмини Ацерет. И закон о двух днях празднования в странах диаспоры распространяется только на них.

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.