На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОПРОС К РАВВИНУ

ОБ ОДЕЖДЕ И ОБУВИ В ЙОМ КИПУР


Законы Торы устанавливают пять запретов в Йом Кипур: на еду, питье, умащение маслами (и кремами), на кожаную обувь и на интимные отношения. Все эти запреты в равной степени относятся и к мужчинам, и к женщинам.
О запрете на ношение кожаной обуви в Йом Кипур скажу подробнее.
1. Запрещается надевать обувь, даже если лишь часть ее (скажем, только подошва или только верх) - из кожи. Нельзя носить в Йом Кипур и такую обувь, в которой есть даже небольшая кожаная вставка.
2. Нельзя надевать в Йом Кипур также обувь из "синтетической" кожи. По соображениям марит аин (кто-то может подумать, что кожа - натуральная, и сочтет, что носить в Йом Кипур кожаную обувь - разрешается).
3. Данный запрет распространяется на все 25 с половиной часов Йом Кипура (такова продолжительность этого дня).
И это означает, что и в домашней обуви не должно быть кожи.
4. В этот день обычно надевают матерчатую обувь на резиновой подошве (тенниски и т. п.), кроссовки (нужно проверить, нет ли в них частей из кожи), домашние тапочки и т. п.
5. Если человек вынужден ходить в ортопедической обуви, и она - из кожи, надеть ее в Йом Кипур можно. Но и в этом случае следует помнить о запрете. Если человек в состоянии некоторое время ходить в домашних тапочках, но синагога - далеко (или человеку неловко демонстрировать свой недостаток прохожим-неевреям), лучше до синагоги дойти в ортопедической обуви, а внутри переобуться в домашние тапочки.
6. К этой традиции принято приучать и детей с трехлетнего возраста, несмотря на то, что Заповеди Торы будут распространяться на них лишь с момента достижения совершеннолетия. Речь здесь идет о воспитательном процессе.
7. Нет никакого запрета на другие элементы одежды из кожи (кожаный пояс, ремешок для часов и т. п.).
А теперь - об одежде.
Сложилась традиция, согласно которой мужчинам следует одеться в Йом Кипур либо во все белое, либо так, чтобы часть одежды была белого цвета. Это связано с различными намеками в Торе и у Пророков. Например, в Танахе,
в книге пророка Йешаягу сказано: "Даже если поступки ваши будут ярко-красного цвета (символ зла), Я превращу их в цвет белоснежный" (1:18).
В Иерусалиме в Йом Кипур можно увидеть мужчин, одетых во все белое - от шляпы до парусиновых туфель. Некоторые ашкеназские евреи надевают нечто вроде белого льняного халата (на языке идиш - китель, от немецкого слова kittel - халат; оно вошло и в русский язык, но в значении форменная куртка). Другие ограничиваются белой рубашкой под пиджаком.
Что касается женской одежды в Йом Кипур, определенной традиции тут не существует. Из различных высказываний наших Учителей можно сделать такие обобщающие выводы:
1. Женская одежда в этот день должна быть праздничной, но - скромной.
2. Желательно, чтобы одежда была светлых тонов. Отдельные ее элементы могут быть и белыми (но это необязательно).
3. Не следует надевать в Йом Кипур украшения из золота (кроме обручального кольца).
И наконец, важный, как мне представляется, совет (для мужчин и женщин): учитывайте и традиции общины, к которой вы принадлежите.

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.