На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

КОГДА ПАНЫ ДЕРУТСЯ...


Паны дерутся - у холопов чубы трещат. Это выражение как нельзя точнее характеризует ситуацию, сложившуюся сегодня в экономике Украины. Президент и правительство выбрали полигоном для выяснения отношений крупнейшие предприятия, на которых держатся экономика и инвестиционный имидж страны.

Одной из первых жертв разногласий между двумя высшими ветвями власти страны стал порт Южный. Пока Конституционный суд Украины определяет конституционность приостановки Президентом создания концерна "Укрморпорт", Кабмин (в лице руководителя "Укрморпорта" Сергея Климова) действует: снимает начальников портов - ставленников министра транспорта Николая Рудьковского - и назначает на эти должности свои кадры. 10 сентября дошла очередь до порта Южный. В этот день руководитель "Укрморпорта" приехал в порт, чтобы уволить Александра Гондзу и назначать на его место бывшего замначальника этого же порта по социальному развитию Владимира Васильева.
Назначение В. Васильева проходило в стиле "маски-шоу" - с выбитыми дверьми, окнами и поломанной мебелью. Узнав о готовящейся смене руководства, А. Гондза приказал поменять замки в управлении порта. Представителям "Укроморпорта" пришлось применить силу, чтобы попасть на предприятие.
...Следом за Климовым в порт примчался министр транспорта, уверенный, что украинскими портами руководит все-таки он. И потому назначение начальника порта - его прерогатива. Кто такой Васильев? Рудьковский был намерен вернуть в кресло начальника Александра Гондзу. Но за это время портовики получили доступ к документам. Выяснилось, что А. Гондза и его первый заместитель Максим Кильницкий, по мнению местных профсоюзных лидеров, весьма вольно обращались с деньгами и мощностями порта. Так, в июле 2007 года предприятие перечислило в Минтранс в качестве возвратной финансовой помощи 2 миллиона гривен до 2020 г. - на разработку программы экологического оздоровления бассейна Черного моря. А через несколько дней после этого замминистра Екатерина Фоменко дала разрешение А. Гондзе взять в порту ссуду в размере 975 тысяч гривен Сроком на 20 лет - на приобретение жилья. Председатель профкома порта Раиса Герасименко уверена, что эти два события взаимосвязаны. "Сейчас, когда портовики получили доступ к финансовым документам, обнаруживается, что Гондза при содействии министерства разворовывал порт", - утверждает она.
А еще, по словам профсоюзного лидера, обнаружились документы, свидетельствующие о том, что М. Кильницкий вынашивал планы отдать в долгосрочную аренду основные мощности порта - причалы, то есть планировал именно ту форму работы, против которой категорически возражал... Николай Рудьковский, собственно и отдавший Южный Гондзе с Кильницким.
И хотя факты передачи причалов в аренду министр транспорта категорически опровергает, недовольство трудового коллектива порта Южный своим руководством зрело давно. И министр транспорта - второй раз после Одесского порта! - в кадровом вопросе натолкнулся на жесткое противостояние портовиков, которое не смог преодолеть. Ни Александра Гондзу, ни Максима Кильницкого (которым Рудьковский хотел заменить Гондзу) коллектив самого порта категорически не захотел. Как компромиссная фигура после длительных переговоров с участием губернатора Ивана Плачкова исполняющим обязанности руководителя порта был назначен заместитель начальника порта Южный Владимир Шепель.
Теперь в порту Южный целых три начальника: назначенный "Укрморпортом" Владимир Васильев, компромиссный Владимир Шепель и... недавно восстановленный в этой должности решением суда Владимир Березняк, предшественник Гондзы, уволенный Н. Рудьковским.
Отметим, что в этом порту начальники меняются с такой скоростью, что просто удивительно, как они успевают войти в курс дел. При этом объективных причин для кадровой чехарды до сих пор вроде бы не было. Порт стабильно выполнял задания, каждый месяц наращивал обороты и изо всех сил пытался стать альтернативой порту одесскому. Но каждый новый министр транспорта - а их в Украине за последние три года было четверо - считает своим прямым долгом и почетной обязанностью поставить в Южный нового руководителя.

* * *
...Какое-то неоднозначное отношение к министру транспорта и у правительства, и у Президента. С одной стороны, Кабмин возражает против попыток Президента уволить Н. Рудьковского, но... лишает его полномочий по управлению портами, создавая "Укрморпорт". Президент, в свою очередь, пытается уволить министра транспорта из-за полной некомпетентности... и тут же возвращает ему полномочия по управлению портами, приостанавливая создание "Укрморпорта". И пока эти две ветви власти не могут прийти к консенсусу, Николай Рудьковский втягивает отрасль в один конфликт за другим.
Не успел затихнуть скандал с дочерним предприятием немецкой фирмы "ГПК-Украина" (министр транспорта Украины обвинил оператора контейнерного терминала Одесского порта, только в 2006 году инвестировавшего в терминал 28 миллионов долларов... в отсутствии инвестиций), как разгорелся скандал новый - на этот раз с болгарами. Министерство транспорта и Фонд госимущества отказываются заключать долгосрочный договор аренды с компанией "Приста-Ойл Украина", работающей в Одесском порту. По словам первого заместителя начальника порта Юрия Васькова, болгарская фирма "Приста-Ойл" в рамках СЭЗ "Порто-франко" заключила на 25 лет договор об инвестировании в строительство и развитие перевалочного комплекса по хранению, перегрузке и дополнительной обработке базовых масел в Одесском порту. Объем инвестиций уже составляет порядка 7 миллионов долларов. Сейчас же, когда встал вопрос о продлении договора аренды площадей порта, официальные органы заявили руководству компании, что договор будет заключен всего на год, а по истечении этого срока все инвестиции перейдут в пользу государства.
Компания "Приста-Ойл" пожаловалась в посольство Болгарии в Украине и в Министерство иностранных дел Украины, так что этот конфликт будет решаться на уровне правительств двух стран. По словам замначальника ОМТП, "Приста-Ойл" постоянно вкладывает средства в развитие комплекса, и уйти из Одесского порта для компании означает потерять миллионные инвестиции.
Вот и угадывай, как отразится этот скандал на желании зарубежных инвесторов войти в Украину. Очевидно, так же, как и "качели" с приватизацией Одесского припортового завода.

* * *
Не успел первый вице-премьер Николай Азаров заявить, что конкурс по продаже акций припортового состоится сразу после выборов - в начале октября, как Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ об остановке действия распоряжения Кабинета Министров об утверждении условий конкурса по продаже пакета акций ОАО "Одесский припортовый завод". Основания? Приватизации ОПЗ (всего целиком, вместе с цехом перевалки аммиака) отрицательно скажется на деятельности предприятий химической промышленности нашей страны: глава государства опасается, что это может привести к росту тарифов на эту самую перевалку аммиака.
Получается, что Виктор Ющенко настаивает на возвращении своего старого плана образца 2005 года - завод приватизировать, а вот цех по перегрузке аммиака оставить "за государством"? Но о том, что разделять основное производство и этот цех на два разных предприятия категорически нельзя, уже не один год твердят и руководители припортового, и иные специалисты в области безопасности производства. Аргументы просты: завод - объект повышенной техногенной опасности, на нем создана единая система безопасности, единая система энергоснабжения. Более того, перевалочный цех снабжает горячей водой - побочным продуктом своей деятельности - все производство. Разделить эти системы и создать адекватные невозможно. Но если все-таки попробовать и создать "предприятие внутри предприятия", то это во много раз увеличит риск техногенной катастрофы.
Президент, фактически настаивая на таком разделении, в то же время отмечает, что механизм соответствующего контроля над работой ОПЗ - объекта повышенной техногенной и экологической опасности - не предусмотрен. И несмотря на уверения Фонда госимущества, что, мол, в условиях договора с потенциальным покупателем прописано решение всех проблемных вопросов, Ющенко, по сути, блокирует приватизацию. Президент даже подал представление в Конституционный суд - по поводу несоответствия решения Кабмина о приватизации ОПЗ Основному закону страны.
В Кабмине же подсчитывают, что без продажи акций нашего припортового бюджет этого года не выполнить...

* * *
Пока правительство и Президент борются за влияние на крупные предприятия, цены на продукты первой необходимости в стране стремительно растут. Например, в нынешнем году цены на подсолнечное масло могут достичь 12-13 гривен за 1 литр. Такой прогноз сделал доктор экономических наук Николай Шутов. И перечислил несколько объективных причин.
Во-первых, на урожайности подсолнечника негативно сказалось засуха в июне - в период формирования завязи. Сейчас производители масла покупают сырье по цене почти в три раза выше, чем обычно, - по 2,5 тысяч гривен за тонну. Однако "в марте - апреле цена на семечку подсолнечника возрастала до 1,2-1,5 тысяч, но покупать сырье по такой цене считалось тогда невыгодным, и многие производители останавливались на профилактику", - рассказывает Николай Игоревич. (Отметим, что доля сырья в себестоимости масла - 60-70 процентов).
Второй фактор - рост цен на горюче-смазочные материалы. ГСМ составляют не менее четверти в стоимости подсолнечного масла.
Третьей причиной Николай Шутов называет инфляционные ожидания. Курс гривни, по его мнению, сейчас завышен и удерживается правительством искусственно. Так что возможная инфляция тоже закладывается в стоимость товара - промышленники надеются таким образом защитить свои деньги от обесценивания.
По мнению экономиста, правительство все-таки может остановить подорожание подсолнечного масла, если введет льготные условия для импорта семечки на украинские заводы, предоставит налоговые льготы производителям и переработчикам подсолнечника, а также обеспечит получение этими предприятиями ГСМ по государственным ценам.
Это вполне рыночные механизмы, если посмотреть на опыт стран Евросоюза. В цене на сельхозпродукцию западных производителей государственные дотации составляют в среднем 44 процента. А в таких странах, как Финляндия и Австрия, они достигают 72 процентов.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.