На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОШ-А-ШАНА - НЕ ПРОСТО НОВЫЙ ГОД


Новый год приближается... Еще одно звено во временной цепочке нашей жизни. Позади горести и радости, заботы и достижения, тревоги и надежды - сбывшееся и несбывшееся.
А впереди? Годами меряем мы свою жизнь и жизнь своих детей, своего народа и всего человечества. Ну а как быть с точкой отсчета? Свою жизнь мы, разумеется, отсчитываем от дня рождения.
А жизнь народа, всего мира?.. Скорее всего, от самой важной для каждого народа даты. Народы Европы избрали точкой отсчета один день, китайцы - другой, арабы - третий.
Наш Новый год, Рош-а-Шана, (точный перевод - начало года) - это день сотворения первого человека - Адама, шестой день Творения.
В Торе - Книге, которую Всевышний даровал евреям после Исхода из Египта, - рассказывается о сотворении Вселенной - природы и всего живого в ней. Там рассказано и о сотворении Адама, и о жизни первых поколений людей.
Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей - Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого "доисторического" поколения; от Авраама и до наших дней в еврейском народе от отца к сыну, от учителя к ученику передавалась точная историческая хронология, неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5767 год от сотворения мира. Наступающий Рош-а-Шана будет первым днем нового, 5768 года.
С этих замечаний начинается и ими же заканчивается сходство (мы не обсуждаем различия в системах летосчисления) представлений о Новом годе у нас и у других народов. Ибо через Тору и традиции Всевышний открыл нам удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы действуют, разумеется, круглый год, но некоторые из них особенно остро проявляются в день Рош-а-Шана. Рассмотрим их хотя бы в самом первом приближении.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ: ПАМЯТЬ

Все наши мысли, намерения и поступки не проходят бесследно, не "канут в Лету". Они "регистрируются" в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов "стежков" ткань, представляющую собой колоссальное полотно - свиток всеобщей истории человечества. Разумеется, нет никакой возможности точно описать на человеческом, ограниченном языке устройство высших миров, а также смысл понятий, с ними связанных. Изучая Тору - во всем ее объеме и многообразии, - мы постепенно приближаемся к их пониманию.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ: СУД И ПРИГОВОР

В праздничный день Рош-а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются - в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас.
Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор, точнее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается. Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья... Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим - умереть до конца года, не дожив до старости...

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ: НАШЕ ИСПРАВЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИГОВОРА

Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски - тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может - новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту. Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость - именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника.
Здесь нет ошибки. Именно праздника. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе "праздновать", то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера - одновременно праздничная и возвышенная.

ШОФАР

Центральной особенностью Рош-а-Шана, по существу, ассоциирующейся с этим днем, являются трубные звуки шофара. Шофар - это полый бараний рог, в который во время молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз. (Если первый день Рош-а-Шана приходится на Субботу, исполнение заповеди, связанной с шофаром, откладывается на следующий день.) Да и сам праздник Рош-а-Шана назван в Торе "йом труа" (день трубления). Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара.
Что же такое заложено в душе каждого еврея, что делает вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда? Давайте вспомним, что говорит на эту тему еврейская традиция, по сути, наша коллективная память:
- В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего.
- За 400 лет до этого на вершине другой горы - Мория - там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести в жертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии - от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. И в ту же секунду Авраам увидел запутавшегося в кустах барана, и тогда было сказано Аврааму: "Вместо Ицхака принеси в жертву его".
- И еще мы вспомним, что в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово "шофар" происходит от корня "исправление", "улучшение".

ЗАПОВЕДИ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА РОШ-А-ШАНА

- Как и все еврейские праздники, Рош-а-Шана начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи - и с этого момента в дом приходит праздник.
- Вечерняя служба в синагоге - особая, ее слова настраивают на внутреннее содержание этого дня. Затем - праздничная (вечерняя) трапеза. Как и каждую Субботу и в другие праздничные дни, она начинается с "освящения дня": делается Кидуш - произносится специальное благословение над бокалом вина.
- После омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека - хлебом. В Субботу это обычные халы, в Рош-а-Шана - круглые, символизирующие цельность, которую мы желаем себе и всему народу Израиля в Новом году.
- В Рош-а-Шана мы по традиции берем яблоко, обмакиваем его в мед и желаем присутствующим и всему Израилю хорошего и сладкого года.
- Завершается трапеза (как, впрочем, любая, частью которой был хлеб) благословением биркат га-мазон - благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем.
- Утром - особо торжественная (и довольно продолжительная) служба в синагоге.
В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в Субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош-а-Шана места, а вслед за этим - отрывок из Книг Пророков.
- Дневная праздничная трапеза в Рош-а-Шана по своим традициям и обычаям не отличается от вечерней.

ДВА ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯ

Первый день года, Рош-а-Шана, является, естественно, и первым днем месяца Тишрей. Как известно, еврейский месяц начинается в новолуние (что, кстати, находит отражение и в русском слове "месяц"). Всевышний передал еврейскому народу заповедь: еврейский Высший религиозный суд (Сангедрин) должен на основании показаний двух свидетелей, видевших накануне Луну, устанавливать точный день новолуния (лунный месяц равен 29 с половиной дням, и каждый конкретный месяц может продолжаться 29 или 30 дней).
Поскольку не исключено, что рассмотрение свидетельских показаний может затянуться почти до захода солнца, то может случиться, что постановление о начале месяца Тишрей и провозглашении Рош-а-Шана будет вынесено слишком поздно. Поэтому еврейский закон предусматривает для Рош-а-Шана два дня - 30-й и 31-й дни от начала предыдущего месяца Элула, всегда продолжающегося 29 дней.
Сангедрин может функционировать лишь в Эрец-Исраэль, и только если выполняются некоторые специальные условия. Поэтому после изгнания евреев из Эрец-Исраэль Сангедрин перестал собираться, и мы перешли на фиксированный календарь, замечательно рассчитанный нашими мудрецами. В нем все дни новолуний и даты праздников установлены наперед. Однако поскольку Рош-а-Шана отмечали в Эрец-Исраэль два дня и во времена, когда функционировал Сангедрин, этот порядок был оставлен без изменений.
Второй день Рош-а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Правда, первый день праздника может прийтись на Субботу, и тогда в шофар трубят только во второй день, который на нее не выпадает.

ОТ РОШ-А-ШАНА К ЙОМ КИПУРУ

Рош-а-Шана, как и все еврейские праздники, заканчивается с появлением первых звезд. Однако его атмосфера не исчезает. Первые десять дней года от Рош-а-Шана до Йом Кипура называются "десять дней Тшувы" (раскаяния и исправления), и завершаются они Йом Кипуром - самым торжественным и ответственным днем года.
Мы закончим традиционным для Рош-а-Шана пожеланием:
Лешана това тикатеву!
Пусть вам будет записано хорошее решение на следующий год!

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.