На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОДЕССКИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ


"Человек продолжается в своей библиотеке".
Вячеслав Всеволодович Иванов, академик РАН.

Одессе принадлежит весомая роль в становлении и развитии частного коллекционирования. К 1904 году Одесса и Киев занимали третье и четвертое места по количеству владельцев ценных коллекций после Петербурги и Москвы.
При национализации художественных ценностей из частных собраний советская власть не раскрывала имен владельцев. Поэтому важно сохранить память о людях, чьими стараниями создавался культурный фонд города.
К 1905 году в Одессе было 26 частных коллекций большой художественной ценности (И. Курис, проф. П. Спиро, художник Н. Кузнецов, Маврокордато, А. Руссов и т. д.)
В моем рассказе о коллекционерах помогут книги.
В типографии А. Шульце, расположенной в Одессе на улице Ланжероновской, 30, в 1905 году вышла "Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров", составленная Е.А. Шуманским. Вот что он писал о себе: "Подполковник, действительный член Одесского императорского общества истории и древностей. Библиотека небольшая, главным образом, по нумизматике (Орешников, Чацкий, Кене и др.)". В предисловии Шуманский говорит о цели издания: "Не только дать возможность письменному и личному отношению между коллекционерами, но… по описанию книгохранилищ и коллекций (книга. — А. Ч.) представляла бы и общий интерес".
О том, как шла работа над книгой, Евгений Андреевич рассказывает: "Я разослал около двух тысяч писем… а получил всего до двухсот ответов, объявил о желании издать книгу в столичных и провинциальных газетах, сам побывал в некоторых городах с целью получить сведения по интересующему меня вопросу". Однако старания Евгения Андреевича особым успехом не увенчались. Поэтому некоторые сведения взяты из существовавших уже указателей (например, "Адресная книга библиофилов" Параделова).
Будучи в Москве и имея посыльного, Евгений Андреевич получал и такие ответы: "Ни библиотеки, ни знакомых библиофилов не имею", "Мое имя попало в книгу Параделова по недоразумению. Никакой библиотеки и коллекции у меня нет", "Прошу извинить, — сведений дать не могу", "У меня есть небольшое собрание книг, о котором в печати и говорить не стоит", "Не занимаюсь", "Ответа не будет", "Нет", "Не нужно" и т. п.
"Много ответов было устных, за точность которых, переданных посыльным, ручаться не могу", — пишет Евгений Андреевич. Были и такие библиофилы, которые попросту гнали посыльного вон. Фамилий этих господ он не называет.
Желая сделать справочник более полным, Евгений Андреевич поместил в нем краткие сведения о некоторых музеях, общественных библиотеках, книжных магазинах и антикварах. Давая краткие сведения о библиотеках и коллекциях, Евгений Андреевич под каждым из них обозначал источник, из которого оно получено. Он надеялся в будущем заполнить пробелы издания и обратить его в периодическое. В последующие девять лет переиздания не было. А потом… война, революция навсегда исключили эту надежду.
Упомянем некоторых одесситов, о которых приведены сведения в справочнике: "Ждаха Амвросий Андреевич, г. Одесса, Херсонский земский банк. Библиотека (история, история искусств, археология и др.). Около 800 названий. Есть редкие. Коллекция оружия. Небольшая коллекция монет и древностей. (Письмо)".
Художник А.А. Ждаха (1855-1927) родился в семье потомка задунайских запорожцев в Измаиле. Затем семья жила в Очакове и Одессе, где он получил общее и художественное образование в воскресных бесплатных классах Товарищества красных искусств. Тридцать два года проработал чертежником Земского банка Херсонской губернии.
В 1883-1885 гг. для театральной труппы Старицкого и Кропивницкого создал эскизы украинских исторических костюмов и народной одежды.
В 1890 г. принял участие в первой выставке ТЮРХа. Создает издательские марки для "Матезиса", "Днiпро", "Народного стяга" и "Часа".
В 1911 г. участвовал в первой выставке украинских художников в Киеве.
Коллекционерам Амвросий Андреевич известен как автор серии из 28 открыток, изданных киевским издательством "Час" в 1911-1914 гг. Тема рисунков — иллюстрации к украинским народным песням.
(В 1996 г. силами Одесского историко-краеведческого музея и коллекционера Т.И. Максимюка комплект открыток был переиздан.)
В 1920-х годах преподавал в Одесской торгово-промышленной школе и Политехникуме искусств, был членом одесского товарищества художников им. Костанди (1921-1925). Похоронен на Втором городском кладбище.
"Ладыженский Геннадий Александрович, ул. Гулевая, 26. Библиотека небольшая. Словесность, История, Искусство и книги старопечатные. Собрание гравюр и лубков, рукописей, картин, коллекция оружия (Лично)".
Художник и педагог Г.А. Ладыженский (1853-1916) с 1882 года жил в Одессе. Первые два десятилетия жизни в Одессе — время расцвета творчества Ладыженского. Одесские художники величали его королем акварели. Одной из его лучших его работ стала созданная к столетию Одессы картина "Хаджибей" (экспонируется в Художественном музее). "Пользуясь масляными красками, он достигает почти акварельной прозрачности и чистоты тона", — писала об этой картине Л. Колмановская.
В октябре 1905 года он создает 8 набросков погрома на Старопортофранковской улице. За большую творческую и педагогическую работу в 1910 году Петербургская Академия художеств присвоила Г.А. Ладыженскому звание академика.
В 1914 году Ладыженский уехал на родину в г. Кологрив и увез с собой большинство своих работ, коллекцию собранных за многие годы книг, оружия, картин, фарфора. Эта коллекция послужила основой для создания Кологривского историко-краеведческого музея (после 1917 г.).
"Линниченко Иван Андреевич. Профессор Новороссийского университета, г. Одесса, университет. Библиотека… Около 4000 томов (Л.А. Чижиков).
Мочульский Василий Николаевич. Профессор Новороссийского университета, ул. Садиковская, 18 б. Библиотека, русская словесность и русский язык. Около 2000 названий (Л.А. Чижиков)."
В.Н. Мочульский (1856-?) — отец известного литературоведа русского зарубежья Константина Мочульского.
"Пергамент Иосиф Яковлевич, ул. Пушкинская, 76. Библиотека. Французская литература. История. Философия. Юриспруденция. Римские и греческие классики. Около 7000 томов… (Л.А. Чижиков)".
В книге Я. Бердичевского "Народ книги" он назван Осипом Яковлевичем. Был адвокатом, председателем Совета присяжных поверенных Одесского судебного округа. В 1907 году Пергамент был избран депутатом второй Государственной Думы, а после ее разгона — депутатом Третьей Думы от той же Одесской курии. Скончался в 1909 году. Питерский букинист Ф.Г. Шилов вспоминал: "Как-то продавалась с аукциона библиотека известного юриста Пергамента… библиотека была замечательная…". Содержала книги с автографами русских писателей-классиков, раритеты из библиотеки кардинала Мазарини.
"Руссов Александр Павлович, ул. Торговая, соб. дом. Картинная галерея, в которой находится более 1000 картин. В одной из зал галереи находится собрание старинных художественных предметов, между которыми особенно интересна коллекция старинных табакерок. (Лично)".
А.П. Руссов (?-1908) — предприниматель, занимавшийся овцеводством, виноделием, землевладелец в нескольких губерниях. Вкладывал средства в домовладения (в частности, в Одессе по ул. Торговой ему принадлежал целый квартал доходных домов). Страстью А.П. Руссова было коллекционирование произведений искусства. По ул. Торговой, 2, он в 1901 году начинает строить, и 25 апреля 1905 года открывает общедоступную галерею, которую современники называли "академией художеств". В галерее Руссова были произведения Айвазовского, Репина, Левитана, Маковского, Пастернака, Шишкина, Верещагина, Костанди и других южнорусских художников, а также саксонский и севрский фарфор. После смерти А.П. Руссова коллекцию начали делить родственники. В годы гражданской смуты ее распределяла Комиссия по охране художественных ценностей. Во время пребывания в Одессе деникинцев коллекцию Руссова погрузили на пароход "Константин", который по каким-то причинам остался в порту.
4 марта 1920 года газета "Одесский коммунист" писала: "Необходимо принять меры к ввозу этой картинной галереи в город, так как в противном случае руки грабителей могут дорваться и до этих картин". Тогда на пароходе было лишь 300 картин. "Ныне в Художественном музее на ул. Софиевской хранится немногим более 100 полотен", — говорит замдиректора по науке В.А. Абрамов.
"Толстой, граф Михаил Михайлович (1863-1927, Женева. — А. Ч.). Сабанеев мост, соб. дом. Библиотека. Библиография, искусства, беллетристка и пр., до 10000 томов. Коллекция нумизматическая и картины (Л.А. Чижиков)".
В 1897 году М.М. Толстой был избран попечителем Одесской публичной библиотеки. Через 10 лет он за свой счет приобрел смежный с библиотекой участок земли, на котором было построено новое здание библиотеки. В 1909 году М. М. было присвоено звание почетного гражданина г. Одессы. В 1919 г. тяжелобольной граф уехал в эмиграцию.
"В библиотеке сохранился толстовский зал с его книжными шкафами старинной выделки. Главный дар графа — это 40000 томов книг" (Ю. Михалюк).
"Фальц-Фейн Александр Иванович, ул. Надежнинская (ныне ул. Гоголя. — А. Ч.), соб. дом. Богатая коллекция старинного оружия и рогов — лосьих, оленьих, турьих и др. (Лично).
Чижиков Лука Алексеевич, ул. Коблевская, 47. Библиотека. Классика в лучших изданиях. История литературы. Библиография. Словари, мемуары и др. Около 1500 томов. Собрание портретов писателей… Книжный знак с изображением открытой книги и восходящего солнца. (Лично)".
Л.А. Чижиков (1861-1924) на основе своего книжного собрания развернул библиографическую деятельность. Является зачинателем библиографической одессики.
В заключение Евгений Андреевич приводит адреса библиофилов и коллекционеров, указанных другими лицами, без сведений о библиотеках и коллекциях. Среди них 36 одесситов (сообщения Л.А. Чижикова), в том числе: "Профессор Петр Николаевич Бучинский, Игнатий Владиславович Вульф, Бермин Самойлович Гурович (нотариус), Самуил Исаакович Исакович, Борис Алексеевич Пеликан, Василий Егорович Таиров" (основатель винодельческой станции, впоследствии преобразованной в институт им. Таирова. — А. Ч.).
Среди антикваров — "Файнштейн (редкости), пер. Театральный, 8. Евгений Андреевич дает подробные сведения об одесских музеях: историческом, педагогическом (в доме Маразли по Софиевской улице), зоологическом (университет), Публичной библиотеке, библиотеке университета и большой частной библиотеке Бортневского по ул. Екатерининской в доме Маврокордато".

* * *
Рассказывая о коллекционерах Одессы, следует обязательно вспомнить Якова Абрамовича Перемена (1881-1960), который в декабре 1919 года сумел вывезти на пароходе "Руслан" из Одессы в Палестину (Эрец-Исраэль) обширную библиотеку и большую коллекцию живописи и графики одесских модернистов из Общества независимых художников (Гершенфельд, Фраерман, Нюренберг, Сандро Фазини (старший брат Ильи Ильфа) и другие), а также работы членов Товарищества южнорусских художников (Бродского, Заузе, Нааке, Феферкорна и других).
Он родился в религиозной семье, получил еврейское образование и диплом раввина. Был одним из организаторов еврейской самообороны ("Хагана") в Одессе, одесского отделения партии "Рабочие Сиона" ("Радикал Поалей Цион"), председателем ее ЦК. Став одним из меценатов Общества независимых художников, финансировал выставки и приобретал картины для своей коллекции. В настоящее время картины и рисунки из собрания Перемена хранятся у членов его семьи. В 2006 году в Музее русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных в Рамат-Гане (Израиль) состоялась большая выставка произведений художников из коллекции Якова Перемена. Был издан каталог этой выставки под названием "Одесские парижане". Выставка пользовалась большим успехом и вместо пяти экспонировалась восемь месяцев.

* * *
Имя Ильи Самойловича Зильберштейна (1905-1988) знает каждый одессит, интересующийся искусством. Его коллекция живописи и рисунка послужила основой Музея личных коллекций в Москве.
В каталоге "Западноевропейский рисунок и живопись из собрания доктора искусствоведения И.С. Зильберштейна" к выставке в Москве в 1973 году Илья Самойлович написал: "…с юных лет я был одержим любовью к литературе и к… изобразительному искусству… С семнадцатилетнего возраста я стал собирать рисунки наших художников, и в этом немалую роль сыграли… счастливые обстоятельства. 1921 год. Мой родной город Одесса — "благословенные края", по словам Пушкина. В свободное от школы время более всего привлекали меня лавки букинистов, конечно, чаще я занимался лишь осмотром книг, преимущественно по искусству, чем их покупкой, и этим, естественно, вызывал недовольство торговцев. И лишь один из них — Б.М. Ходоров — одаривал меня вниманием. Видимо, ему пришелся по душе мой интерес к книгам, и он разрешал знакомиться даже с дорогими изданиями по искусству, рассматривать помещенные в них репродукции…
А следующий, 1922 год, когда после окончания школы я поступил в Институт народного образования (б. филологический факультет Новороссийского университета), ознаменовался еще одним счастливым обстоятельством, окончательно закрепившим мою любовь к произведениям изобразительного искусства. В нескольких залах института размещалась собранная М.В. Брайкевичем (1874-1940) и подаренная им Новороссийскому университету превосходная коллекция картин и рисунков, исполненных художниками творческого содружества "Мир искусства". В Одессе я тогда бывал лишь в Археологическом музее. Поэтому впервые увиденные — к тому же превосходного качества — подлинники Серова, Левитана, Врубеля, Бенуа, Сомова, Добужинского, Бакста, Кустодиева, Лансере, Коровина произвели на меня огромное впечатление… Восхитительная коллекция "мирискусников", собранная Брайкевичем, так захватила меня, что я не переставал мечтать: стану взрослым — обязательно буду собирать рисунки… Вот так я заболел "болезнью", именуемой коллекционерством.
Настоящее собирательство не путь по проторенной дорожке, а непрерывные поиски, трата огромного количества времени, энергии, отказ от самого необходимого… Но всякие огорчения и неисчислимые переживания, связанные с собирательством, меркнут в памяти и порой начисто забываются, когда познаешь радость успеха".

Александр ЧАЦКИЙ.

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.