На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЕЛЕХ


В первой фразе главы сказано: "И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...". Остановимся на первом слове главы — ваелех (и пошел). На первый взгляд, кажется, что оно не несет дополнительной информации и только повторяет то, что мы уже знаем из предыдущих глав. Эти несколько глав представляют собой, по сути, прямую речь — обращение Моше ко всему народу Израиля. Почему же здесь, в самом начале, Тора вновь говорит — ваелех (пошел, чтобы сказать, начал говорить)?
Мидраш (составная часть Устной Торы, раскрывающая мировоззренческие пласты) сообщает: в этой главе говорится о том, что Моше обратился (пошел) к душам Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы доложить — он, их посланник, "успешно выполнил свою миссию".
Почему об этом надо было докладывать? Почему — им? Почему — именно в тот момент? По еврейскому закону, если тебя послали куда-то с конкретным заданием, ты обязан вернуться к пославшему тебя и отчитаться (как минимум, сделать это по телефону). Передавать свой отчет через кого-то не полагается. Дело в том, что посланник — глаза, уста и руки того, кто дал ему задание. Только он может ответить на все вопросы и, тем самым, помочь пославшему его продолжить начатое дело. Неважно, кому это будет поручено — ему же или другому человеку.
Чьим же посланником был Моше? Мидраш открывает нам, что Моше послали с определенной миссией праотцы еврейского народа — Авраам, Ицхак и Яаков. И вот почему. Авраам был не просто "первым евреем". Он был отцом нации. От него пошел весь еврейский народ. Он установил Брит (Союз) между Всевышним
и своими потомками, то есть — нами. Нет смысла в этом Союзе, если одна из сторон его нарушает. Моше всю свою жизнь стремился к тому, чтобы евреи были участниками этого Союза. И обеспечил его сохранность. В этом смысле он — посланник Авраама.
Ицхак подтвердил перед Творцом свою готовность хранить верность Союзу. Более того, он сумел выстоять, не нарушить завет, в самых тяжелых условиях. Даже во время страшной засухи, когда пришлось голодать, он не покинул Страну Израиля. Он продемонстрировал потомкам, что такое прочная связь с Эрец Исраэль. Но чего она стоила бы, если бы во времена Моше евреи отказались бы от завещанной им Всевышним земли? 40 лет шли евреи по пустыне. И вот теперь они стояли у границ Израиля. Моше привел их сюда. В этом смысле он — посланник Ицхака.
Яаков взял на себя выполнение наиважнейшей задачи. Он показал всему дому своему (12 сыновей, дочери, огромное хозяйство), что значит жить по-еврейски. А теперь Моше продемонстрировал это всему народу, потомкам Яакова. Он передал им Тору (Письменную и Устную) и тем самым утвердил еврейский образ жизни на все времена. В этом он был посланником Яакова и выполнил "задание".
Почему же Моше "доложил" о выполнении задания именно в тот момент, который описывается в нашей главе? В Торе написано: "И сказал им — сегодня мне исполняется 120 лет, не смогу больше входить в Мишкан (походный Храм) и выходить оттуда (чтобы сообщать вам законы Торы)...". То есть Моше знал, что миссия его на земле закончилась в тот день, и поэтому он должен был пойти и отчитаться перед теми, кто послал его. Но откуда он знал это?
Мидраш сообщает: Моше в тот момент почувствовал, что каналы его восприятия Мудрости Всевышнего перекрыты. Конечно, имеются в виду каналы его уровня. Ощущение, что миссия на земле завершена, — продолжает свои пояснения Мидраш, — великая милость Небес. Тогда человек входит в иной (будущий) мир в умиротворенном состоянии. Моше заслужил эту милость Небес.
Тут возникает еще один вопрос: как вообще мог Моше отчитаться перед Авраамом, Ицхаком и Яаковом? Не было пророка, подобного Моше, определяет Тора: "И не появлялся больше пророк (такого уровня), как Моше..." (34:10). Обычный человек не "ощущает" на себе влияние высших духовных миров. У пророка верхние этажи души (в духовных мирах) активно соединены с низшими, управляющими судьбой человека в нашем мире. Время от времени, находясь в нашем мире, он входит в состояние, которое позволяет ему осознавать различные этажи собственной души. В том числе — верхние. Моше отличался от всех пророков тем, что мог входить в это состояние в любой момент. Поэтому у него была возможность пойти (ваелех) к Аврааму, Ицхаку и Яакову и отчитаться перед ними. Его душа в высоких духовных слоях была в контакте с их душами, и он осознавал это…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.