На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

МАЛЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА


В начале сентября все прогрессивное население Украины дружно отмечает День предпринимателя. В этом году "красный день календаря" пришелся на 1 сентября. Это, наверное, символично — наш малый бизнес только начал вырастать из коротких штанишек и, образно говоря, пересаживается со школьной парты на студенческую скамью.
Немного цифр. По данным Главного регионального управления экономики, 260 тысяч жителей области, или каждый третий работающий, заняты в сфере малого бизнеса. За счет мелких предпринимателей, которые сами себя обеспечивают рабочими местами, уровень безработицы в нашем регионе остается одним из самых низких в Украине. Наибольший рост количества малых предприятий с начала года зафиксирован в Красноокнянском и Килийском районах области, а также в Измаиле. Самый низкий показатель — в Овидиопольском и Коминтерновском районах. Одесса занимает третье место в области по приросту количества субъектов малого бизнеса. Доля поступлений от малого бизнеса в сводный бюджет области составляет порядка 40 процентов, а в городской бюджет Одессы — более 55 процентов. Сегодня 22 процента промышленной продукции региона вырабатывается в Ильичевске, в основном — за счет малого и среднего бизнеса.
В каких отраслях предпочитают работать одесские предприниматели? Большее всего их работает в торговле — 29,1 процента; предоставляют услуги по операциям с недвижимостью, аренде, инжинирингу и услуги предпринимателям — 24,3 процента; в транспортной отрасли занято 9,2 процента, в производстве — 24,9 процента (в промышленности сосредоточено 11,3 процента, в строительстве — 8,7 процента, сельским хозяйством занимается 4,9 процента). По мнению специалистов, прирастать предпринимательство в регионах будет за счет сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. А пока у нас, в соответствии с мировыми тенденциями, большинство малых и средних предприятий занято торговлей.

* * *
За счет торговли кормятся 260 тысяч семей в Одесской области. Но не только кормятся, но и… борются. Новый оборот приняла борьба финансово-промышленной группы "Приморье" за Малиновский рынок. Земельный участок, на котором находится "Малиновский", ранее принадлежал Министерству обороны, а в 2002 году — был сдан на 2,5 года в аренду торговому дому "Приморье". Последний обязался перенести рынок, а на его месте построить квартиры для военных, однако это не было сделано. Между тем после окончания срока договора аренды "Приморье" продолжало брать арендную плату с предпринимателей. Последние обратились в суд, после чего земля была передана в муниципальную собственность. В 2005 году одесский горсовет принял решение о создании коммунального предприятия "Малиновский рынок". Отчаявшись получить его в свое распоряжение, руководство ФПГ решило "Малину"… застроить. Исполком одесского горсовета принял решение отдать территорию коммунального предприятия под строительство на ней жилого комплекса с оздоровительным центром.
Предприниматели не сдаются. Практически еженедельно они проводят акции протеста, и обратились за поддержкой к одесскому губернатору Ивану Плачкову.

* * *
Еще один рынок, вокруг которого в последнее время кипят страсти, — знаменитый на всю Украину промрынок "Авангард", или "Седьмой километр". Требования к рынку выплатить в городской бюджет 498 млн. грн. — якобы 25 процентов прибыли за семь лет работы рынка — заместитель директора предприятия Анатолий Берладин считает неправомерными. Поводом для иска стало письмо от 1988 г.: совхоз "Авангард" (Овидиопольский район области), одноименный кооператив, кооперативы "Промтоварный рынок" и "Ралли" просили у одесской мэрии выделить земельный участок на 7-м километре Овидиопольской дороги — под строительство рынка. Взамен обещалось перечислять 25 процентов прибыли в бюджет города. Однако авторы не учли, что эта земля не принадлежит областному центру. Только в 1994 г. Прилиманский сельский совет выделил 4 га земли под создание рынка. Его построило ООО "Промтоварный рынок "Авангард".
По словам А. Берладина, финансовые обязательства рынка перед Одессой не наступили, потому что город не выделил предприятию землю. Кроме того, за 20 лет рынок не заработал 498 млн. грн. По уверению руководителя, на счетах предприятия ежедневно "ходит" 500-700 тыс. грн., необходимые для обеспечения деятельности рынка. Если счета арестуют, он закроется, и без работы останутся 60 тысяч одесситов, обеспечивающих торговлю на "Седьмом километре".

* * *
Но довольно о рынках. В конце концов, это мелочь по сравнению с глобальными вопросами, волнующими лучшие экономические умы станы. Например, с госбюджетом на 2008 год, подготовка проекта которого уже началась. По заверению пока еще министра экономики Украины Анатолия Кинаха, этот документ уже готов на 70 процентов. Бывший лидер всех отечественных промышленников и предпринимателей посетовал, что правительству не удалось создать проект бюджета на базе нового налогового кодекса, поскольку тот не был принят.
И доработать бюджет в парламенте с учетом положений нового кодекса будет невозможно — после принятия кодекса и до начала формирования бюджета должно пройти не меньше 6 месяцев.
Кинах также отметил, что в проекте бюджета-2008 акцент будет сделан на усиление инновационной составляющей и обновлении и модернизации экономики. "Бюджет будет направлен не на потребление, а на развитие экономики", — утверждает министр.
Ну, что касается развития экономики, то это нам каждый год при подготовке бюджета обещают. А потом оказывается, что благие намерения пали жертвами конъюнктурных мотивов. Особенно, когда проект бюджета готовится в преддверии выборов.

* * *
Выполнение бюджета страны, в частности — социальных программ, правительство связывает с приватизацией. По крайней мере, этим мотивируется выставление на торги таких крупных предприятий, как "Укртелеком" и Одесский припортовый завод. Пока удалось "толкнуть" только "Криворожсталь". Глобальная акция по приватизации нашего припортового завода все время откладывается. И уверенности в том, что его надо продавать, ни у кого нет. Во-первых, непонятно, что выгоднее: единоразовое поступление в бюджет денег от продажи предприятия или стабильные ежегодные отчисления 50-ти процентов от его прибыли (это не считая налогов). Во-вторых, серьезные сомнения вызывает, будет ли новый владелец уделять должное внимание безопасности производства. Ведь если произойдет утечка аммиака, Югу Украины будет грозить новый Чернобыль.
Но пока западные супергиганты в очередь за нашим припортовым не стоят. И по прогнозам главы ФГИУ Валентины Семенюк, в конкурсе, который все-таки ожидается, примут участие всего семь-восемь предприятий: наши и российские.

* * *
Еще одно одесское предприятие, за которым уже много лет никто не стоит в очереди, но которое с маниакальным упорством Фонд госимущества уже три десятка раз пытался продать через биржу, — ОАО "Завод радиально-сверлильных станков". 890 тыс. 428 ценных бумаг "Радиалки" продаются одним лотом. Казалось бы, давно пора сменить способ приватизации, ну, хотя бы на конкурс или денежный аукцион. Но… упорство руководства фонда необъяснимо.

* * *
И последнее. Президент Украины Виктор Ющенко пресек создание концерна "Укрморпорт". Напомним, приход в кресло министра транспорта Николая Рудьковского ознаменовался рядом скандалов и кадровых перемещений. Первой жертвой пал начальник Ильичевского порта. Затем наступила очередь президента Дунайского пароходства Петра Суворова: руководить пароходством министр поставил Валерия Саливона, представителя "луганского клана".
"При всем уважении к луганчанам, я не видел в Луганске моряков. А 12 луганских моряков приехали руководить Дунайским пароходством, отстранив настоящих специалистов", — прокомментировал это назначение в ходе недавней интернет-конференции депутат одесского облсовета, второй номер в предвыборных списках Блока Литвина Сергей Гриневецкий.
Затем настал черед начальника Одесского порта — Николая Павлюка. Но эта фигура оказалась Н. Рудьковскому не по зубам... Однако департамент морского и речного транспорта затормозил все проекты по развитию порта, и Н. Павлюк был вынужден обратиться в Кабмин, чтобы вопросы развития порта передали в Минэкономики.
Потому приказ Кабмина о создании концерна "Укрморпорт", фактически выводящий порты из-под управления министерства, портовики восприняли с энтузиазмом — в надежде, что наконец-то прекратится беспредел Минтранса. Но радость была преждевременной: Президент, закономерно усмотрев дублирование функций департамента морского и речного транспорта "Укрморпортом", посчитал, что такое объединение не нужно, что создание такого концерна ведет к ослаблению контроля государства над деятельностью морских торговых портов.
"Если говорить объективно, то нам необходим орган, который бы профессионально управлял отраслью, — говорит Н. Павлюк. — Потому что Минтранс сегодня реально не руководит портами, если не считать за таковое непонятную кадровую политику со снятием и назначением начальников портов. Отрасль фактически брошена на самотек. Вспомнить хотя бы последнее заявление министра Николая Рудьковского, которое он сделал в Одессе, о том, что Одесский порт не нужен, и что все грузы надо перевести
в Ильичевск…"

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.