На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НАШИ В «КВАРТЕТЕ И»


Человечески страсти похожи на стеклышки в калейдоскопе. Четыре молодых человека поворачивают его то так, то сяк, чтобы мы поняли — от великого до смешного один... спектакль.

Как известно, новые театры создаются так: основоположники договариваются где-нибудь в ресторане, набирают труппу, показывают первые спектакли под свист и улюлюканье, затем год за годом ведут труппу к застою и становятся классиками.
Основоположникам комического театра "Квартет И" не нужно было совершать специальную вылазку в ресторан. За время студенчества в ГИТИСе, в 1988-93 годах, такие вылазки совершались регулярно, правда, скорее, в забегаловки. Не знаю уж, в какой из них у группы выпускников, стоящих вплотную перед проблемой распределения или самоопределения, родилась отчаянная нелепая мысль: трудоустроиться в свой театр. Которого, естественно, нет.
А нет, значит, надо создавать. И что? Создали.
Вот они, отцы-основатели: актеры Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин. И режиссер Сергей Петрейков. Первые два — одесситы.
Начинается спектакль "День радио". Популярное "Как бы радио" готовит к запуску грандиозный марафон в поддержку наших туристов в Конго. За 15 минут до начала выясняется, что на эту животрепещущую тему проводит марафон станция-конкурент. Что делать?
В лихорадочном бреду сочиняют: в Японском море тонет паром с редчайшими исчезающими животными. Пока ведущие излагают "как бы новости", креативщики сочиняют немыслимые названия животных и готовят подвыпившего электрика к роли комментатора-зоолога...
А пока они выкручиваются из собственноручно сплетенной паутины, можно познакомиться поближе с одесскими авторами этого и другого спектаклей. Именно с авторами, потому что почти все сценарии сочиняют они сами. Материал берут "из воздуха", из собственной жизни, так что иногда их близкие даже обижаются.
А принцип театра "Квартет И" — импровизация, то есть актеры могут на сцене нести чушь, если, конечно, она — в тему.
Итак, Леонид Барац: "При росте в 1 м 66 см выглядит на 1 м 67. Целых десять лет ходил в школу и столько же — из школы. Автор знаменитой репризы, когда в банк забегает человек в маске и кричит: "Всем лежать, это изнасилование!". От авторства "Чайки" всячески открещивается. Живет в веках. А именно, в 20-м и 21-м".
Ростислав Хаит: "За первые два года жизни не сделал ничего полезного для человечества, считает это лучшим временем своей жизни. В 1978 году пошел в школу, о чем жалеет до сих пор. Начал лысеть в 91-м, закончил в 99-м. Один из самых успешных людей в мире, носящих имя и фамилию Ростислав Хаит".
О какой школе речь? Об одесской 119-й, где они вместе учились. В свободное от уроков время, а иногда и вместо них, играли в футбол. Старший брат Ростислава Евгений организовал ШТЭМ (школьный театр эстрадных миниатюр). Юные дарования познали в нем первую славу. А вылетев из гнезда одесского, поступили на эстрадное отделение ГИТИСа. Там обнаружилась востребованность одесского юмора в авторской интерпретации Лени и Славы. Да и свои репризы у них получались на славу. Эстрадное обозрение "Это только штампы" пародировало "перлы" шоу-бизнеса и стало первым спектаклем театра.
А радиошоу в разгаре. Креативщики монтируют как бы интервью с известной защитницей животных Бриджит Бардо, используя только два французских слова — "спасибо" и "да". Секретарша угощает всех пирожками, которые тетя прислала ей из Одессы сравнительно недавно, но достаточно давно, чтобы ведущие начали испытывать адские боли в желудке. Официальное радио сообщает, что военные высылают за гибнущими животными крейсер. Программный директор от отчаяния на грани безумия...
Сказать, что на первых порах ребятам пришлось туго — значит, ничего не сказать. Они сочиняли, репетировали, мастерили костюмы и декорации, стирали-гладили, расклеивали по городу афиши. Нашли приют в ДК им. Зуева — сооружении эпохи взлета конструктивизма, подстать тем безумным идеям, которые рождались у актеров. Премьера спектакля "Ля комедия" прошла на ура. Мольеровский текст был очищен от анахронизмов и "цеплял" новую реальность, актеры избавлены от париков и камзолов. Зрители, уставшие от хохота, дома собирались с силами и снова приходили, потому что принцип импровизации работал. Потом были "Актерские игры", "Клуб комедии". "День радио" стал настолько популярным, что пришлось делать "День выборов".
А все-таки, почему название театра не просто "Квартет", а "Квартет И"? Потому что в спектаклях вместе с "фундаторами" выступают популярные актеры, ди-джеи, музыканты, телезвезды: Нона Гришаева (тоже одесситка), Валдис Пельш, Максим Виторган, Евгений Стычкин, Амалия, Павел Майков, Андрей Макаревич, Гарик Сукачев, Николай Фоменко, Ксения Алферова, Михаил Полицеймако и другие.
В "капустные" импровизации охотно включаются Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, артисты "Сатирикона", Театра им. Вахтангова, Театра сатиры, студенты театральных вузов.
Шоу "Как бы радио" продолжается. Весь вечер в эфире — Алексей Кортнев и "Несчастный случай". Вернее, они пародируют выступления рок-музыкантов, попсового солиста, украинский фолк-рок, тюремный шансон... А обезумевшие в ожидании скандала (как может крейсер найти несуществующих животных?) креативщики узнают от дяди-адмирала, что крейсер "как бы вышел", потому что еще три года назад его обменяли на 12 японских автомобилей... "Какбырадийщики" торжествуют.
Комическим, впрочем, театр можно назвать условно. Спектакль "Быстрее, чем кролики" начинается тоже под неумолчный смех, но действие разворачивается по неожиданному сценарию. Фарс перерастает в трагикомедию, а затем и вовсе — в трагедию. Зрители расходятся в молчании, осмысливая глубинное содержание сюжета.
Кстати, театр, насколько мне пришлось убедиться, нашел своего зрителя. Это люди примерно 25-40 лет, то есть уже состоявшиеся, с довольно высоким уровнем образования. Думаю, в их возрасте и положении юношеские тусовки — в прошлом, академические театры зачастую не привлекательны из-за репертуара (говорят, по Москве "летают" почти тридцать чеховских "Чаек").
В театре "Квартет И" — всегда новизна, отклик на происходящие события, раскованность, юмор без пошлости. Так что, аншлаги вполне понятны.
Успех спектаклей во многом объясняется тем, что их герои мучаются проблемами сегодняшней жизни и говорят современным языком. Придя к такому выводу, труппа решила: нужно помогать молодым драматургам и режиссерам. Первый опыт продюсирования вызвал огромный интерес. Пьесу Ксении Драгунской поставила Ольга Субботина. Это психологически сложная история любовного треугольника, где переплетаются страсти актерские и подлинные. Я видела спектакль "Проявления Любви" в исполнении Ирины Рахмановой, Павла Майкова и Евгения Стычкина. Воистину — они играли с молодой страстностью.
Энтузиазм и юмор у труппы неистощимы. Они преуспевают в организации различных праздников, корпоративных вечеринок, шоу. Их приглашают весьма солидные фирмы, банки, издательские дома. Так возникло Агентство развлечений "Квартет А".
— Ерунда, что маленький театр не может выжить, — сказал в нашей беседе Леонид Барац. — Просто нужно очень хотеть и делать для этого все и даже больше.

Вероника КОВАЛЬ,
Одесса — Москва.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.