На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Лавка древностей» Александра Блещунова


Музей личных коллекций имени Александра Блещунова — одно из самых посещаемых в Одессе мест. Элегантно-неброский двухэтажный дом № 19 по Польской улице — памятник архитектуры 1832 года, создание зодчего Боффо.

— Александр Владимирович — лицо истинно одесской национальности, — улыбается директор музея Светлана Остапова. — Он на четверть русский, на четверть украинец, на четверть француз и на четверть еврей… Биография его таит в себе множество загадок, первое издание воспоминаний о нем уже пора дополнять, на этом настаивают люди, знавшие его и готовые предоставить свои рукописи. Блещунов мечтал совершить восхождение в Гималаи, но ему не суждено было осуществить эту мечту. Сегодня его ученик, Виталий Томчик, возвращаясь из очередной гималайской экспедиции, обязательно восклицает: "Если бы Босс знал, что нам это удалось!..".
В любой стране мира мы можем назвать имя Блещунова, и всегда найдется кто-то, кто на него откликнется: знал его, слышал о нем, был выведен им в люди... Неисчерпаемая личность, таких людей совсем не так много. В его доме готовили истинных ценителей искусства, давая гостям подержать
в руках уникальную чашку, полистать раритетный альбом гравюр. Он нянчился с молодыми художниками — мы продолжаем делать их выставки. Он заложил традицию выставок по итогам путешествий.
В мемориальной комнате Блещунова представлены произведения, которые были особенно дороги хозяину. Среди них портрет его бабушки Франсуазы Драбкиной, урожденной Дюрю, датированный 1873 годом.
Александр Владимирович в 1936 году был одним из создателей секции альпинизма в Одессе, организатором и руководителем экспедиций в Крым, Карпаты, на Кавказ и Памир. Именно в этой комнате разрабатывались маршруты восхождений. Сегодня здесь находится часть альпинистского снаряжения 30-50-х годов, а рядом в витрине хранятся боевые и спортивные награды Блещунова. В гости к Блещунову приходили отнюдь не только спортсмены. Артисты, художники, поэты и ученые любили этот дом, где двери всегда были открыты для друзей и единомышленников. В музее представлены многие предметы, появившиеся у хозяина как подарки гостей. Например, работы известных одесских художников конца ХIХ — начала ХХ века: Кириака Костанди, Тита Дворникова, Евгения Буковецкого, Теофила Фраермана. Ученики-альпинисты приносили Блещунову экспонаты, связанные с историей Одессы: книги, путеводители, старые фотографии, документы, личные вещи известных одесситов.
Среди культовых предметов меньше всего относящихся к иудаике, ибо иудеи, как правило, не расстаются с такими вещами…
Самые экзотические экспонаты ждут зрителя в зале, посвященном буддийскому Востоку, и среди них единственная в Украине китайская ширма коромандельского лака.
В 1989 году Александр Владимирович подарил свое собрание городу и остался здесь заведующим. Первое время это был филиал Одесского музея западного и восточного искусства. В бывших комнатах обычной одесской коммуналки все собранные хозяином диковинные вещи смотрятся совсем не так, как в дворцовых музейных залах, где невозможно создать камерную, домашнюю атмосферу.
Мне кажется, что основная задача современных музейных работников состоит в том, чтобы добиться позитивного восприятия слова музей, чтобы оно не навевало скуку! Люди, приходящие в музей, не являются участниками событий, отраженных в музейных материалах. Уже это снижает интерес. Зрители пассивно потребляют информацию о давно ушедших людях и их делах, — а надо помочь зрителям проявить активность! И это в музее, где по определению нельзя ни к чему прикасаться — листать старинные книги, например. Сегодня музейный мир как раз и трудится над этим, ищет пути и способы преодоления состояния пассивности. Нам, в свою очередь, наскучило поведение зрителей, обходящих залы, читающих этикетки, иногда сличающих надпись на этикетке с экспонатом. И не более того…
— То есть "нужны новые формы"… Например, ночной праздник в музее, который вам всегда так удается?
— Идея принадлежит не нам, она пришла из Европы — в Берлине давно проводится так называемая "Длинная ночь музеев". Каждый год 29 января уже около двадцати лет эта акция является звеном культурного туризма. На эту ночь съезжаются отовсюду. Те ночи, которые проводили мы, проходили в рамках Всеевропейской акции "Весна музеев". Инициаторами были парижские музеи, потом активно подключились российские музейщики, и потихонечку начали подтягиваться украинские. В первый раз "Ночь в музее" проводили только два украинских музея, наш и винницкий. Через год присоединились несколько киевских музеев и один днепропетровский. А в третий раз — многие музеи Украины, но, к сожалению, мы не участвовали, с финансированием никто не помог. Тем не менее, я считаю, что прошлогоднее участие в акции было для нас очень успешным, так как именно тогда мы сформулировали миссию нашего музея.
— И какова же формулировка?
— В советские и постсоветские времена миссия была общей для всех музеев: сохранять, популяризировать, изучать… А теперь каждый музей должен понять, чем именно он может быть интересен своему городу, своим разновозрастным посетителям. Наша формула: "Музей — пространство для жизни". Хотя наш музей очень маленький, залы крошечные, но жить здесь можно. Здесь имеется пространство для творчества, познания.
Поэтому когда мы сталкиваемся с непониманием городских властей, которые призваны помогать музею, становится очень обидно. Уж коли вы взяли под свое крыло этот уникальный в масштабах Украины музей, сделали его муниципальным, нужно помочь — нам тесно в этих стенах.
— Но ведь вы не готовы освободить свое помещение и переехать в другое, никак не связанное с Блещуновым?
— Разумеется, нет. Над нашими залами находится пустующая квартира, куда вполне можно было бы перенести из подвала экспонаты, если бы она принадлежала нам. Нам уже предлагали переселить музей "в какой-то другой дом, если чьим-то интересам он помешает". Я категорически против подобного решения проблемы. Существуют в нашем городе знаковые места, которые должны быть сохранены в любом случае. Этот дом, который знают во всем мире, сохранит свой адрес: Польская, 19.
У каждого учреждения культуры есть особый период активности, когда все ладится, все получается. Мне кажется, мы находимся именно в таком счастливом периоде — так помогите нам не захиреть, не увязнуть в трясине! Мы не можем самостоятельно решить проблему со вторым этажом, а она нас душит, давит… В музее работает пять сотрудников, необходимо принять на работу шестого, но стол для него поставить негде, каждый миллиметр рассчитан. Это неправильно, ненормально.
— Что за пустующая квартира находится над залами?
— Квартира принадлежит частному владельцу, который расселил коммуналку. Владелец уплатил за нее 95 тысяч долларов, теперь она стоит, по крайней мере, в два раза дороже.
И он готов продать квартиру. Вот что бы городу выкупить ее и присоединить к музею?
А планов у нас громадье. Мы участвуем в совместном украино-нидерландском проекте по подготовке тренеров по музейному менеджменту. Мы находимся в партнерских отношениях с Киевским отделением Британского совета, там сейчас ведутся переговоры о проведении семинара на базе нашего музея по одной из трех тем ("Проектная деятельность", "Культурный туризм", "Творческая индустрия"). Великобритания — пионер во всем, что касается творческой индустрии, ведь свои депрессивные районы, возникшие на месте бывших угольных шахт, они подняли и сделали успешными именно таким образом.
На базе нашего музея можно провести цикл семинаров, но где собирать людей? В выставочном зале? Есть у нас идея создать при музее клуб путешественников, который работал бы в ночное время. Сейчас путешествуют очень многие, и люди хотели бы делиться впечатлениями, показывать свои трофеи. Где как не у нас это делать, если основоположником музея был путешественник? Людям, желающим проводить досуг с пользой, в интеллектуальном общении, места сегодня в городе нет.

Карина РАУХ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.