На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕИ В МИРЕ

Китайские евреи. Еврейские китайцы…


«ПОТЕРЯННЫЕ» ЕВРЕИ

Примерно тысяча евреев попали в Китай еще в X-XI веках. Евреи приобрели кусок земли в городе Кайфын и построили синагогу, простоявшую почти 700 лет. Китай предоставил им возможность спокойно жить, поскольку об антисемитизме в этой стране и не слыхивали. Евреи занимались торговлей и были очень богаты. Согласно легенде, император династии Сун даровал им собственную фамилию и фамилии шести своих министров, которые использовались столетиями. Об истории этой первой общины рассказывают каменные стелы, хранящиеся в городском музее.
К XVII веку евреи занимали видные посты в китайских учреждениях. Но к середине XIX века они полностью ассимилировались. В наши дни только около 300 человек хоть как-то ассоциируют себя с евреями. Впрочем, они выглядят как китайцы, и еврейской общины как таковой в Кайфыне нет. Вообще нет ничего, кроме памяти. Одному современному молодому человеку, Ши Лэю, отец часто повторял: "Ты еврей". Что это такое, сын толком не знал, но решил узнать: читал все, что мог достать, о культуре, об истории еврейского народа, и благодаря счастливому стечению обстоятельств окончил курс в Бар-Иланском университете.

СВОБОДНЫЙ ХАРБИН

Основная масса евреев появилась в Китае уже после 1896 года — года заключения договора между Китаем и Россией о постройке Восточно-Китайской железной дороги. Это были врачи, юристы, музыканты, инженеры, коммерсанты, много сделавшие для процветания Манчжурии. Тем, кто победнее, удавалось поднять и собственное благосостояние. В 1903 году в Китае возникла еврейская община. После погромов на Юге России оттуда бежало много народу. В 1914 году и после революции 1917 года евреи снова потянулись из России в Китай. Самая большая еврейская община возникла тогда в Харбине — 25 тысяч человек. Издавались газеты, открылись еврейские больницы и школы, появились сионистские организации. Власти были заинтересованы в развитии коммерческой инициативы и не притесняли евреев. До 1930-х годов в Китае шла интенсивная культурная жизнь и русской, и еврейской общин. На гастроли приезжали известные артисты, преподавание в школах велось на высоком уровне. Основным языком евреев был русский.

«ПОРТ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ»

Во время японской оккупации экономическая ситуация сильно ухудшилась. Эмигрантской культурной жизни был нанесен удар. Японцы не приняли Нюрнбергских законов, зато в среде живших в Китае "правых" русских эмигрантов активизировались профашистские настроения.
В марте 1938 года Австрия была аннексирована фашистской Германией. Нацисты делали все возможное, чтобы выслать евреев. Для этого требовалось только наличие выездных виз и свидетельств об оплате расходов по переезду, однако евреев никто не хотел принимать. Генеральный же консул Китайской Республики в Австрии Фэн Шан Хо выдал несколько тысяч виз на въезд в свою страну всем евреям, пожелавшим туда перебраться. Он скончался в США в 1997 году, так и не узнав о судьбах тех, кого спас. Лишь в 2001 году Фэн Шан Хо был признан Праведником мира.
В 1942 году в Шанхай из Японии прибыл руководитель отделения гестапо полковник Йозеф Мейсингер и предложил властям приступить к "окончательному решению еврейского вопроса". Однако общая точка зрения на этот "вопрос" так и не была выработана, японские власти только создали особый район для проживания "беспаспортных беженцев".
С 1933 по 1941 год в Шанхай приехало около 20 тысяч беженцев из стран Европы. Другими словами, Китай спас больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия и Индия вместе взятые! Название города, слово Шанхай, в анналах Катастрофы европейского еврейства стало синонимом слова спасение.

ЗАКАТ ЭПОХИ

Когда в 1945 году в Китай пришла Красная Армия, начались грабежи. На улице нельзя было появиться с часами на руке. Вас останавливал какой-нибудь военный, спрашивал про время. Потом: "Какие у вас красивые часы, посмотреть можно?" — и клал часы себе в карман. Попробуй возрази ему! Жаловаться было некому. Выбирали богатую квартиру, к дверям подгоняли грузовик, и солдаты спокойно принимались выносить вещи. Если соседи звонили в комендатуру, то оттуда приезжали и останавливались на углу — в ожидании, пока грабители закончат свое дело. Китайцы, прежде относившиеся к "белым людям" вполне дружелюбно, переменили точку зрения. Все сионистские организации были моментально закрыты, начались репрессии…
В 1949 году в связи с образованием Китайской Народной Республики началась массовая эмиграция евреев из Китая. Конечно, кое-кто все-таки остался, но только до начала "культурной революции". Тех же, кто сразу приехал в Израиль, разместили в лагерях.
В 1951 году в целях взаимопомощи была основана ассоциация выходцев из Китая. Среди ее активистов большую роль играл Теодор Кауфман; сегодня он — председатель ассоциации. В ту пору беженцам очень помогли соплеменники из Америки и Австралии. У ассоциации появились клубы в разных городах Израиля. Объединения евреев — выходцев из Китая и сейчас существуют в США и Австралии, они по-прежнему поддерживают связь со своими израильскими единоверцами.

ОБЩИЕ КОРНИ

Журнал ассоциации выходцев из Китая (он появился в 1954 году) выходит на русском, английском и иврите. По-русски читает старшее поколение, воспитанное на русской культуре. Второе же и третье поколения, уроженцы Израиля, читают только на иврите. Кое-кто владеет китайским. Но это редкость. Существует "Общество дружбы Израиль — Китай", оно тоже издает свой журнал. У ассоциации имеется денежный фонд, созданный за счет пожертвований. Фонд выделяет деньги на стипендии учащимся. В каждом клубе есть библиотека, в клубы приезжают гости из разных стран, там читаются лекции, отмечаются памятные даты и праздники.
Общие корни — по этому принципу, в основном, вступают в ассоциацию. В свое время в Израиль из Китая приехала по-настоящему сплоченная еврейская община; чувство единства дети и внуки тех, кто совершил тогда алию, испытывают и сегодня. Сейчас в ассоциации 500 семей, живущих по всей стране. Это люди нескольких поколений. Средний возраст активных деятелей — 55-65 лет; они — "поколение продолжения": те, кто родился в Китае, но приехал в Израиль в детском возрасте. Язык общения прежде был русский, ныне — иврит.

Светлана БЛОМБЕРГ,
"Лехаим" (www.lechaim.ru).

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.