На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Психологический ликбез от червячка-мозгокопателя

Лекция пятнадцатая: манипулирование


Чем больше изучаю вас, тем больше убеждаюсь, что вы, двуногие, слишком легко поддаетесь влиянию. Уверен, стоит мне только захотеть, и я захвачу всю власть в этом мире в свои руки. Только вот беда — рук-то у меня нет… Но не радуйтесь преждевременно, всякая полезная вещь, у которой нет хозяина, рано или поздно становится предметом чьих-нибудь вожделенных помыслов. Власть исключения не составит, а потому пока не появился кто-то, обладающий полным набором конечностей и большим запасом честолюбия в придачу, спешу прочитать следующую лекцию.

Для начала позвольте задать вам один до безобразия банальный вопрос: как вы думаете, чем человек отличается от обезьяны?
Что-что? Тем, что догадался использовать палку-копалку как орудие труда? Тем, что не сидит на пальмах, как остальные мартышки? Тем, что знает алфавит и умеет писать?
А вот и нет! Ведь сами наверняка знаете, что некоторые исследователи обучают человекоподобных понимать буквы — и не без успеха. Ну а кое-какие (особенно — малолетние) представители homo sapiens с радостью взбираются на пальмы или — за неимением оных — на прочие древесные породы и вполне органично сливаются с окружающей их средой. Нет, вовсе не умение использовать палку-копалку отличает человека от животных. Отличает его то, что он — единственный, кто догадался использовать… себе подобных.
Только вот незадача: люди — создания капризные, они гораздо капризнее старых садовых ножниц или новой кофеварки. (Причуды незаточенных ножниц или блажь кофеварки по сравнению с человеческими — всего лишь мелочи, не стоящие пристального внимания.) Люди, видите ли, не просто капризничают — они желают знать, для чего и как будут использованы. А иногда даже способны сопротивляться чужой воле, затрудняя тем самым использование. Вот и приходится их убеждать. Убеждать старательно и умело, так, чтоб неясно было, то ли это манипулятор своей цели добивается, то ли в человеке само по себе пробудилось желание оказать последнему помощь. Ну а поскольку вы хоть и вредные, но все-таки мои ученики, я решил вооружить вас против такого воздействия, рассказав об основных видах, способах и приемах манипуляции. Но учтите: я даю в ваши неразумные руки это оружие, надеясь на то, что вы станете использовать его как средство самозащиты, но не нападения. Итак, приступим.
Манипуляторы бывают разными, и от того, какой из них на вас воздействует, зависит и метод этого воздействия. Так, манипулятор активный и методы для управления выбирает активные. Он может угрожать, заставлять, шантажировать объект. До тех пор, пока тот не признает, что лучше покориться.
Но не надейтесь, что встреча с манипулятором пассивным приятнее, нежели с активным. Будьте уверены, он не оставит вас в покое, пока не добьется своего. А добиваться он будет, демонстрируя свою слабость, нарочно преуменьшая свои возможности. Он ни за что не признает, что способен самостоятельно справиться с проблемой. Ну разве сможете вы оставить его, такого беззащитного, лицом к лицу с неразрешимым вопросом? Неужели не окажете дружеской поддержки? Ну и что с того, что человек, взывающий о помощи, предстанет перед вами в невыгодном свете? Не сомневайтесь, пассивный манипулятор комплексом неполноценности не страдает. Ведь он благодаря своей находчивости и смекалке подчинил весь мир своим желаниям. К тому же, если активному манипулятору можно противостоять как минимум из упрямства, то для противостояния пассивному типу нужно обладать хорошо натренированной силой воли. Согласитесь, как бы там ни было, а коварная совесть всегда шепнет, что нельзя бросать друга в беде…
К сожалению, двумя названными типами ряды манипуляторов не ограничиваются. Существует еще и соревнующийся манипулятор. Он отличается тем, что воспринимает жизнь как игру. Этакую беговую дорожку или плацдарм для соревнований. Он постоянно бросает вам вызов ("А сможешь?", "Что, слабо?" и т. д.) и не позволяет выйти из игры. Только вот разница между игрой и жизнью все-таки есть, причем значительная. И если в первой потери исчерпываются шишками и плохим настроением, в жизни они гораздо существеннее.
Совсем другая тактика у манипулятора безразличного — он предпочитает отстраниться от дела, демонстрирует, что оно "ну ни чуточки" его не интересует. Также он старается показать, как обижен вами. Но не верьте тому, что видите: манипулятор всего лишь играет в безразличие, а на деле ждет, когда же вы уступите.
Да, манипуляторов в этом мире немало. Удивительно даже, откуда они все берутся. Впрочем, как вы уже знаете, из ниоткуда ничего не появляется. Вы наверняка не раз видели, как малолетнее чадо, весьма симпатичное, можно даже сказать — ангельской наружности, возжелав в магазине особо дорогую игрушку, мгновенно превращается в нечто визжащее, напоминающее одновременно противоугонную сигнализацию, несмазанные скрипящие качели и включенную бормашину из стоматологического кабинета 1960-х. Безгранична наивность тех, кто думает, что причина такого поведения — огорчение из-за отказа мамы купить игрушку. Вовсе нет. Предприимчивый малыш давно уже сообразил: если правильно себя вести, родитель может изменить первоначальную точку зрения и пойти на убытки. Еще бы, ведь не всякий способен вытерпеть воздействие столь мощной звуковой волны! В отличие от взрослых, дети быстро учатся использовать на практике приобретенные знания. Пожалуй, манипулирование — единственная наука, который вы, люди, овладеваете так рано и так качественно… Так что будь осторожен, о сердобольный родитель, помни: если ты воспринимаешь детский крик как очень веский аргумент, то в итоге воспитываешь потенциального манипулятора. К тому же, чем чаще истерики помогают ребенку добиться своего, тем чаще у него возникает соблазн использовать их для достижения цели. А потому будет гораздо лучше, если чаду достанется не на игрушку, а "на орехи" (вы, кажется, так говорите?).
Впрочем, необязательно затевать ссору с малолетним вымогателем. Психологи рекомендуют игнорировать мнение манипулятора, если он излагает его на повышенных тонах. И вправду, вопить можно пять, десять, в отдельных случаях — пятнадцать минут, не больше. Потом устанешь, охрипнешь, да и надоест рано или поздно. Вот и приходится затихнуть и, гордо шмыгнув носом, ненавидя все человечество (а особенно — взрослых), клеймя про себя жадность как страшнейший людской порок, взять маму за руку и идти домой.
Впрочем, не только ребенок пытается вами манипулировать. Смиритесь — манипуляции ежедневно присутствуют в вашей жизни. К примеру, на ваши действия влияет обыкновенная реклама. Причем зачастую влияет она исподтишка. Вспомните, как часто создатели рекламы не рассказывают о качествах продукта, а изображают в привлекательном свете тех, кто этот продукт употребляет. Интересно, почему все "телерекламные" домохозяйки, которые кормят пухленьких миловидных детишек, посыпают специальными приправами супы и стирают самым лучшим в мире порошком платья и рубашки, — так вот, все они без исключения выглядят, как модели (т. е. тощие, но красивые)? Почему их мужья всегда обладают чувством юмора, умом, находчивостью и престижной работой? Почему взаимоотношения между героями всегда красивы и полны терпения и взаимной любви? И почему вы, потребители, увидев все вышеописанное, делаете вывод о качестве рекламируемого стирального порошка и о необходимости его приобрести? Для меня, как для исследователя загадочной человеческой психики, эти вопросы остаются загадкой. Я, конечно, готов поверить в то, что вы стремитесь к описанной выше красоте отношений и надеетесь, что приобретенный продукт приблизит вас к идеалу. Однако стоит мне представить, как пухленькие личинки и обаятельные червяки предлагают мне обменять любимые яблоки на стиральный порошок или новую жвачку, как я убеждаюсь, что понять человеческую психику невозможно.
Однако есть оптимисты, которые верят в обратное, и не просто верят, а пытаются анализировать способы влияния рекламы на людей. Они даже сумели выделить основные мотивы, к которым обращается реклама. Именно эти исследователи рассказали о существовании мотива исключительности. Впрочем, выделить его не составит труда и для вас. Вы, должно быть, не раз встречались с рекламой, в которой утверждается: человек, пользующийся данным предметом, — особенный, а следовательно, стоит только приобрести данный предмет, как сразу станешь исключительным. Не таким, как все. Рекламировать таким образом можно все, что угодно: от дорогой одежды до банального сока. Не менее широкий спектр товаров рекламируют, используя другой мотив — мотив здоровья. Еще бы! Ведь об очень многих продуктах можно сказать, что они приносят пользу здоровью человека. Думаю, вы сможете выделить также мотив патриотизма. Используют его не так часто, как предыдущие два, ведь мотив, согласитесь, специфический, и с его помощью непросто разрекламировать "Кока-колу". Однако в области политической рекламы он все-таки незаменим.
Но и это еще не все. Существует также мотив красоты. Что ни говори, а красивыми хотят быть все. Причем хотеть этого начинают примерно с того же возраста, что и пытаться манипулировать, то есть очень рано…
Специалисты в сфере рекламы используют и другие человеческие стремления. Например, тягу к новизне и переменам. Именно потому производители все время изменяют то дизайн упаковки, то ее цветовую гамму, то логотип компании… Хоть и мелочь, а для потребителя — приятная.
Впрочем, не всегда чувства, которые несет реклама в массы, бывают позитивными. Кое-кто из создателей рекламы использует мотив страха, изображая те неприятности, которые будут подстерегать человека, не использующего рекламируемый товар. Вспомните, как похож на средневековую камеру пыток кабинет стоматолога в телевизионных роликах, рекламирующих зубные пасты…
Если можно использовать в своих целях чувства окружающих, то почему бы не использовать удачно сложившиеся обстоятельства? Если фирма, выпускающая товар, была основана пару сотен лет назад, это значительно увеличивает ее авторитет среди потребителей. Еще бы! За такую уйму времени можно было научиться выпускать более-менее достойную продукцию.
…Да, обилие средств поражает. Тем более что цель, в общем-то, одна — заставить вас потратить деньги. А между тем скорее наша лекция исчерпает все свое время, нежели создатели рекламной продукции исчерпают свое воображение. Потому спешу откланяться.
Ваш червячок-мозгокопатель.

Вика ВОДЯНАЯ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.