На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Возделывать свой сад…»


Эта строчка из Вольтера вспомнилась мне после просмотра лирической комедии живого классика мирового кинематографа Отара Иоселиани "Сады осенью" (Франция — Россия — Италия, 2006).
Фильм демонстрировался в Одессе в кинотеатре "Маски", как, впрочем, и другие высокохудожественные киноленты сезона, не претендующие на популярность блокбастеров.
В "Садах осенью" снимались Северен Бланше (Венсан), Отар Иоселиани (Арно), Мишель Пикколи (мать Венсана), Паскаль Венсан, Лили Лавина, Дени Ламбер, Жасент Жаке и другие замечательные артисты. Участник официальной конкурсной программы 1 Международного кинофестиваля в Риме 2006, фильм посвящен теме жизни в широком смысле, жизни, на которую иногда стоит посмотреть со стороны, отрешившись от суеты и погони за ложными ценностями.
Рискну утверждать, что занятый в главной роли Северен Бланше весьма напоминает звезду советского экрана Олега Борисова в фильме "Рафферти", и притом не случайно. Отар Иоселиани вольно или невольно продолжает развитие образа предприимчивого человека, чья тонкая душевная организация почему-то не способствует карьерному росту, успешности. Вернее, способствует, но до определенного момента…
…Кто бы мог подумать, что министр Венсан окажется на улице? Услуги, оказанные Венсаном нации, весьма значимы: в молодости он был биологом и изобрел незаметное, но эффективное оружие массового уничтожения: генетически модифицированных насекомых — вызывающих судороги блох и ос-убийц. В тридцать лет он уже был членом академии наук. Чтобы нейтрализовать его талант изобретателя, его назначают министром сельского хозяйства. Он превращается в старого зануду, ему уже за шестьдесят и он почиет на лаврах.
Естественно, у него есть враги, которые терпеливо роют ему могилу. Все начинается с хорошо продуманных акций: выкриков, протестов, яростных выступлений, неприкаянных мычащих коров, овец и уток, навоза, разбросанного по бульварам, тракторов... Толпа всегда думает, что следующий руководитель будет лучше того, кого, по их мнению, они хорошо знают. Она хочет перемен, ее шум подобен музыке Вагнера, Девятой симфонии Бетховена!
Венсан в своем кабинете. Окна закрыты, но он слышит шум толпы. Ее лозунги безжалостны и категоричны. Это конец. Венсан подписывает свою отставку... Собирает сувениры и личные вещи, среди которых огромное количество произведений анималистической живописи. Все эти коровки, овечки и так далее явно помогают блестящему парижанину не оторваться окончательно от своих корней. Его мать, колоритная старуха, и теперь живет в загородном поместье среди домашних животных. К отставке сына она относится с олимпийским спокойствием: лишь бы был здоров… Преемник Венсана, гордо поселившийся в его кабинете, к концу фильма также оказывается безработным министром.
Критика восприняла новую работу Иоселиани более чем благосклонно. Вот что писала "Юманите": "...эта любовь к жизни, дружбе, совместным выпивкам — и еще, конечно, любовь к работе, сделанной аккуратно. Потому нам и нравится эта сказка, сочиненная в наше беспокойное время: урок умения жить". "Сады осенью" — фильм, обладающий невообразимой способностью лечить и снимать депрессию", — утверждает Жан-Батист Морэн ("Энрокюптибль"). "Сады осенью" показывают счастливое изменение судьбы человека, спустившегося вниз по социальной лестнице. Сверхъестественная легкость, сотканная из знакомых всем нам простых действий и ситуаций, пронизывает окружающий его мир", — пишет Элен Реймон (Fluctuat.net). "Атмосфера недолговечности нашего существования, лишенная драматизма, повторяющаяся, расслабленная, позволяет зрителю читать и радостно предвкушать причудливые арабески повествования", — как нельзя лучше резюмирует Жан-Кристоф Феррари ("Позитиф").
Режиссер фильма Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси. Учился на математическом факультете МГУ. Работал ассистентом режиссера, монтажером на киностудии "Грузия-фильм", режиссером на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. С 1961 года — режиссер и сценарист киностудии "Грузия-фильм". В 1965 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Довженко).
С 1959 по 1965 год Иоселиани снял на Тбилисской студии три короткометражных картины, а также десяток заказных сюжетов (среди которых был выпуск новостей Советской Грузии). В 1962 году он снимает "Апрель", а в 1966-м — "Листопад", свой первый полнометражный фильм, где он уже четко выражает свою интеллектуальную позицию и прославляет любовь и радости настоящей жизни.
Автор ряда статей о кино, опубликованных в России и за рубежом.
С 1979 года живет и работает во Франции и Грузии.
Его фильм "Жил певчий дрозд" получил премию за лучший зарубежный фильм 1972 года в Италии. Снятые уже во Франции "Фавориты Луны" отхватили Большой специальный приз жюри на МКФ 1984 года в Венеции.
— "Сады осенью" повторяют общий сюжетный ход многих последних фильмов Иоселиани, — резюмирует руководитель киноклуба "Ю-синема" Ян Юсим. — Нам постепенно представляют множество персонажей, которые в финале встречаются.
А тут еще образ сада с желтеющими листьями, словно метафора постепенно стареющего человеческого сообщества, европейской культуры. В фильме видно, как изменяется Париж ввиду присутствия иммигрантов, количество которых постоянно растет. Но хоть для зрителя, знающего кинематограф Иоселиани в целом, особых сюрпризов и нет, кино это прекрасное, высокохудожественное, и я рад, что одесситы его посмотрели…

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.