На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДАЙДЖЕСТ

«ЭТО — ИСТОРИЯ ЭМИГРАЦИИ»…


В российской столице завершился Московский международный кинофестиваль, в рамках которого были показаны 200 фильмов, 19 из них участвовали в основном конкурсе. Гран-при фестиваля завоевала картина российского режиссера Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными". Не многие знают, что автор сценария этой и многих других кинолент Аркадий Красильщиков уже 11 лет живет и работает в Израиле. В своем доме, расположенном в городке Ган-Явне, он встретился с корреспондентом NEWSru.co.il Анной Розиной и рассказал об истории "Путешествия с домашними животными", о своем творческом пути и жизни в Израиле. Встреча началась с просмотра картины, победившей на одном из самых престижных кинофестивалей мира.

Сюжет фильма, на первый взгляд, прост. Молодая женщина Наталья живет на заброшенном полустанке с нелюбимым мужем, который когда-то выкупил ее из детдома и фактически сделал своей рабой. Вся ее жизнь — рутина, состоящая из одних и тех же дел, лишенная каких-либо чувств и событий. Одиночество и тоска, зависимость от быта превращают Наталью в настоящую рабу своего мужа, которого она так и называет — "хозяин". Внезапная смерть "хозяина" переворачивает жизнь женщины. Она, неожиданно для самой себя, постепенно освобождается от уже привычного рабства. Наталья отправляется в село и меняет опостылевшую ей корову на козу Берту. По дороге домой она подбирает собаку и вместе со своими новыми питомцами возвращается на полустанок, чтобы начать новую жизнь.
Случайное знакомство с местным ловеласом, шофером Сергеем, казалось бы, должно превратиться в любовную историю, но этого не происходит. Даже этот молодой энергичный мужчина, утверждающий, что Наталья просто не знает вкуса жизни, — всего лишь еще один хозяин, еще один человек, не попытавшийся понять ее странную душу, помочь ей стать счастливой и свободной…
— Создается впечатление, что сценарий к фильму, в котором российская природа играет одну из главных ролей, мог быть написан только в эмиграции…
— На самом деле, этот сценарий написан 12 лет назад. Но это и есть история моей эмиграции. Главная тема фильма — рабство. Социальное рабство существенно, но личностное не менее страшно и губительно. Увы, на галеры попадают не только гребцы…
Я писал сценарий незадолго до отъезда в Израиль. Все вроде было в порядке, но я понимал, что живу не там, где хочу, не с тем, с кем хочу, и делаю не то, что могу и должен. То есть ясно осознавал собственное рабство. Моя репатриация стала попыткой жить своей жизнью, это мое личное "путешествие с домашними животными". Мне нравится жить так, как я живу сейчас, — делать то, что я хочу, работать и жить в своем доме по своим законам и правилам. Большинство людей несчастливы именно потому, что живут не своей, а навязанной им жизнью. Наталья в "Путешествии с домашними животными" пытается исправить судьбу, по совету классика выдавливает из себя раба по капле.
— Как сценарий попал к режиссеру Вере Сторожевой?
— Сценарий очень нравился Кире Муратовой. Но что-то не заладилось. Вера Сторожева — ученица, соавтор Муратовой. И понятно, почему именно она взялась за работу над "Путешествием". И я очень рад этому.
У меня было много фильмов. Вот и за последние четыре года появились четыре картины, но только Вера отнеслась к тексту сценария с уважением, любовью и мужеством, потому что работа эта не сулила коммерческой выгоды, да и была, как бы это выразиться, вне моды в российском, да не только, кинематографе.
— Как вы считаете, в чем причина такого успеха фильма?
— Над ним работала потрясающая команда. Все, вплоть до самых рядовых рабочих, прочли сценарий, были влюблены в этот фильм, съемочная группа готова была пахать до поздней ночи, хотя условия работы в российской глубинке были далеко не самыми лучшими. Но все жили этим фильмом.
— Актеры, выбранные режиссером, соответствовали тем образам, которые создавали вы?
— Надо сказать, что режиссер берет на себя огромную ответственность, подбирая актеров. Ведь удачный актерский состав — это уже половина будущего успеха. Моя Наталья была написана бабой — сильной, мощной, этакой Нонной Мордюковой в молодости. Ксения Кутепова, сыгравшая в итоге главную роль, напротив, тонкая, изящная, в общем, — совсем иная. Веру Сторожеву до сих пор ругают — как вы могли взять такую городскую интеллигентную девушку на эту роль? Но как только я увидел Ксению на площадке, я понял, что именно она настоящая Наталья. Кутепова сыграла "марсианку", прилетевшую на этот полустанок ниоткуда и отправившуюся в конце фильма в никуда. Она не от мира сего. Она странная и не похожая на всех. Ксению очень часто приглашали сниматься в кино, но она чаще всего отказывалась от работы. Эта картина стала первой ее "авторской" ролью в кино.
— Вам довелось присутствовать на съемочной площадке?
— Да. Я провел три счастливых дня с группой "Путешествия" на берегу озера Селигер. Ехал и очень волновался — что я увижу, кого я увижу? Вот я на месте — и вижу, что все подлинное, именно такое, как я себе представлял, настоящее. Я увидел съемочную группу, Веру, Ксению Кутепову, гениальную собаку, девочку Соню, сыгравшую дочь Сергея. Наблюдая, как оживал мой старый сценарий, я, наверно, был счастлив больше, чем тогда, когда узнал о победе на фестивале.
— О вас пишут: Аркадий Красильщиков — публицист, обозреватель, журналист, режиссер, писатель, сценарист… А кем вы сами себя считаете, в первую очередь?
— Я рассказываю истории. Уже будучи здесь, в Израиле, выпустил 4 книги, они напечатаны в Израиле, в Москве и Одессе. Это "Рассказы для детей", "Дело Бейлиса", "Рассказы в дорогу" и "Навстречу судьбе". Но по образованию я драматург, окончил ВГИК. Вот еще и журналистом стал — по необходимости, конечно, но с огромной пользой для литературной работы.
— Расскажите о своей карьере в кино.
— Свою первую картину на экране я увидел студентом ВГИКа, в 1966 году. Это был немой этюд — моя курсовая работа. Всего я снял сам или был автором сценария 24 художественных и документальных фильмов. Из них только несколько я считаю по-настоящему сильными. Картина "Мы едем в Америку", которую снял по моему сценарию в 1993 году режиссер Федор Грибов, — очень талантливая, серьезная работа. Но жизнь у нее была недолгой. Ее спонсоры разорились, картина и все материалы к ней исчезли каким-то образом. Режиссер увез копию в Америку, там продавались кассеты, но в России ее фактически никто и не увидел.
— Ваш фильм "Псы" стал первым российским фильмом ужасов…
— Нет, я бы не назвал его фильмом ужасов. Это первый российский триллер. Мы с Дмитрием Светозаровым собирались снять мюзикл по произведениям Шолом-Алейхема. Но этот жанр режиссер отверг. Вместо мюзикла в итоге получилась философская притча в жанре фильма ужасов. Жуткий, страшный, реалистичный триллер. Если в картине "Путешествие с домашними животными" я выразил всю свою любовь к России, то в "Псах" попытался рассказать о том, что в ней ненавидел. Фильм был готов в 1989 году. Интересно, что картина "Псы" стала последним фильмом, запрещенным цензурой для показа в России.
— Вы уже 11 лет живете в Израиле, работаете в еженедельнике "Секрет" и в газете "Новости недели". Кем вы больше себя чувствуете: израильтянином или россиянином?
— Я весь в русской культуре, Россия — это моя, скажем так, культурная родина. Но в Израиле мой дом. Я называю Израиль "страной любви с первого взгляда". Помню, когда я приплыл сюда на пароме в 1991 году и увидел Хайфу, я понял, что хочу здесь жить и буду здесь жить.
— А вы не хотели бы попробовать свои силы в израильском кинематографе?
— В 1990 году я привез в Израиль свой фильм "Псы". Его здесь не поняли, и он многих напугал. Не в плане сюжета. Здесь очень боятся конкуренции. Израиль маленькая страна. Здесь очень развита религиозная культура, сильны традиции. А вот светская культура в состоянии зачаточном. Мировой кинематограф держался и держится, в основном, на евреях. А в еврейском государстве кинематографисты с именем, талантливые люди не востребованы. К тому же, в демократическом Израиле крайне силен пресс "левой" цензуры. К кормушке, и не только в кинематографе, подпускаются только свои.
— Ваши планы на будущее?
— Совсем скоро, если все получится, начну снимать полнометражный документальный фильм о Чехове в Таганроге. Осенью, надеюсь, начнется работа над новыми картинами по моим сценариям.

Анна РОЗИНА,
NEWSru.co.il.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.