На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЕВРЕЙСКАЯ МИСТИКА: КАББАЛА


(Продолжение. Начало в № 490.)

Восстановление первоначального единства (в Каббале это единство называется "ихуд") — постоянный процесс, в котором призван участвовать каждый человек и который осуществляется путем общения с Б-гом и путем нравственного совершенствования. Но для достижения этой цели самый важный вклад должен быть сделан коллективно общиной Исраэля. Эта миссия возложена на евреев в силу их избранности. Этим актом Шехина связала себя с Исраэлем и вступила с ним в отношения, закрепленные Обетом и достигшие наивысшей точки близости сооружением Храма. После разрушения Храма в этих отношениях появилась некая напряженность, и благословения, которые излучает на Исраэль Шехина, не столь регулярны и действенны. Но Шехина все же никогда не покидает Исраэль. Она сопровождает его любовью и заботой, как родители своего возлюбленного сына. С приходом Машиаха, когда Исраэль будет снова жить в безопасности на Святой Земле, а на прежнем священном месте вновь воздвигнется Храм, Шехина обретет свою прежнюю мощь и действенную силу и воссоединится с Б-гом; все вещи вернутся на свои места, которые они занимали согласно первоначальному Б-жественному плану Творения.
Тогда наступит полное совершенство в мире горнем и дольнем и вся Вселенная соединится в одно целое, и, как сказано ("Зехария", 14, 9), "В тот день будет Превечный Один и Имя Его — Одно".
Для достижения этого единства Исраэлю и дана Тора. Только изучением Торы и соблюдением ее заповедей может Исраэль вносить особый вклад в дело реализации этой космической цели. Изучение Торы эффективно потому, что между Торой и миром существует соответствие. Книга "Зоар" рассматривает Тору как некий чертеж, которым пользовался Б-г при создании мира. "Когда Превечный решил сотворить мир, Он стал смотреть в Тору, в каждое животворящее ее слово и соответственно образовал мир, ибо все миры и все действия мирские содержатся в Торе" (II, 161 а), где каждое слово — символ, а каждая точка или черточка — скрытая тайна.
Изучение Торы и стремление вскрыть ее тайные смыслы становится, таким образом, одной из важнейших обязанностей сынов Исраэля. "Ибо тот, что сосредоточивает свою мысль на Торе и вникает в ее сокровенные тайны, поддерживает собою мироздание" (II, 61 а). И наоборот: "Тот, кто пренебрегает изучением Торы, как бы губит мир" (I, 184 б).
Наряду с соответствием, существующим между Торой и миром, есть соответствие между предписаниями Торы и составными частями человеческого тела.
По подсчетам ранних талмудистов, Тора содержит 248 позитивных заповедей и 365 запретов, что соответствует 248 членам и 365 сухожилиям человеческого тела. Таким образом, соблюдение или нарушение хотя бы одной заповеди вызывает с помощью соответствующей части тела реакцию в определенной части мира сефирот и сказывается таким образом на всем мироздании (I, 61 б). Подобным же образом "установленные праздники" еврейского календаря, то есть Шаббат и праздничные дни, предписанные в Торе, черпают свой особый мистический смысл из связи с миром сефирот. Согласно учению "Зоар", каждый день недели попадает в сферу влияния особой сефиры. Шаббат находится под непосредственным воздействием сефиры Малхут (Шехины), которая, как мы видели, является объединяющей сефирой, гармонически сочетающей воедино потенциальные возможности всех сефирот. Потому Шаббат — день радостного воссоединения в горних мирах. В этот день строгость суда бездействует и уступает место целебной силе Любви, обнимающей своим благословением все творение. Даже обитатели ада получают в этот день передышку от искупительных мук за грехи.
Субботние благословения проникают, просачиваясь, и в остальные шесть дней недели. "Шаббат наделяет своим благословением все шесть дней трансцендентного мира, и каждый небесный день посылает миру дольнему пищу из того, что он получил в седьмой день" (I, 88 а). Но поток субботних благословений в мире горнем зависит от стимула, получаемого снизу. В этом мистический смысл субботних трапез. Они дают толчок потоку благословений этого дня. "Ибо на пустой стол благословение сойти не может" (II, 88 а).
В этом кроется значение радости, которая характеризует Шаббат, и тех особых обрядов, в которых она находит выражение. Шаббат наделяется Б-жественной красотой и становится блистательной и великолепной невестой. Каждую пятницу вечером, на закате, жених (Исраэль) выходит встречать свою Возлюбленную, Шаббат, приветствуя ее приход песнями и восхвалениями. Эта радость Исраэля, с любовью встречающего Шаббат, и есть тот земной стимул, который пробуждает воспетую в "Песне Песней" любовь Б-га к Своей возлюбленной, общине Исраэля.
В таком же мистическом смысле интерпретируются и другие важные даты. То же самое относится к тфиллин и цицит, к маце, которую едят на Песах, к арба миним, которые держат в руках в дни Суккота: во всех этих случаях "Зоар" стремится объяснить реакцию, возникающую на небесах, как результат исполнения Исраэлем определенных заповедей.
Не только дни, но и различное время суток связано с той или иной из сефирот и становится поэтому подходящим для выполнения той или иной религиозной обязанности. Время от зари и до того момента, когда солнце клонится к западу, называется "день" и проходит под знаком восходящего атрибута Любви. После этого наступает "вечер", время атрибута Суда. Поэтому Ицхак ввел предвечернюю молитву ("Минха"), чтобы смягчить суровость суда, а Авраам установил утреннюю молитву, соответствующую атрибуту Любви (II, 21 а-б).
Другим важнейшим орудием восстановления единства является молитва. Она — не магическое действие, как и все заповеди Торы. Молитва определяется как душевная служба, и ее эффективность зависит от того, насколько эта служба ревностна. "Молитва, которую человек возносит сосредоточенно и ревностно в благоговении перед своим Властителем, производит большое воздействие на мир горний" (II, 200 б). Это воздействие описывается в терминах единения Б-га с Шехиной, вследствие которого мир и радость, порожденные вверху, нисходят на Землю и обнимают не только душу молящегося, но распространяются на всех, так что сам молящийся становится "сыном, при посредстве которого на небесах возникают благословения" (II, 62 а).
В конечном счете Любовь определяет эффективность всех форм сотрудничества с Б-гом, будь то изучение Торы, исполнение заповедей или молитвы. В Любви, согласно "Зоар", следует искать ключ к тайне Б-жественного Единства. Тот, "кто служит Б-гу из любви, связует высшие ступени с низшими и возносит все на ту высоту, где все должно сливаться в одно" (II, 216 а).
В зависимости от того, как именно участвует человек в действенном сотрудничестве с Б-гом и какой вклад он вносит в дело восстановления единства, душа человека получает вознаграждение или возмездие в загробном мире. В момент смерти человека душа распадается на три составляющие ее части, и каждая часть получает заслуженное воздаяние. Когда умирает праведник, его нешама получает "поцелуй Любви" от Беспредельного и тотчас возвращается к источнику, из которого она была некогда излучена. Теперь она будет вечно пребывать в нем, в чистом сверкающем отражении Б-жественного Света. Дух праведника, руах, вступает в Эден (рай). Там, лишенный тела, в котором проживал в земном мире, он может наслаждаться райским светом. Нефеш праведника остается в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадается, после чего нефеш обретает окончательный мир и покой.
Иная судьба ожидает тех, чью земную жизнь запятнал грех. Их нешама сталкивается с преградами, затрудняющими ее немедленное восхождение к своему надлежащему месту. И пока она не достигнет предназначенного для нее места, двери рая закрыты перед духом (руах), а нефеш обречена скитаться по всей Вселенной.
Однако рано или поздно каждая душа вернется к источнику своей эманации. Те души, которые в своем земном существовании не сумели подняться до чистоты и совершенства, необходимых для получения доступа к своему источнику в горнем мире, должны "пережить" воплощение в другом теле и даже повторять это "переживание" снова и снова, пока не выполнят на Земле своего назначения. Только тогда в очищенном виде смогут они вернуться в небесные сферы.
Эти и подобные доктрины книги "Зоар", раскрывающие небесные тайны бытия в целом и еврейской религиозной жизни и соблюдаемых мицвот в частности, переплетенные с тщательно разработанной ангелологией и богатой образной системой, не могли не произвести сильного впечатления как на евреев-интеллектуалов, так и на еврейские массы.
В невероятно короткий срок "Зоар" завоевал еврейские сердца и умы и стал третьим после Танаха и Талмуда священным источником вдохновения и поведения в жизни.
Еще больше возросла популярность книги после изгнания евреев из Испании в 1492 г. Испанские изгнанники увидели в "Зоаре" новый источник силы, спасший их от бездны отчаяния. Больше, чем любая иная книга, "Зоар" наполнял их ощущением духовной мощи, позволяющей возвыситься над жизненными невзгодами и физическими лишениями. Благодаря "Зоару" они научились видеть в своей трагедии отражение трагической коллизии бытия, в которую как бы вовлечен и Сам Б-г, что не оставляло сомнений относительно конечного исхода. В то же время они научились распознавать имеющиеся в их распоряжении духовные силы, которые способствуют разрешению этой трагической коллизии и несут исцеление и благословение им самим и всему миру.
Изгнанники из Испании несли с собой драгоценный "Зоар" во все страны, куда им был открыт доступ: в Турцию, Палестину и Египет, а позднее в Италию, Германию, Голландию и Англию. Везде, где они обосновались, продолжались расширенное и углубленное толкование и разработка концепций "Зоара". Однако наибольшего развития это учение достигло в палестинском городе Цфат, известном своим на редкость чистым и здоровым воздухом, который, как утверждалось, особенно способствует занятиям мистикой. Помимо этого, Цфат обладал в глазах мистиков и другой притягательной силой — недалеко от него находится гробница рабби Шимона бар-Йохаи, поэтому в Цфат стекались самые выдающиеся еврейские мистики из всех стран Европы, основавшие здесь школу, которой суждено было стать крупнейшим центром учения Каббалы в обоих его аспектах — умозрительном и практическом.

Исидор ЭПШТЕЙН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.