На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

Гордость и боязнь ошибиться

Чтобы помочь детям развить уверенность в себе, родителям необходимо хвалить их и поощрять их достижения. Но когда дети научатся ценить свои успехи, их необходимо защитить от двух ловушек: гордости и боязни ошибиться.
Родители могут защитить детей от гордости, воспитав в них чувство благодарности за все способности и таланты, которыми благословил их Всевышний. А еще их нужно научить быть скромными, не кичиться своими достижениями. Мудрецы говорили: "Если ты много знаешь, не гордись этим, ведь для этого ты создан" (Авот, 2:18). Родители могут стать для детей образцом скромности, отзываясь на их успехи благодарностью, а не гордостью, и перебарывая искушение рассказывать другим (особенно в присутствии детей) о том, какие у них умные дети и какие у тех замечательные успехи.
А чтобы защитить ребенка от боязни допустить ошибку, родителям нужно довести до его сознания, что личная ценность не измеряется достижениями. Хотя желательно все делать хорошо, этого недостаточно, чтобы стать лучше. Наши мудрецы учили, что от человека требуется делать самое лучшее, что он может, все, что в его силах. А преуспеет он или нет - зависит не от него (Авот, 2:16).
Родители должны следить за тем, чтобы не подавлять ребенка и не позволять ему самому подавлять себя мыслью, что все его действия должны быть совершенны. Они могут научить ребенка и тому, что на ошибках люди учатся, и ошибки еще не означают, что человек неудачник, и не могут быть основанием для самоуничижения.

Награда как метод похвалы и поощрения

Следует ли использовать награду как стимул, чтобы побудить детей поступать правильно? На этот счет мнения резко расходятся.
Взгляд, выраженный здесь, сводится к тому, что, несомненно, лучший способ побудить детей поступать правильно - это хвалить их и выражать им словесное одобрение, к этой же категории относятся награды. Они воодушевляют детей и создают у них мотивацию. Но награды нужно использовать, только чтобы приучить детей придерживаться самых общих требований к поведению: например, убирать в комнате или вовремя идти спать. Наградами не стоит злоупотреблять, чтобы побудить ребенка сделать домашнюю работу вроде мытья посуды или выбрасывания мусора.
Есть люди, которые сомневаются в том, что нужно использовать награды и призы, для того чтобы стимулировать хорошее поведение ребенка, потому что считают их разновидностью взятки. Это ошибка. Подкупом или взяткой можно назвать только плату за заведомо неправедное решение суда, извращение закона и несправедливые поступки. Награда может быть названа подкупом лишь в том случае, когда она применяется для обольщения и побуждения к совершению плохих поступков.
Другое возражение против наград сводится к тому, что дети привыкают ждать призов за хорошее поведение. Однако предположение, что дети в результате всегда будут делать добрые дела только из корыстных соображений, - неверно. Гемара учит: "Человек всегда должен исполнять Тору и заповеди, даже если делает это из корыстных соображений, так постепенно он придет к тому, что будет исполнять их ради них самих" (Сота, 22б).
Никогда не следует упускать из виду идеал. Как говорили об этом наши мудрецы: "Не будьте как слуги, которые служат господину из-за награды, а будьте как слуги, которые служат своему господину, не думая о награде" (Авот, 1:3).
Безусловно, хорошее поведение будет вознаграждено, более того, оно само по себе уже награда. Но дети еще не чувствуют глубокого удовлетворения, которое приносит исполнение добрых дел, им нужна наша помощь, чтобы прийти к этому хорошему поведению. Награды - способ положить начало, инициировать хорошее поведение.
Разумеется, вознаграждение может быть и нематериальным. Наградой для ребенка может стать поездка в интересное место, привилегия поздно встать или даже испечь пирог. Все, что приносит радость ребенку, можно использовать для его поощрения. Годится и предложение сыграть в занимательную игру. Наблюдая за тем, что ребенку обычно интересно делать, мы можем найти эффективные способы его поощрения.
Но стимулы теряют свою эффективность, если родители постоянно детям о них напоминают. Тогда ребенок может начать их воспринимать как некую форму давления на него со стороны родителей, - чтобы он вел себя хорошо. Родителям нужно стараться держаться эмоционально отстраненнее от такой ситуации.
Популярна у взрослых и система подсчета очков. Ребенку говорят, за какое поведение он получит награду, затем отмечают очки, которые он набрал. А когда набирается достаточное количество очков, ребенок может их продать ради награды - чего-нибудь вроде маленькой игрушки или авторучки. Пусть он сам выберет, что он хочет получить. Призы рекомендуется купить и показать ребенку с самого начала.
Но вознаграждение может быть и нематериальным.
Маленьким детям можно давать очки в виде звездочек. Их приклеивают каждый раз, когда ребенок делает что-то хорошее: например, убирает свою кровать. Он сам раскрашивает звездочки, которые ему дают родители. Никаких других наград для него уже не требуется.
Как пример системы поощрений для закрепления какого-то вида поведения - предположим, что вы учите детей не оставлять свои вещи разбросанными по комнате. Каждому из детей утром дается небольшая сумма, но за любую вещь, которая будет валяться вечером на полу (одежда, книжки и тому подобное), ребенок должен отказаться от какой-то части этих денег. Или, чтобы избежать споров, родители могут выдавать ребенку деньги вечером - за вычетом штрафа.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.