На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОДЯНАЯ БАЛКА И УЛИЦА БАЛКОВСКАЯ


Одесса буквально изрезана оврагами или, как их еще называют, балками. Одесситам хорошо известны Карантинная балка, Военная балка и Водяная балка. Наибольшая из них - Водяная - дала название Балковской улице.
Если Карантинная и Военная балки получили свои названия от соответствующих гаваней одесского порта, то Водяная балка стала так именоваться благодаря небольшой речушке, протекавшей по ней, и многочисленным источникам воды. До постройки нынешнего одесского водопровода Водяная балка была одним из важнейших пунктов по снабжению города водой.
Улица Балковская проходит по Водяной балке не по всей своей длине. На отрезке от Херсонского сквера до улицы Разумовской Балковская действительно лежит в балке, а затем улица идет параллельно правому берегу Водяной балки.
Сейчас трудно себе представить, что нынешняя широченная, в шесть полос, с трамвайной линией, застроенная многоэтажками улица Балковская еще в начале 1970-х гг. выглядела совсем иначе. Узенькая улочка, мощенная камнем, с одно-двухэтажными домами и огромными извилистыми дворами, с линией узкоколейного трамвая и небольшой речушкой, текущей прямо по улице, - такой была Балковская (Фрунзе) до реконструкции.
Тогда же можно было прямо из Херсонского сквера, с нынешней конечной 20-го и 30-го трамваев подняться по Студенческому спуску к бактериологической станции на ул. Пастера. Сейчас на месте этого спуска огромные трубы теплотрасс, а переулки Ольгиевский и Митракова, соединявшие Ольгиевский и Студенческий спуски, - тупиковые. В этом же районе улица Балковская весьма своеобразно меняет дислокацию домов. От Ольгиевского спуска до Херсонского сквера улица проходит в трех параллельных местах. Небольшой квартал, начинающийся от ул. Краснослободской и упирающийся в резервный водоем, - это Балковская. Узкий тупик, сохранивший старую застройку, идущий от Ольгиевского спуска в сторону Херсонского сквера, - это тоже Балковская, о чем говорят и номера домов. А вот магистраль от Ольгиевского спуска до Херсонского сквера - только дорога, и не более того.
На месте первого в Одессе микрорайона "хрущевок" (Балковская, 36/1 - 36/8) и завода "Молдвино" раньше находились кирпичные заводы, о чем свидетельствуют и замеченные при земляных работах осколки черепицы и кирпича.
Улица Фрунзе была последним местом, где ходил старый узкоколейный трамвай. Когда в 1964 году были ликвидированы 1-й и 23-й узкоколейные маршруты в центре города, 30-й остался последним таким маршрутом до 1971 года, когда улицу Фрунзе закрыли на реконструкцию. До самого последнего дня тут ходили вагоны бельгийского производства, поставленные в Одессу еще в 1910-1915 гг., - 60 лет, в общей сложности, служили городу эти трамваи (что, в частности, говорит о разумной политике городских властей).
Через речушку были переброшены многочисленные мосты и мостики. Самый первый из них находился около Херсонского сквера, следующие - у Ольгиевского, Матросского спусков, Колонтаевской, Виноградной, Дальницкой и Мельницкой улиц. За одним исключением этих мостов сейчас нет - они либо уничтожены во время реконструкции улицы Фрунзе в 1970-х гг., либо просто засыпаны.
Интересен ныне несуществующий мост в районе Матросского спуска, который упирался в небольшой скверик. Сейчас на месте сквера стоят два шестнадцатиэтажных дома (Балковская, 30Б и 36). А на месте самого моста улица Балковская слегка поднимается, что было хорошо заметно во время катастрофических ливней летом 2005 года, когда лишь эта часть улицы была сравнительно проходима...
А всего в нескольких метрах автомобили буквально тонули в нахлынувшей со всего города воде.
Хорошо видно и место на ул. Дальницкой, где до 70-х гг. также был мост через Водяную балку. Сейчас это самое низкое место Дальницкой, где расположена автозаправочная станция, за забором которой можно увидеть Водяную балку.
Единственный сохранившийся из прежних мостов находится на улице Виноградной (Бабеля). Хотя, собственно, мостом сейчас его назвать трудно... Идя по мосту в сторону Бугаевской улицы, слева видно Водяную балку, превратившуюся в большую свалку. Ну, а справа прямо над мостом нависает земляная насыпь, на которой находится автостоянка одного из предприятий и гипермаркета "Фоззи". И, наверное, очень скоро от этого моста тоже останутся одни воспоминания...
Сейчас же Балковская преображена до неузнаваемости. На месте узкой улочки выросли многоэтажные дома. Завод "Молдвино" в 2004-2005 гг. был снесен, и теперь на его месте строится жилой комплекс "Семь самураев". От огромной заболоченной ямы в начале улицы напоминанием остался резервный водоем ливневой канализации. И только на нечетной стороне улицы от Дюковского парка до Мельницкой остались старые дома, старые дворы - живые свидетели нашей истории.

Александр ВЕЛЬМОЖКО.
Фото автора.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.