На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ДИСЦИПЛИНА С ЛЮБОВЬЮ

Иногда дисциплину рассматривают как нечто противоположное любви. Однако согласно еврейскому взгляду, дисциплина — это не только выражение любви: ее отсутствие — выражение ненависти к ребенку. "Ибо кого Б-г любит, того и наказывает" (Мишлей, 3:12). "Кто жалеет розги, как будто ненавидит своего ребенка" (Мишлей, 13:24). (Здесь мы интерпретируем слово розга в широком смысле, как все формы дисциплины. (Раби Шломо Вольбе, Алей Шур, 1972, стр. 261).) Дисциплинированный ребенок приносит родителям настоящее удовольствие. "Дисциплинируй ребенка — и получишь награду; он даст радость твоей душе" (Мишлей, 29:17).
Новорожденного сравнивают с диким осленком (Иов, 11:12); он следует только природным инстинктам, примитивным желаниям. Дисциплина необходима, чтобы привить ребенку те основные механизмы самоконтроля, которые позволят ему в дальнейшем постепенно приобрести менее эгоцентричную ориентацию.

Правая и левая рука

Мудрецы советуют, чтобы, воспитывая ребенка, "левая рука отталкивала, а правая приближала" (Сота, 47а). Правая рука символизирует прямое выражение любви — сочувствие и понимание, а левая представляет собой непрямое выражение любви, оно проявляется в ограничениях и дисциплине. Раби Шимшон Рефаэль 'Гирш объясняет, что в воспитании соединяются любовь и строгость, но "правая рука, которая приближает", — сильнее, и она должна доминировать. "Мы не преуспеем в воспитании излишней строгостью, которая чревата только бунтом". Лишь выражая нашу постоянную любовь к ребенку, мы можем преуспеть в его обучении (Раби Ш.Р. 'Гирш, Йесодот 'гахинух, т. 1, 1968, стр. 55-56).
Если излишняя строгость препятствует достижению желаемого результата, то не менее болезненно отсутствие дисциплины. Родители иногда перестают приучать детей к порядку и дисциплине из-за неуместного чувства сострадания к ним или опасения, что это помешает их естественному развитию. Но они совершают большую ошибку. Может быть, самая трагическая история в книге Ктувим (Писания) — это восстание Авшалома против своего отца царя Давида (который слишком много ему позволял), его насилие над женами отца и его желание уничтожить отца. Что могло привести к такому извращению человеческой природы? Мидраш объясняет, что отец, который не приучает ребенка к дисциплине, направляет его на плохой путь, и постепенно тот возненавидит своих родителей. Поскольку царь Давид ни в чем не ограничивал любимого сына, Авшалом стал испорченным и развращенным и даже захотел убить своего отца (Мидраш раба, Шмот, начало). Недостаток строгости и нежелание приучать детей к дисциплине могут со временем вылиться в бунт детей против родителей.
Отметим, что мудрецы называют отказ родителей приучать детей к дисциплине лишением. Дисциплина ребенку необходима — он имеет на нее право!
Строгую левую руку и сострадательную правую руку можно рассматривать как сотрудничающие еще и в ином смысле. Приучая к дисциплине, мы должны делать это с любовью — тогда ребенок чувствует, что мы действуем в его интересах. Дисциплину, которая несет заряд и послание любви, ребенок никогда не воспримет как отторжение.
Современная психология тоже признает важность дисциплины:
Уже много было написано об опасностях грубости и жесткости, подавления, дисциплины без любви — эти предостережения верны, и их не нужно забывать. Но последствия чрезмерных наказаний приводились как доводы для отказа от дисциплины. Это глупо... [Ребенок] хочет знать, где границы для него, и кто их устанавливает... [и родителям] нужно знать, когда наказывать, как ограничивать и какое поведение пресекать. Такая дисциплинарная деятельность должна проходить в атмосфере любви и сочувствия (Джеймс Добсон, Вызов дисциплине, 1970, стр. 2-3).

Увещевание

Тора заповедует нам увещевать и предостерегать наших ближних, когда мы видим, что они ведут себя неправильно.
В этом выражается наша любовь к ним и забота об их благополучии (Ваикра, 19:17).
К нашим детям эта мицва относится еще в большей степени, потому что они целиком зависят от нас в развития характера и определения жизненных ценностей и ориентиров (Рамбам, Мишнэ Тора, 'Гилхот тшува, 4:1; Шулхан арух 'гарав, Талмуд Тора, 1:6).
Высказывание пророка: "Ибо тех, кого любит Б-г, Он предостерегает, — заканчивается словами: — как любит отец своего сына". Виленский Гаон объясняет, что отношения между отцом и сыном не похожи на взаимоотношения других людей, когда порицающий хотя и любит того, кого порицает, но постепенно позволяет ему идти своей дорогой, если тот его не слушает. Однако если сын не обращает внимания на предупреждения отца, отец не отступает, а продолжает его увещевать, пока сын не улучшит свое поведение. Он делает это из любви, которая так велика, что отец не может вынести дурного поведения сына, и только того и хочет, чтобы сын вел себя правильно. Свидетельством того, что отец поступает так из любви к сыну, служит то, что после упреков и порицания он говорит с ним мягко и ласково. Если за порицанием следуют слова утешения, ребенок почувствует, что его не отвергают, а любят.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.