На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

БЭМИДБАР


В начале книги "Бэмидбар", четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин "призывного" возраста — от 20 лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви был произведен отдельный подсчет, так как у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне.
Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30-ти до 50 лет. "Излишек" сыновей-первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.

* * *
"И говорил Б-г, обращаясь к Моше: "Произведи исчисление всего общества сынов Израиля..." Для чего потребовалась эта перепись в пустыне, уже третья по счету (первая перепись проводилась при выходе из Египта, вторая — после казни активных участников поклонения золотому тельцу)? Один из ответов гласит: народ, возглавляемый Моше и Аароном, готовился вступить в Эрец Исраэль и начать войну против местных языческих племен. Поэтому требовалось определить точное количество мужчин-призывников "от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско Израиля (...) по ополчениям их". Но вскоре произошло непредвиденное: евреи поверили клеветническому отчету группы разведчиков, впали в истерику, боясь идти в Святую Землю, и за это были наказаны сорокалетними блужданиями по пустыне до полной смены поколения. Об этом рассказывается в разделе "Шлах".
И все-таки: зачем нужна Б-гу перепись? Неужели Он, Всеведущий и Всевидящий, не знал, сколько евреев было в пустыне? Б-г велел Моше пересчитать евреев, чтобы показать, как Он дорожит ими. Ибо каждая еврейская душа — это целая вселенная, важный элемент Творения.
Произведенное в пустыне исчисление показало, что больше всего людей было в колене Йеуды — 74600. На втором месте оказалось колено Дана — 62700. Однако в Египте больше всех размножились потомки Йосефа, хотя у него было только два сына, а, скажем, у Биньямина — целых десять. Но после того как праотец Яаков назвал сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше — своими сыновьями, они стали родоначальниками двух разных колен, и их стали подсчитывать раздельно, на равных правах с другими сыновьями Яакова. Если же сложить всех потомков Йосефа — от Эфраима и Менаше, то получится 72700 человек — лишь немного меньше, чем у Йеуды.
Но и это еще не все. В комментарии "Таргум Йонатан" на раздел "Бешалах" сказано, что за тридцать лет до Исхода из Египта бежали 200 тысяч человек из колена Эфраима. По пути в Эрец Исраэль они были истреблены кровожадными филистимлянами, жителями Газы. Добавим пятую часть этой группы к потомкам Йосефа (известно, что из Египта вышли только 20 процентов всех евреев, остальные умерли во время девятой казни, "тьмы Египетской") и получим: 72700 + 40000 = 112700. Получается, что если бы дерзкие беглецы из колена Эфраима проявили выдержку и ушли из Египта со всеми, то число потомков Йосефа в пустыне было на 50 с лишним процентов больше, чем у Йеуды.
Чем вызвана такая феноменальная плодовитость детей, внуков и правнуков любимого сына Яакова? Скорее всего, Йосефу помогло отцовское благословение: "Росток плодоносный, Йосеф, плодоносящий выше (дурного) глаза..." ("Берешит" 49:22). Своим пророческим напутствием праотец еврейского народа защитил детей Йосефа от дурного глаза, который, как говорили мудрецы Талмуда, бывает причиной многих смертей.
В комментарии "Баал а-турим" сказано, что в том же завещании Яакова своим сыновьям содержатся тайные знаки, по которым был определен порядок расположения колен в походном марше и на стоянках в Синайской пустыне. "Каждый при знамени своем, по знакам отчих домов..." (2:2). Лидерами и знаменосцами четырех станов стали те колена, к чьим основателям Яаков обращался во втором лице, на "ты", в разделе "Ваехи": "Реувен, ты мой первенец"; "Йеуда, тебя восхвалят братья твои"; Йосефу: "Б-г отца твоего да поможет тебе..."; Дану: "Надеюсь на спасение твое от Б-га". Со всеми другими сыновьями Яаков говорил только в третьем лице.
Все четыре стана описаны в Торе по одной схеме: вначале называется колено-лидер, затем "стоящее возле него" колено-ассистент. После них упоминается третье "рядовое" колено, причем перед этим третьим коленом стоит соединительный союз "вав" ("и"): "...и колено Гада", "...и колено Биньямина", "...и колено Нафтали". Только колено Звулуна, также третье по счету, названо без "и", что подразумевает его полное равноправие с предыдущим коленом Иссахара.
Такое малозаметное отклонение не случайно, говорит "Баал а-турим". Потомки Звулуна были преуспевающими купцами и обеспечивали материальные нужды детей Иссахара, знатоков Торы. Еврейская традиция высоко ценит такую помощь. Она приравнивает изучающих Тору к тем, кто субсидирует ее изучение: жертвует деньги на строительство и содержание ешив, зарплату раввинам и стипендию учащимся. Поэтому Звулун стоит на одном уровне с Иссахаром. В тексте исключен даже малейший намек на их неравенство. В книге "Мишлей" прямо сказано: "Тора — древо жизни для тех, кто следует ей, и счастливы поддерживающие ее".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.