На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОТВЕТ РЕДАКЦИИ

     Напомним: в газете "Тиква"-"Ор Самеах" № 508 (13) была опубликована статья Карины Раух (Марии — не Марины! — Гудымы) "Азиаты лидируют, россияне спонсируют, одесситы — подают надежды", посвященная итогам II Международного конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха. В этом материале была затронута непростая тема — падение уровня музыкального исполнительства как в стране в целом, так и в Одессе в частности: за последние 20 лет ни один украинский скрипач не стал лауреатом ни одного из ведущих международных конкурсов…
     Мы искренне надеялись на то, что эта статья станет отправной точкой для серьезной дискуссии с участием одесских музыкантов, преподавателей, деятелей культуры. На наш взгляд, проблема, исследованием которой в общем контексте культурной жизни Одессы занимается автор (в скобках заметим: в журналистике Мария работает без малого 20 лет, имея к тому же два специальных образования — музыкальное и театроведческое), достойна именно такого — серьезного и профессионального — разговора…
     Тем удивительнее (и огорчительнее) была для нас реакция со стороны Одесской государственной музыкальной академии. Вначале она была продемонстрирована в телефонном разговоре с дамой, представившейся председателем профкома вуза Светланой Владимировной Мирошниченко (она попыталась уверить редакцию, например, в том, что учащиеся академии ежедневно (!) участвуют в различных конкурсах: "У нас 64 лауреата каждый день"). А затем — в письме ректора академии Александра Викторовича Сокола.
     Мы не станем давать свою оценку общему тону этого письма и в особенности — уничижительно-пренебрежительным выпадам, которые его автор позволил себе в отношении нашего автора. Не делаем этого только по одной причине: "переходить на личности" и "выяснять отношения" в тоне, заданном уважаемым г-ном Соколом, считаем для себя недопустимым, тем более — на страницах газеты. Относительно же конкретных упреков можем согласиться разве что с одним: за некоторую неточность формулировки (конкурс в статье назван еще и фестивалем) журналисту поставлено на вид.
     Что касается всего остального, у нас сложилось отнюдь не беспочвенное впечатление, что статья в нашей газете послужила для Александра Викторовича Сокола, прежде всего, поводом все для того же "выяснения отношений" с людьми, которые к нашему изданию никакого касательства не имеют. Не считая себя вправе комментировать вопросы, которые к нашей компетенции не относятся, за ответами, по крайней мере, на некоторые из них мы обратились к тем, кто был непосредственно связан с организацией II Международного конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха.

Павел КУПИН, член жюри конкурса им. Ойстраха, доцент Одесской музыкальной академии им. Неждановой:
     — Одесская музыкальная академия была своевременно проинформирована об условиях конкурса, и заботился об этом лично я. И пригласительные билеты в приемную ректората доставлялись отнюдь не инкогнито, а лично директором школы имени Столярского Евгением Лысюком. Среди конкурсантов от академии была замечена, к сожалению, только одна скрипачка, Мария Могилевская, выступавшая вполне достойно, однако, тем не менее, не прошедшая во второй тур…
     Письмо ректора заставляет задаться вопросом: знает ли Александр Викторович о том, что одесские дети не выказывают желания учиться игре на струнных инструментах? О том, что на данные специальности нет конкурса в школе имени Столярского, недобор в училище искусств и культуры имени Данькевича? Наконец, о том, что в саму музыкальную академию зачастую поступают струнники сразу после детской музыкальной школы-семилетки — в обход существующих правил? Падению престижа профессии скрипача или виолончелиста помимо прочих факторов способствует и беспомощность молодых педагогов, окончивших музыкальную академию, ведь на кафедре струнных инструментов в течение последних 25 лет отсутствовала педагогическая практика!

     Юрий ДИКИЙ, глава миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, и. о. профессора Одесской музыкальной академии имени А.В. Неждановой:
— Игорь Ойстрах никогда не учился ни в академии, ни в консерватории, ни вообще в Одессе. Касательно же "полной чуши" о том, что в музыкальных вузах следует заниматься исполнительством, а не написанием рефератов, исполненных сугубого теоретизирования, могу сообщить следующее. Такую же, с позволения сказать, "чушь" публикуют всеукраинские еженедельники "Зеркало недели" (номера от 24 октября 2004 года и 24 сентября 2005 года), "Киевский телеграф" (номера от 12 августа и 21 октября 2005 года), другие авторитетные издания. Министр образования и науки Украины Станислав Николаенко в эфире телеканала "1 + 1" прямо заявил о том, что следует пересмотреть сложившуюся практику подготовки бакалавров и магистров в художественных вузах, чем сейчас министерские работники и занимаются. Сложившаяся (с подачи тех же Минобраза и Минкультуры) ситуация, при которой каждый студент оценивается главным образом по теоретической специальности, являясь при этом скрипачом или флейтистом, не представляется справедливой и разумной. Более того, на встрече с коллективом музыкальной академии, которая состоялась нынешней осенью, заместитель министра культуры и туризма Украины Ольга Шокало-Бенч говорила об этом во всеуслышание, и Александр Викторович Сокол в это время находился в зале…

Игорь КУРЫЛИВ, генеральный директор конкурса им. Ойстраха:
     — Во-первых, каждый музыкальный вуз страны получал компьютерную рассылку с условиями участия, которую я же и делал… Во-вторых, говорить о том, что организаторы "неизвестно откуда взяли деньги", не вполне корректно со стороны уважаемого ректора. Хотя бы потому, что спонсорские структуры регулярно "светились" и на страницах конкурсного буклета, и в прессе, и перед телекамерами, и, наконец, на сцене филармонии, причем именно в то время, когда ректор-академик Сокол находился в зале одновременно с автором так возмутившей его статьи. Упрекать тех, кто поддерживает академическое искусство материально, — занятие более чем странное для руководителя художественного вуза!
     В-третьих, не хотелось бы, в свою очередь, прибегать к определению "чушь", но именно оно приходит на ум в связи с утверждением, будто победа учеников председателя жюри конкурса Захара Брона является "победой одесской скрипичной школы". Принять на веру подобное утверждение невозможно даже в случае особого обострения "сообразительности и одесского патриотизма". Значение школы скрипичного исполнительства, основанной Столярским, никто не думает умалять, до сих пор многие видные скрипачи мира с гордостью вспоминают о своих занятиях с Петром Соломоновичем. Но речь-то не об этом, а о том, что сегодня в Одесской музыкальной академии плохи дела с подготовкой будущих мастеров игры на скрипке!

     P. S. В следующем году состоится III Международный конкурс имени Давида Ойстраха, приуроченный к столетию гениального музыканта. Величайший виолончелист мира Мстислав Ростропович будет его открывать. Вновь будут звучать произведения из репертуара Давида Федоровича Ойстраха, вновь молодые таланты будут состязаться в мастерстве, и вновь судить их будет компетентное жюри… И все это будет во славу Музыки. Во всяком случае, нам, как и нашим читателям, бесконечно далеким от "околомузыкальных" конфликтов, дрязг, склок, скандалов и скандальчиков, очень хочется в это верить!
     А пока мы благодарим ректора Одесской государственной музыкальной академии имени А.В. Неждановой, доктора искусствоведения, профессора, члена-корреспондента Академии искусств Украины, академика АН ВШ Украины, Заслуженного деятеля искусств Украины, председателя Одесской организации Союза композиторов Украины г-на Александра Викторовича Сокола за внимание к публикациям нашей газеты.
     С уважением —

     РЕДАКЦИЯ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.